Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России" Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России"
 Помощь  • Правила  •  Поиск   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
Рассылка RSS Найдём лучшие учебники для наших детей Следующая тема | Предыдущая тема
Дополнительные настройки темы
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать

АвторСообщение
permaleksandr




Зарегистрирован: 15.10.2008
Сообщения: 12
Благодарили 1 раз/а


736371СообщениеДобавлено: Ср 25 Мар 2009, 17:03 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Начал сравнивать учебники разных времен. Заинтересовал учебник ?Природоведение? автор И.И.Трояновский 1918г. Современный аналог ? школьный учебник ботаники. Первое, что бросилось в глаза, это рисунки строение корня, строение клетки и другие, а также все опыты полная копия нарисованных в современном учебнике. Только в современном опытов и рисунков в целом меньше. Сам Трояновский пишет в предисловии: ?Мне хотелось дать в руки ученикам ?живую? книгу, которая на основании опытов и личных наблюдений действительно водила бы их в жизнь растений, развертывая перед ними, насколько это доступно их пониманию, картину этой жизни. С этой целью весь материал подобран и изложен так, что почти весь он может быть пройден на опытах и личных наблюдениях; с этой же целью и отдельные представители растительного царства рассматриваются мною главным образом, с биологической точки зрения, дабы показать ученикам великий закон приспособляемости растений к жизни.? И на самом деле в учебнике нет знаний, которые нужно принять на веру: Растение дышит кислородом ? пожалуйста опыт, растения выделяет кислород на свету ? снова опыт. Не смотря, что текста в книге больше, чем в современном учебнике ? читается он понятней и в результате на самом деле складывается четкое понимание ? без чего растение расти не может и по какому принципу все в растении взаимосвязано.
Читая современный учебник ботаники складывается впечатление, что основная задача научить учеников, что есть такая наука ? ботаника, ее изучали такие-то люди, сделали такие открытия, которые вам нужно выучить, потому что понять это невозможно))) или для того, чтобы на вопрос в ЕГЭ ?у комнатного растения срезан стебель с листьями, оставлен только пенек высотой 5 см. На пенек надета резиновая трубочка, соединенная со стеклянной. Что иллюстрирует данный опыт?? в нужном пункте ответа поставить нужную галочку, а не для того, чтобы понять для чего это природа корневое давление создала.
Начал сравнивать другие учебники и с удивлением обнаружил, что советские учебники ? это уменьшенные по объему, более трудно читаемые и наполненные идеологическими вставками относительно царских учебников, а учебники выпущенные совсем недавно ? это уменьшенные по объему и еще более трудно понимаемые относительно советских учебников.
Признаться, этот вывод очень сильно удивил. Я по-честному считал, что если столько людей занимаются учебниками, то они от этого должны стать лучше, а не хуже.
Потом нашел в аналитике, что это распространенный факт, а не только мое открытие.
Раньше, изучая в школе русский язык было непонятно, почему он такой нестройный, так много исключений из правил, изобилие правил, которые нужно запомнить и непонятно по каким принципам внутри языка все устроено. Прочитав царский учебник русского языка, все встало на свои места. Просто из языка удалили целые сегменты, начиная с образного значения букв и заканчивая удалением некоторых букв. В результате связанность и логические цепочки в языке были разорваны и потерялась внутренняя логика и, поэтому чтобы хоть как-то научить писать правильно, те места которые раньше логично объяснялись, теперь пришлось запоминать. И интересно, фамилия или псевдоним у Луначарского (Луна + чары), так изменившему русский язык?
