Константин Липских писал(а): |
Как же "не было"? А в сказках подъезжает богатырь к перекрёстку, а там придорожный камень, а на камне надпись: "направо поедешь....., прямо поедешь..., налево поедешь...". Уж точно это не вышивка была. У вышивки и у текста разные назначения, как разное назначение у гранёного алмаза в оправе перстня и у алмазика в оправке (ручке) для резки стекла. |
Цитата: |
"История глаголицы
Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на базе глаголицы и греческого алфавита." |
Цитата: |
Узы - это нечто, чем вяжут. Родственные слова: узел - "завязанная веревка", узник - "повязанный" |
Цитата: |
Узелковое письмо в Китае — способ записи при помощи завязывания узлов на верёвке. Якобы существовал в древнем Китае до изобретения иероглифической письменности.
Согласно легендам впоследствии правитель Фу-си изобрёл триграммы, а придворный историограф Цан Цзе императора Хуан-ди создал иероглифы. Это и послужило причиной отказа от узелкового письма. Упоминания об узелковом письме сохранились в Даодэцзин и Ицзин. Например, призывая к возврату к идеальным патриархальным отношениям, Лао-цзы в 80 чжане говорит: Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. (перевод Ян Хиншун) |
Цитата: |
Благодаря тканям с причудливыми узорами и впечатляющей архитектуре, империю инков ставят в один ряд с самыми великими мировыми цивилизациями. Тем не менее древние индейцы явно не преуспели с письменностью. Для передачи информации они пользовались загадочным приспособлением, называемым кипу, что на языке племени кечуа значит "узел", или проще - узелковое письмо. |
Цитата: |
Вполне возможно, что кипу использовались довольно широко, однако немногочисленные сохранившиеся экземпляры это не подтверждают. Некоторые эксперты полагали, что узелковое письмо было предназначено для сохранения исторически важной информации и последующей ее передачи следующим поколениям. |
Цитата: |
Волхв достаёт из тайника расписной берестяной короб. На коробе потускневшими от времени красками нарисована полуптица-получеловек с дивным именем – Гамаюн.
Волхв тихо напевает над коробом: - Прилети, Гамаюн, прица вещая Через море разольное, через горы высокие, Через тёмный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, На белой заре, на крутой горе, На ракитовом кусточке, на малиновом пруточке. Открывается короб, вынимается из короба клубок. Затем Волхв устанавливает рамку и начинает осторожно навешивать на неё странно переплетённые нити с узлами. То не просто узлы, это знаки слов, складывающихся в строки древних славянских песен. Разматывает Волхв клубок и поет песни, и не прерываются нити, и легко разрешает он самые сложные узлы, ибо знает он тайну священного узелкового письма... |
Цитата: |
В своей книге "Знаки инка" Уртон писал, что кипу, возможно, самая ранняя форма письменности. Вместо графических знаков, узелковое письмо использовалось как вид трехмерного бинарного кода, похожего на современный язык компьютеров.
Существует также тип кипу, который был не столько статистическим, сколько поэтическим, поскольку представлял поэмы, песни, истории, генеалогию. Однако ни одно из таких писем не расшифровано, а любую из существующих интерпретаций очень сложно доказать. Хотя исследователи знают, что существует связь между системой написанных чисел, системой имен и другой информацией, они до сих пор не могут показать это наглядно. "Мы можем прочитать узелки, содержащие численное значение 256, но мы не знаем точно, что значит это число, - объяснил Уртон. - Я не говорю, что кипу может быть прочитано как фонетическое письмо, но я верю, что в них заключено много информации с помощью цвета, направления узелков и шнурков. Они могут быть приведены в какую-то систему, с помощью которой можно будет расшифровывать узелковые письма. Нам предстоит выяснить, 256 – это число рабочих, или число рабочих дней". |
Цитата: |
Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим: «связать мысль», «связывать слово со словом», «говорить путанно», «спутать смысл»,– а также: «клубок песен», «нить повествования», «узел проблем», «хитросплетение сюжета», «завязка» и «развязка» о начале и конце художественного произведения, «неувязка» – о бессмыслице в тексте, и пр. Сохранилась и пословица, напоминающая нам о бытовании в древности узелкового письма: «Что знала, то сказала, на нитку нанизала».
В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. В фольклорных сказках, как известно, сохранились отголоски языческой эпохи. И как знать, может быть это не простой клубок, а своеобразный древний путеводитель? Разматывая его, Иван-царевич читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до нужного его места. |
Цитата: |
В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. В фольклорных сказках, как известно, сохранились отголоски языческой эпохи. И как знать, может быть это не простой клубок, а своеобразный древний путеводитель? Разматывая его, Иван-царевич читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до нужного его места. |
Константин Липских писал(а): |
А ведь в этом есть смысл. Ведь не мешок же деревянных дощечек с собой в путь брать. Клубок полегче будет, и места мало занимает. А качестве меры "страницы" может и посох дорожный служить. |
Цитата: |
Возможно, древние славяне имели клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не отсюда ли выражение: «наврать три короба», которое могло возникнуть в то время, когда мифы, хранящиеся в клубках в таких коробах, воспринимались как языческая ересь?). При чтении нити с узелками скорее всего «наматывались на усы» – очень может быть, что это приспособления для чтения.
Период письменной, жреческой культуры, видимо, начался у славян задолго до принятия христианства. Например, сказка о клубке бабы Яги уводит нас во времена матриархата. Баба Яга, по мнению известного ученого В. Я. Проппа, – это типичная языческая жрица. Возможно, она также и хранительница «библиотеки клубков». |
Цитата: |
Следы узелковой письменности можно найти и на стенах храмов, построенных в эпоху «двоеверия», когда христианские храмы украшались не только ликами святых, но и языческими узорами. |
Цитата: |
Остались ли какие-либо следы узелковой письменности? Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов языческой эпохи. Художник, изображавший эти узоры, по мнению историка Н. К. Голейзовского, следовал существовавшему в то время правилу наряду с христианской символикой использовать и языческую (с той же целью, как на иконах изображают поверженных змеев, чертей и пр.). |
output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4