Близится праздник. Общепринятый сегодня и всеми гуляемый.
А как встречали Новый год наши предки?!
Поделитесь кто знает.
Какие игры играли, что ели, что пили...
Давайте соберём здесь! Пригодится каждому наверняка!...
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Велесовы дни - Волосовы дни (совпадает с христианскими святками). Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с нового года и продолжались все те шесть дней января, которые отмечены «разгулом нечисти». В пользу этого говорят болгарские новогодние обряды, в которых участвовали 12 «старцев», одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы – сурвакары (иногда их именовали «медведями») - сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок есть маски медведя и быка. Второго января болгары проводили особый «воловий праздник», когда прежние сурвакары и колядники очищали стойла и хлевы. Последним днем святок у болгар было 7 января, когда вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся в масках; обязательной была маска медведя.
По всей вероятности, святки делились на две половины: первая (включая новогоднюю ночь) была посвящена будущему урожаю и гаданию о замужестве, а вторая (начиная с новогодней ночи) была связана со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы дни». Велее мог выступать и в виде медведя, «лесного царя», и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства.
Болгарские сурвакары в шкурах, живописных звериных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными жезлами в руках весьма ощутимо воскрешают облик древних жрецов Велеса.
В святочной славянской обрядности имя Велеса уже не упоминается, но под новый год и на масленицу в песнях упоминался Тур; по селам водили быка, в маскарадах участвовали рогатые маски, именуемые «туром». Не лишено вероятия, что у древнего Велеса могли быть две звериных ипостаси: более архаичная, охотничья — медведь (сохраненная на Севере) и несколько более поздняя, связанная с скотоводством, — тур, встречаемая в южных славянских областях от Украины до Далмации. Введение христианства должно было наложить строгий запрет на имя популярного славянского бога и могло содействовать появлению в святочных песнях такого новообразования, как тур, турицы.
У русских и у балтов (латышей) в качестве новогоднего персонажа известен Овсень. Латыши празднуют Усинь главным образом на юрьев день, весною. Происхождение термина спорно; может быть, о-весень (как о-лешье, о-пушка) — преддверие весны. Несмотря на календарную близость «велесовых дней» и овсеня, едва ли следует сближать их.
Связь Велеса с зимними святками объясняет не только обрядовое печенье в виде домашних животных, но и ряженье, одевание звериных масок в святочные дни, пляски в вывороченных тулупах.
Старые авторы оставили красочные описания святочных маскарадов, когда люди «на тых же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану... воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую (по образу и по подобию божию сотворенную) некими харями или страшилами, на дия-вольский образ пристроенный, закрывают...».
В другом поучении в более общей форме говорится: «...мы саме ся от человек в звери ся прелагаем».
Глава семьи в вывороченной мехом вверх шубе, угощающий скот и заклинающий его сохранность при помощи топора, выглядит так, как должен был, очевидно, выглядеть древний волхв, жрец волохатого бога Волоса. Именно на эти зимние праздники повсеместно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «коровки», «козульки», «баранки», «рожки»; преобладают названия, связанные с коровами.
Древний «скотий бог» занимал видное место в народной календарной обрядности.
Ряженье в звериные маски и в вывороченные тулупы производилось дважды в год — на зимние святки и на масленицу; оба срока связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (масленица ежегодно сдвигается со своего исконного места церковным календарем). Дохристианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами — праздником пробуждения медведя, когда, как уже говорилось, белорусы плясали ритуальный танец в шубах мехом наружу. Несомненная сопряженность Велеса с медведем, установленная рядом исследователей, позволяет связать с этим «скотьим богом» и масленичное ряженье в разнообразных зверей. Получается так, что сам обычай ритуального переряживания и на святки и на масленицу оказывается прочно связанным с Велесом в его первичной ипостаси звериного бога, осложненной более поздними элементами «скотьего бога».
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Я уже начинала такую тему
Загляни сюда: Зимний солнцеворот.Коляда
Коляда (Коло- Дый)- это не Новый Год. Вообще календарь Славян представлял из себя восьмилучевой Коловорот, т. е. 8 главных праздников, как ты правильно заметила четыре из них как раз четыре рукова свастики- Купала и Коляда, Весеннее и Осеннее равноденствие. Новый год как раз на весеннее равноденствие
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
"Новый год" - такого праздника не было вообще по сути-то. Тем более по нашему календарю.