В остальных учебниках наблюдаю, что также удаляются сегменты материала, в результате которого предмет становится просто суповым набором из несвязанных между собой сегментов информации, которые нужно обязательно выучить, чтобы сдать ЕГЭ, а практической пользы сам ребенок от обучения никакой не получает. Поэтому и волком воют ученики и не хотят идти в школу, потому что неинтересно учить то, что на практике не применишь. Тут встретил букварь ? шедевр бестолковости ? сначала учатся все согласные буквы, а потом гласные ? то есть ты сначала должен в памяти удержать почти два десятка бесполезных закорючек и только после этого попробовать прочитать первое слово. Разумеется, это и напугает ребенка сложностью обучения и оттолкнет его от уроков. Или старые буквари ? две буквы выучил ? уже читай первое слово и дальше чтение идет уже на твоем успехе и положительном опыте. А любой положительный опыт увеличивает желание дальше предметом заниматься.
Сравнивая ВУЗовские учебники 80-х годов и только что выпущенные по аналогичным предметам бросается в глаза уменьшение объема учебника. Если в советском учебнике страниц 500-700, то в современном 200-300. И современное содержание материала в основном тезисно-ознакомительное: есть такой предмет, потом идет описание кто и когда его изучал, какие сделаны открытия и очень ? очень коротко о них написано. Как практически с этими открытиями работать и чем это конкретно тебе может помочь ? найти очень трудно. Если выпускник 80-х первые 3 года после окончания ВУЗа считался молодым специалистом, пока он адаптирует теорию к практике и на самом деле станет специалистом, то сколько лет потребуется современному выпускнику, изучившему только тезисы, чтобы понять взаимосвязь явлений в его специальности и когда он научится ими управлять?
А если исходить из реальных потребностей человека, то ему в течении жизни, помимо основной специальности, которая его кормит, могут пригодиться знания по:
- медицине,
- сельскому хозяйству,
- экономике, бухучету,
- строительству,
- юриспурденции,
- кулинарии,
- кройке и шитью,
- музыке, искусству (у каждого этот список будет свой)
то где ему их взять? Из бульварных журналов или из энциклопедий "все обо всем"?
В Германии существует система, где в любой ВУЗ может записаться любой желающий и слушать любые предметы по выбору, которые считаешь, тебе необходимы, а не готовым пакетом, как предлагают наши ВУЗы. До недавнего времени она была бесплатной, и только недавно ввели плату за обучение 500 евро за семестр. То есть если человек выучился, например, на строителя, спокойно может прослушать курс ?Искусство эпохи возрождения? или что-то другое, причем у настоящего специалиста. У нас же практикуется повышение образования уже в направлении уже полученного образования. И просто не создано организации, которая бы позволяла каждому человеку получить определенный сегмент образования в интересующей его специальности.
В итоге при существующей системе образования очень сложно понять полную картину мира, и сложно к ней адаптироваться. Обучение методом запоминания загромождает мозг информацией, а не учит с ней взаимодействовать.

Получается довольно грустная ситуация: сначала родитель готовит ребенка к школе, водит на всякие занятия, где нужно срочно к школе ЗАПОМНИТЬ цифры и алфавит, потом обучение в школе, направленное на то чтобы ЗАПОМНИТЬ весь объем информации и на ЕГЭ поставить галочку в нужном квадратике. Допустим, ребенок смог зазубрить весь курс школьной программы и набрал нужное количество баллов и смог поступить в институт. Если институт платный, то родителям придется выложить еще кучу денег (некоторые специальности в Москве за 5 лет обучения ?вытягивают? на пол миллиона в рублях). В институте по сокращенным учебникам он заучивает несвязанные между собой тезисы и например, заканчивает с красным дипломом. И теперь вопрос:
Чему в результате НАУЧИЛСЯ человек, что он в результате этого обучения может и зачем это было нужно ему и его родителям?
Единственный разумный ответ ? что человек в результате получает диплом, а значит и возможность получить более высокооплачиваемую работу.
Тогда возникает вопрос: А можно ли сделать так, чтобы в момент получения диплома специалист на самом деле знал и любил свой предмет и приобретенные знания не лежали непереваренной глыбой в мозгу, создавая угрозу психическому здоровью?

Мне кажется спасение утопающих ? дело рук самих утопающих. Сейчас еще сохранились и советские учебники и некоторые царские, как школьные, так и ВУЗовские. По ним можно понять, ЧТО раньше составляло основу предмета и КАКИМИ методиками его стремились преподнести ученику. Сравнить несколько учебников между собой и обязательно сравнить с современным. Целиком учится по старым учебникам не получится, потому что есть некоторые изменения, Например в учебнике Трояновского корни растения делили на стержневые, мочковатые и ветвистые, сейчас в учебнике есть только стержневые и мочковатые ( поэтому такие вопросы и будут в тестах, проверяющих уровень знаний) или раньше семена были однодольные, двудольные и многодольные, сейчас только однодольные и двудольные. Даже в классификации за сто лет произошли сокращения.

Нужно создать базу старых или новых , только обучающих, а не ознакамливающих учебников в поселении и на сайте и организовать обсуждение ? что из старых учебников необходимо вернуть в обучение. Например, сейчас даже есть такое направление в математике ?Назад к Киселеву?. Этот автор в царское время считался лучшим, кто смог понятно и просто донести до учеников и алгебру и геометрию.
Создать список учебников, которые на самом деле заслуживают внимания. Если кто в жизни столкнулся с учебником, который помог ему стать специалистом в своем предмете ? выложите, пожалуйста на сайт хотя бы название и автора, чтобы можно было в букинистах поискать. Может есть ссылки на Интернет-варианты.
Возможно, вместе с Родовой книгой задача родителя оставить детям и учебники, по которым легко было бы освоить предмет. В этом есть и практическая заинтересованность ? когда в следующем воплощении снова с обучением столкнешься ? чтобы выучить все намного быстрее и проще)))).

Нужно изменить саму методику преподавания предмета. Нужно чтобы предмет манил и завораживал, чтобы у ребенка было желание его выучить и возможность СРАЗУ ЖЕ, а не когда вырастешь на практике применить свои знания. Вопрос как?


1.Иванченко пишет в воспоминаниях, что однажды прочитанная им в детстве книга ?Человек с Луны? , где было написано про Миклухо-Маклая на всю жизнь увлекла его изучением жизни и творчества нашего соотечественника.
Значит перво-наперво нужно создать библиотеку из хороших книг, которые были бы доступны ребенку. В электронном варианте книги читаются тяжелее, лучше распечатать и переплести, хотя бы скоросшивателем.
2.Никитины пишут, что купили домой музыкальные инструменты, но не интересовались ими сами и дети также не проявляли интереса к музыке.
Значит, сами родители должны активно изучать и знать тот предмет, который хотят, чтобы дети изучили.
3.Мичурин в своих воспоминаниях пишет, что интерес к садоводству передался ему от родителей, которые сами выращивали сады.
Значит, для успешного обучения ребенка родители не только изучать в теории, но и использовать полученный опыт на практике вслух объясняя его ребенку и запуская мысль совместным обсуждением того, что бы хотел сделать, но не знаешь как..
По большому счету, у современных родителей тоже большие провалы в понимании взаимосвязей между предметами и изучение вместе с детьми поможет восполнить многие пробелы.

Во всем мире признается, что в России очень сильная математическая школа. Это можно использовать как конкурентное преимущество страны. За хорошим образованием сейчас едут, например, в Кембридж, и платят большие деньги. Можно и нашу страну сделать продающей не только углеводороды и сырье, а и как место, где можно получить лучшее образование и привлечь этим зарубежных студентов и если образование на самом деле сделать конкурентноспособным, то и брать за него деньги , сравнимые с обучением в Кембридже. Накопленная теоретическая база и профессора у нас есть. Например, на базе МГУ создать свой Кембридж, образование в котором ценилось бы во всем мире, где бы обучались лучшие студенты нашей страны бесплатно, а зарубежные за деньги.

Существенную роль в обучении могут сыграть Родовые Поместья. Представим такую ситуацию: В Поселении живут дипломированные специалисты, например врачи, учителя, профессора или просто люди хорошо что-то знающие или умеющие. Наступает зима и освобождается время от летних забот. На сайте поселения вывешивается расписание занятий на зиму, например:
- ноябрь ? вышивание крестиком ? 10 часов автор Иванова стоимость 100р
- декабрь ? строительство погреба ? 8 часов автор Петров стоимость 200р
- январь ? строение атома ? 20 часов автор Сидоров стоимость 300р
-февраль ? теория электролитической диссоциации ? 30 часов автор Петухова стоимость 350р и т. д.
Обучение идет в общем домике поселения. Со временем могут выделиться какие-нибудь специализации в преподавании, например в одном поселении специализируются на преподавании физики, а в другом на кулинарии. И тогда возникнет взаимовыгодная ситуация, когда каждый сам может выбрать из предложенных курсов в чем бы он хотел повысить свою классификацию и поместья получат возможность зарабатывать деньги и зимой, когда не растут плоды. А летом все студенты разъезжаются по своим поместьям. Возможно придумать и взаимообмен ? Поселение ?Радуга? бесплатно обучает поселение ?Весна? козоводству, а поселение ?Весна? бесплатно обучает поселение ?Радуга? разведению грибов. Разумеется, нужно создать систему Интернет-отзывов о курсах, чтобы исключить соблазн преподавать плохо и за большие деньги. Неплохо бы и независимую добровольную экспертизу проводимых занятий учредить.

Из учебников, которые мне понравились и как кажется, хорошо учат:

Общая химия. Глинка учебник для ВУЗов или спецшкол.
Задачи по химии. Хомченко учебник для школ.
Математика (несколько книг) Киселев . школьный учебник.
Природоведение. Трояновский . Школьный учебник(у этого автора есть еще книга ?Воздух, вода и земля? в итернете не нашел ? может у кого есть?)
Зоология беспозвоночных Догель ВУЗовский учебник.

Старые учебники есть на сайте: www.biografia.ru
Может, у кого есть в электронном варианте старые учебники (советские или царские) или есть на них ссылка в и-нете?
Иногда издательства переиздают старые книги, например, Аванта+ выпустила книгу ?Занимательная ботаника? на основе книги 1954г.
Можете подсказать еще хороших авторов учебников?

Просьба не превращать тему в флуд, а предлагать практическую методику преподавания и учебники обсуждать по существу.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Поблагодарили: КсениЯ1983
milovoda



Возраст: 44
Зарегистрирован: 26.03.2008
Сообщения: 297
Благодарили 1 раз/а
Населённый пункт: Свердловская обл.

740051СообщениеДобавлено: Пн 06 Апр 2009, 12:20 | Ответить с цитатойВернуться к началу

спасибо за тему...
Цитата:

Разумеется, нужно создать систему Интернет-отзывов о курсах, чтобы исключить соблазн преподавать плохо и за большие деньги. Неплохо бы и независимую добровольную экспертизу проводимых занятий учредить

здорово, только отзывы слепить можно...в идеале деньги за обучении вообще должны отсутствовать...а так слухами земля полниться
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
marat_lysenko



Возраст: 45
Зарегистрирован: 18.12.2010
Сообщения: 50
Благодарили 10 раз/а
Населённый пункт: с.Вишневое, РП Лысенко

1003348СообщениеДобавлено: Вс 09 Фев 2020, 13:05 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Дополню тем, что сам читал и считаю лучшими.

Растениеводство. И.Овсинский. "Новая система земледелия", 1909г.
Физика. В.Ф.Андрус. "Мысли вслух", 2003г.

Всё есть в электронном виде.

_________________
Совсем не важно от чего помрёшь, ведь куда важнее для чего родился. (с) Башлачев.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователя
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



Журнал модерирования


© 2002-2018 Все права принадлежат Anastasia.ru!
Все материалы, публикуемые на этом сайте, могут быть использованы на усмотрение Фонда "Анастасия", в том числе, и в выпусках Альманаха. Если Вы используете материалы с нашего сайта, то ссылка на нас обязательна. За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация Фонда "Анастасия" ответственности не несёт!


Powered by рhрВВ © 2001, 2002 рhрВВ Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB