ЗАКОН О РОДОВЫХ УСАДЬБАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ:
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД
Л.В.Новикова
АКОО «Комитет по защите
прав ребёнка «Фиалка»,
юристконсульт
Е.И.Николаева
Председатель АКОО «Сотворение»
Е.Ю.Полушкина
АКОО «Сотворение»
Н.Я.Гринченко
к.ю.н., доцент кафедры
«Конституционного и Международного права»,
Алтайский государственный университет
На
III Всероссийской научно-практической конференции «Родовые поместья России - национальная идея» 5-6 декабря 2009 года участники выступили с предложением к Губернатору Алтайского края о разработке и принятии Краевой целевой программы «Создание поселений из Родовых поместий в Алтайском крае».
Но, к сожалению, никакого ответа от Администрации края не последовало.
18 марта 2010 года в Белгородской области по инициативе Губернатора Савченко Евгения Степановича был принят
закон «О родовых усадьбах в Белгородской области» № 331. Таким образом, Белгородская область стала первым регионом Российской федерации, решившимся законодательно поддержать создателей Родовых поместий.
Этот законопроект опирается на Федеральный Закон Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №302 - ФЗ «О внесении изменения в ст.8 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ФЗ от 7 июля 2003г. №112 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Экологическую доктрину РФ.
Правительство Белгородской области в целях реализации на территории области проекта по созданию и развитию родовых усадеб провело следующую работу:
- распоряжением Губернатора Белгородской области от 15 марта 2010г. образованы координационные советы и межведомственная рабочая группа;
- в муниципальных районах созданы также рабочие группы по реализации данного проекта;
- разработан механизм реализации создания и развития родовых усадеб в Белгородской области.
Наряду с этим разработаны нормативные акты: «Порядок предоставления земельных участков гражданам для организации родовых усадеб», а также «Порядок учёта родовых усадеб и родовых поселений на территории Белгородской области».
Принципиальные положения «Закона о родовых усадьбах»:
- земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, что не противоречит действующему законодательству и схемам территориального планирования;
- особенностью закона является то, что земли сельхозназначения для создания родовых усадеб предоставляться не будут;
- площадь земельных участков, предлагаемых под родовые усадьбы в Белгородской области, составляет один гектар (однако в одном районе, где очень высокая плотность населения предлагается равным 25 соткам);
- незначительные отклонения от установленной площади допустимы лишь в случаях, если при архитектурно-планировочном решении возникает необходимость выйти за рамки площади, с учетом естественных границ участка;
- земельные участки предоставляются на условиях аренды, либо безвозмездного срочного пользования сроком на 49 лет;
- принципиальным является положение о возможности приобретения земельного участка в собственность по истечении 10 лет после предоставления;
- право на получение земельного участка имеют только граждане, постоянно проживающие на территории Белгородской области не менее 3-х лет.
Постановлением правительства Белгородской области от 26 июля 2010г. для создания родовых усадеб определены следующие меры государственной поддержки участникам данного проекта:
- Оператором по выделению земель для родовых усадеб станет ОАО «Белгородская ипотечная корпорация». Земельные участки предоставляются гражданам из земель, принадлежащих данному акционерному обществу.
- Белгородскому областному фонду поддержки индивидуального жилищного строительства предложено предусмотреть выдачу займов участникам проекта на общих основаниях на строительство жилого дома и надворных построек.
- Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области при формировании ежегодной программы инженерного обустройства населенных пунктов предусматривать включение в эту программу предложений по инженерному обустройству родовых усадеб, а также включить в областную целевую программу совершенствования и развития дорожной сети, ландшафтного обустройства и озеленения в рамках проекта "Зеленая столица".
- Департаменту экономического развития Белгородской области включить участников проекта, занимающихся выращиванием сельскохозяйственной продукции, в программу "Семейные фермы "Белогорья".
- Управлению информации и массовых коммуникаций освещать в средствах массовой информации работы по созданию родовых усадеб.
- Контроль за исполнением постановления возложить на департамент имущественных и земельных отношений области.
Положительные стороны Белгородского закона о родовых усадьбах
Реализация проекта по созданию и развитию родовых усадеб направлена на использование, в первую очередь, территорий малонаселенных и бывших населенных пунктов. Это будет способствовать их возрождению и развитию, и, в конечном счёте, более равномерному расселению, повысит эффективность использования данных земельных участков, имеющих, как правило, хороший ландшафт и экологически более благополучных.
Очень важно, что данный законопроект разработан с учётом экономической, социальной и исторической ситуации, сложившейся в Белгородской области. Способность законодательной власти учитывать потребности общества заслуживает высокой оценки.
Закон Белгородской области о родовых усадьбах – это один из вариантов создания Родовых поместий в существующих условиях. Жители Белгородской области могут уже сейчас на законном основании брать участки земли размером в 1 га с правом строительства и обустраивать их.
Будущие владельцы родовых усадеб включатся в реализацию областных программ по развитию агротуризма и сельского хозяйства. Предполагается, что поселенцы будут строить дома из экологически чистых материалов, при обогреве – использовать солнечную энергию, а на столе у них будут продукты собственного производства. «Помещики» будут сами обеспечивать себя рабочими местами, открывая в хуторах малые предприятия.
Безусловно, надо отдать должное Губернатору Белгородской области, его стараниям и заслугам в деле принятия закона о Родовой усадьбе. На одной из встреч со своими оппонентами он заявил: «А ПОМЕСТИЗАЦИЯ РОССИИ ВСЕ-ТАКИ БУДЕТ!»
Недостатки принятого закона
1. Правительство Белгородской области признаёт в своём законе необходимость и целесообразность государственной поддержки родовых усадеб. Однако, конкретные формы поддержки определены не в законе, а в нормативных актах. Решение значимых вопросов в подзаконных нормативно-правовых актах чревато неустойчивостью, нестабильностью. Исполнительная власть (например, Губернатор) меняется, и как будет развиваться ситуация зависит от субъективного фактора.
В законе составляющие или признаки понятия «родовая усадьба», как и его статус не определены.
Большинство норм этого закона не являются нормами прямого действия. Закон имеет рекомендательный характер. Такой вариант закона можно оценивать позитивно именно как первый шаг движения вперёд, переходный период до принятия федерального закона о Родовом поместье.
2. В Белгородском законе понятие «Родовое поместье» заменено на «родовую усадьбу». Несмотря на использование иной терминологии, указывается, что это новая форма жизненного уклада, что земля является особым природным объектом.
И если в Белгородской области закон был назван о родовых усадьбах, значит, он ещё «не дотягивает» до закона о Родовых поместьях и всего того, что вкладывается в это понятие.
«РОДовое поМЕСТье» – это место рода.
3. В Белгородском законе введено понятие «родовое поселение». Этот термин обозначает поселение, в котором живут представители одного (!) рода. В данном случае применение этого термина некорректно, так как он не отражает существующей реальности.
Новый тип поселений правильнее называть поселения (из) Родовых поместий.
4. В законе не регулируется один из важнейших вопросов: предоставления или выделения земли, статуса земельных участков и его владельцев. Частично этот вопрос регулируется постановлением Правительства Белгородской области и приложениями к нему.
5. Земли, выделяемые желающим создавать Родовые поместья, принадлежат на праве собственности ОАО «Белгородская ипотечная корпорация». Так, гражданин - участник проекта - обязан нести расходы на уплату земельного налога через эту коммерческую фирму. По договору передача земельного участка осуществляется только после возмещения всех расходов по оформлению земли. Так, на сегодняшний день оформление земельного участка под родовую усадьбу обходится в 60 тысяч рублей. Для сравнения: стоимость проведения аналогичных работ в разных регионах России составляет сегодня всего от 6 до 8 тысяч рублей.
6. Статус земельных участков определяется в соответствии с действующим федеральным законодательством:
1) для индивидуального жилищного строительства
2) для ведения личного подсобного хозяйства.
Закон, принятый в Белгородской области, на сегодняшний день, по сути, дублирует законы о крестьянском и фермерском хозяйствах.
Закон, действительно, далёк от совершенства. В Законе о Родовом поместье, должна быть чёткая и ясная формулировка, которая предусматривает бесплатную передачу земли, размером не менее 1 гектара, с правом передачи по наследству, без права её продажи, и которая не облагается никакими налогами.
7. Важно осознавать, что до выхода Федерального закона земля под Родовое поместье не может быть предоставлена бесплатно. В Белгородской области налог на землю остался. И надо полагать, что он будет расти…
Правительство Белгородской области, приняв закон и обещая при этом материальную помощь из местного бюджета, рассчитывает со временем на "отдачу" в виде налогов, которые в любой момент можно поднять. Не трудно догадаться, что когда-то за предоставленную "помощь" придётся заплатить в многократном размере.
8. Закон Белгородской области может быть примером, но не образцом для других регионов Российской Федерации.
Если 50 и более регионов примут Закон о родовом поместье в привязке к личному подсобному хозяйству, крестьянскому фермерскому хозяйству, а также к индивидуальному жилищному строительству на 25 сотках, то федеральному уровню ничего не останется, как утвердить это в целом на всю страну. При таком раскладе те принципы, которые заложены в идею Родового поместья, не будут реализованы.
К сожалению, сегодня в законодательстве ещё не существует целевого использования "земля родового поместья". Регионы не вправе самостоятельно вводить новую категорию земли.
Итак:
1. В идее родового поместья важен не сам по себе гектар земли как таковой, а идеология, принципы создания Родовых поместий.
2. Необходим Федеральный закон о Родовом поместье, в котором важно обеспечить соблюдение следующих принципов:
- размер участка составляет не менее 1 га;
- предоставляется желающим совершеннолетним гражданам Российской Федерации;
- бесплатно;
- в пожизненное пользование;
- с правом передачи по наследству;
- без права продажи, залога и аренды;
- земля, недвижимость и продукция Родового поместья не должны облагаться никакими налогами.
Воплощение указанных принципов является обязательным! Иначе теряются важные и необходимые условия для воплощения Идеи о Родовом поместье.
Принятие Федерального закона о Родовом поместье набирает актуальность с каждым днем! Трудности при создании Родовых поместий в Алтайском крае и других регионах России яркое тому подтверждение.
В Алтайском крае есть все возможности и условия для создания поселений из Родовых поместий, а главное есть инициативные группы готовые взяться за эту работу. Дело только за желанием властей помочь гражданам в реализации своих конституционных прав.
Авторы статьи благодарят всех участников форума сайта
www.anastasia.ru, принявших участие в обсуждении «Закона о родовых усадьбах Белгородской области».
Источник:
http://www.sotworenie.ru/sobutiya/80-4konf/325-belgorod-zakon.html
При использовании материала полностью или частично указание источника обязательно.