Про новый год - тире- весеннее равноденствие не слышала ни в одной традиции.
А вот про осеннее равноденствие - да. И даже название праздника - "новолетье".
Не знаю и про 8-лучевой коловорот . Лучей-то не 8 было в Круголете Числобога, если иметь в виду этот календарь Было четыре солнечных праздника и между каждыми солнечными еще лунные. Например между зимним солнцеворотом и весенним солнцестоянием были лунные праздники, которые назывались "первая закличка весны", "вторая закличка весны". Девки пели особые звонкие песни-заклички, призывали птиц, солнце
Вот первое попавшееся в интернете про славянский календарь:
Даарийский Круголет Числобога.Древний Славяно-Арийский Календарь
Я знакома и с теми и с другими И среди знакомых кто серьезно вопрос изучает есть и инглинги, и родноверы, и всякие "подвиды" родноверов, и прочая и прочая...
И про то что каждая такая группировка хаят других и пытаются друг друга убедить что именно их вера круче и правильнее тоже знаю. Общаюсь со всеми, но сама не отношусь ни к тем, ни к другим. Кроме того учусь в институте на фольклористике, где узнаю то о чем и инглинги и родноверы или умалчивают или не знают просто.
Но задирать нос от своих знаний и тем более стыдить других не собираюсь. У каждого своя голова на плечах.
_________________ Наталья
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Про новый год - тире- весеннее равноденствие не слышала ни в одной традиции.
А вот про осеннее равноденствие - да. И даже название праздника - "новолетье".
Lani, большинство народов Ведруси - славяне, иранцы, римляне, германцы и другие - новый год отмечали в весеннее равноденствие.
Римляне перешли на январский новый год только в результате календарной реформы египетского жреца Созигена, утверждённой императором Юлием Цезарем в 1 веке до н.э. До этого их новый год был в марте.
Руские встречали новый год в марте, в равноденствие, а в некоторых местностях - в первое полнолуние или новолуние после равноденствия, до календарной реформы князя Симеона Гордого в 14 веке. Православный князь Симеон Гордый ввёл новолетие в сентябре согласно церковной христианской традиции.
Англичане праздновали новый год 25 марта вплоть до середины 19 века (1850-й с копейками год, точно не помню).
Про иранский арийский ноуруз - новый год, отмечаемый в день весеннего равноденствия, тоже можно вспомнить. От иранцев ноуруз перешёл ко многим тюркским народам Средней Азии.
Празднование нового года осенью, в сентябре, берёт свое начало от народов, которые в глубокой древности жили в южном полушарии - ведь там в весна начинается в сентябре. В частности евреи, а вслед за ними - православные, празднуют новый год в сентябре. По некоторым непроверенным версиям предки евреев и других семитских народов - родом с древней Антарктиды.
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Да уж...
А Израиль и Египет вообще-то не в южном полушарии мне помнится .
Честно говоря никогда особо меня вопрос древнего нового года не интересовал. А сейчас подумала - если посмотреть на само название "новолетье" - новое лето, то логически предположить что он праздновался до наступления лета, а не после.
_________________ Наталья
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
КОМОЕДИЦА - один из четырёх важнейших Праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию [10]. Согласно Славянским верованиям, о сию пору "отверзается" Сварга, и Светлые Боги "возвращаются" в Явь - входят в Силу после зимы, а души Предков "прилетают на птичьих крылах" из Ирия Небесного навестить нас - своих потомков [11]. Время возрождения - Весеннего "воскрешения" (от "Крес" - "Огонь") Земли-Матушки и всей Природы. Сразу за Масленичной Неделей [12] следует Комоедица - Медвежий Праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки [13]. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года... "Православные" христиане отмечали 25 березозола/марта Благовещенье [14], кое почиталось третьими (после Громницы/Сретенья и Сорок/Сорока Мучеников) Закличками Весны. В народе говорили: "На Благовещенье Весна Зиму поборола", чему радуется всё живое: "Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт", и даже само Солнце "играет"; "С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт", "Благовещенье - птиц на волю отпущенье". Тако же о сию пору примечали: "На Благовещенье гроза (Первый Гром - Вешнее Перунье) - на тёплое лето". Собственно Благовещенью предшествовали: 12 березозола/марта Феофан Проломи Наст - "На Феофана туман - быть большому урожаю на лён и коноплю"; 17 березозола/марта Алексей Тёплый (Алексей Водотёк) - "Алексей пришёл - ледок поколол", "Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей", "Алексей - с гор воды потоки, а рыба с зимовки", "Алексей - выверни оглобли из саней"; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) - время, с которого начинали белить холсты. Вскоре после Благовещенья отмечалась Матрёна Настовница или Матрёна Полурепница [15] (27 березозола/марта) - время схода последнего снежного наста и прилёта пигалиц-настовниц (чибисов).
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Спросила еще раз у инглингов по поводу Новолетья на осеннее равноденствие - говорят что "лето" имеется в виду не собственно лето, а календарный год. (Остюда и лето-пись, NNNN лет, и т.д. ) Первый месяц по славянскому календарю приходится на нынешний сентябрь. Поэтому и Новолетье на осеннее равноденствие.
_________________ Наталья
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Спросила еще раз у инглингов по поводу Новолетья на осеннее равноденствие - говорят что "лето" имеется в виду не собственно лето, а календарный год. (Остюда и лето-пись, NNNN лет, и т.д. ) Первый месяц по славянскому календарю приходится на нынешний сентябрь. Поэтому и Новолетье на осеннее равноденствие.
По еврейскому календарю - тоже первый месяц года - сентябрь, по православно-христианскому - тоже.
Даже сама форма слова - "новолетье", "новолетие" - церковнославянизм, взятый без каких бы то ни было изменений из православно-христианского календаря.
Каждый волен выбирать те обычаи, которым он следует
_________________ "Живи просто, мысли возвышенно"
Бхактиведанта Свами Прабхупада
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Вот и Зима-матушка прикатила в санях по Млечному Пути, а с нею сынок её Мороз и внучка Снегурочка. А значит, пришли святки!
И там, где над лесами пролетели сани, где Мороз ударял волшебным жезлом, а Снегурочка рассыпала из рукава ледяные искры, там каждая веточка, каждая иголочка хвои сверкала кристаллами льда.
И не узнать лес, он стал садом Ирийским. И то не Зима, то Корова Земун по саду похаживает, по небу Звёздное Молоко разливает и хвостом по земле снег метет. А следом за матушкой идут Велес-Мороз с дочкой Снегурочкой.
Сколько же дел у них! Нужно весь мир выбелить, вычистить, серебром одарить. Прошли красно лето, осень золотая, пришла зима в белых нарядах, в короне серебряной, с ледяными алмазами. И пора Старому Году уходить, а Новому рождаться. И для Старого Года сшит снежный саван, а для Нового Года расстелены пелёнки.
В Древней Руси Новый Год отсчитывали с весеннего равноденствия. Заметим, что в английском языке звучащее точно также слово «God» означает «Бог», а собственно «год» по-английски звучит «year» («яр»), а это имя сына Велеса-Годовика, весеннего бога Яра или Ярилы. Но был и отсчёт от зимнего солнцестояния, от Коляды до Коляды.
В весеннее равноденствие силы Яви, Весна, наконец одерживали верх над силами Нави, над Зимой. Вышний-Весна — в этот день уже Юноша Яр, он побеждает. И день становится больше ночи, и сей победе радуется природа.
А ранее, в зимнее солнцестояние, Он рождается. Он ещё в люлечке, в пелёнках. Ночь самая большая, а день самый маленький в Году. Но Вышний родился, и с этого дня Его силы будут расти, а день будет прибывать.
Родился Вышний. И Он являлся в древние эпохи Крышним и Велесом, Колядою, а потом Бусом Белояром.
До сего числа (21 декабря) до Рождества Солнца, Рождества Буса, день убывал и ночь росла. И, дабы жить по Природе, полагалось поститься вплоть до появления первой звезды.
И вот звезда явилась! Родились боги Овсень и Коляда!
Потрудилась Злата Матерь... Ой, Коляда и Таусень!
Потрудилась, потужилась — и родила Таусеня.
Таусеня-то Овсеня! А с Овсенем Коляду!
И вот к люлечке Овсеня пришла Серая Уточка, та, что Мир творила вместе со Сварогом, та, что Алатырь укрыть хотела... Ох, и хитрая, ой, и странная..«Служи, — говорит она Овсеню, — богу Чёрному!»Но не слушал её Овсень, а слушал Матушку, служил он богу Белому. И стал он мосты мостить, пути прокладывать Трём Вышням: Крышню — первому, Коляде — второму, а третьему — Бусу. И по той то дорожке родители Буса - Матерь Милида и Дажень-яр проезживали...
А люди к вечеру сочельника готовили сочиво (коливо) — кашу с мёдом и изюмом, сочевики — пирожки с творогом, сладкие хлеба, политые вишневым вареньем. Каша на молоке и творог означали снег и небесное молоко, мёд — солнечную сурью, изюм — ирийский виноград, вишня — райское древо Вышня.
Готовили маленькие сани из теста, сдобные булки в виде спелёнутого младенца, в виде уточек, оленей, медвежат. И со всеми этими героями разыгрывали сценки из Гамаюновых песен.
Первое вкушение пиши было на Рождество Овсеня (брата Буса - Златогора). После долгого и строгого поста полагалось есть только растительную пищу, фрукты, квашения, очень немного сочива и один сочевик. В сам сочельник пост был особенно строгим, но накануне, в день Водяного Царя, многие уже принимали рыбу.
И вот в ночь сочельника после появления первой звезды на улицы выходят колядовщики. Идущий впереди несёт на длинном шесте вырезанную из бересты рождественскую звезду. Вслед идут колежане-колядовщики и поют колядки, виноградья, вспоминая о том, как в давние времена кудесники шли вслед за звездой и искали Буса Вышнего.
Шли-брели по миру волшебники,
говорили: Хотим достигнуть —
мы убежища бога Вышня!
Где пьют Сурью мужи святые,
что Всевышнего прославляют.
Ищем мы святую обитель,
где река молочная плещет,
из сосцов Земун изливаясь.
Где Всевышнего след сверкает
ясным Солнцем в пречистой Сварге.
Колежане славили Вышня, который обладает высшей силой, который даёт счастливую долю в Прави, который отверзает перед ищущими врата Ирия.
Иные вспоминают о том, как в разные эпохи рождались Крышний, Коляда, Иисус Христос, Бус Белояр. И то, что каждый приход предвещала звезда Чигирь.
Мы ходили, мы искали Коляду Святого
На небе и на земле!
А нашли его в светлом Ирии!
Ко во первом тереме — Красно Солнышко,
во втором тереме — часты звёздочки,
в третьем тереме — ясная заря.
Колядовщики идут по улицам к храму, который на земле представляет небесный храм Солнца. Здесь жрецы устраивают общую трапезу, жертвоприношение и одаривают колядовщиков.
В полночь жрецы закалывают в жертву Овсеню — рождественскую утку, в жертву Коляде — поросёнка. И каждое животное или птица означали божество из «Гамаюновых песен».
О том, как проводить сии жертвоприношения, споры велись между последователями различных путей с глубокой древности.
Так, в «Книге Велеса» (Троян, Пров:2), с одной стороны, говорится: «Боги русские не берут ни жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зёрна, молоко, питную сурью, на травах забродившую, и мёд, и никогда живую птицу, рыб». Но тут же (Троян, Пров:4) делается оговорка, что сей запрет снимается четыре раза в году: «И мы Богу приносили жертвы, но мы смели давать лишь полевые жертвы, и от трудов наших просо, молоко, жир. А также подкрепляли Коляду ягнёнком, а также во время Русалий в Ярилин день, а также на Красную гору... И вот, когда наступают дни Овсеня, мы радуемся этому».
Последователи узкого пути, волхвы, стремящиеся достигнуть особых духовных сил, отказывались от мяса и в эти праздничные дни. Иные же пировали и пели песни:
— Овсень, куда едешь?
— Мосты мостить!
— Кому ездить?
— Коляде-государю!
— На чем ему ездить?
— На солнечной свинке!
— Чем погонять?
— Поросёнком!
В святки посреди стола лежал заливной поросёнок, также запечённый в тесте окорок, утка в яблоках. Возле стояли ветки вишни, зацветшей к Рождеству.
Посреди избы ставили и украшали игрушками ёлку, под коей были подарки и куклы Велеса-Мороза со Снегурочкой.
Вокруг ёлки или костра в лесу водили хоровод, означавший коловращение неба. В этот день Старое Коло, Старый Год заканчивался, и начиналось Новое Коло. Потому люди как бы заново рождались, начинали новую жизнь.
Кружится хоровод. Все взялись за руки, и по кругу, по кругу... И это наша жизнь. Прошёл, прокатился колесом год. От Коляды до Коляды, от холода-голода до лета-лада и снова к зиме, святками, колядкам...
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Следующая тема Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы