Найдём лучшие учебники для наших детей
Выбрать сообщения с
# по # Помощь
[/[Печать]\]

forum.anastasia.ru -> О наших детях

#1: Найдём лучшие учебники для наших детей Автор: permaleksandr СообщениеДобавлено: Ср 25 Мар 2009, 17:03
    —
Начал сравнивать учебники разных времен. Заинтересовал учебник ?Природоведение? автор И.И.Трояновский 1918г. Современный аналог ? школьный учебник ботаники. Первое, что бросилось в глаза, это рисунки строение корня, строение клетки и другие, а также все опыты полная копия нарисованных в современном учебнике. Только в современном опытов и рисунков в целом меньше. Сам Трояновский пишет в предисловии: ?Мне хотелось дать в руки ученикам ?живую? книгу, которая на основании опытов и личных наблюдений действительно водила бы их в жизнь растений, развертывая перед ними, насколько это доступно их пониманию, картину этой жизни. С этой целью весь материал подобран и изложен так, что почти весь он может быть пройден на опытах и личных наблюдениях; с этой же целью и отдельные представители растительного царства рассматриваются мною главным образом, с биологической точки зрения, дабы показать ученикам великий закон приспособляемости растений к жизни.? И на самом деле в учебнике нет знаний, которые нужно принять на веру: Растение дышит кислородом ? пожалуйста опыт, растения выделяет кислород на свету ? снова опыт. Не смотря, что текста в книге больше, чем в современном учебнике ? читается он понятней и в результате на самом деле складывается четкое понимание ? без чего растение расти не может и по какому принципу все в растении взаимосвязано.
Читая современный учебник ботаники складывается впечатление, что основная задача научить учеников, что есть такая наука ? ботаника, ее изучали такие-то люди, сделали такие открытия, которые вам нужно выучить, потому что понять это невозможно))) или для того, чтобы на вопрос в ЕГЭ ?у комнатного растения срезан стебель с листьями, оставлен только пенек высотой 5 см. На пенек надета резиновая трубочка, соединенная со стеклянной. Что иллюстрирует данный опыт?? в нужном пункте ответа поставить нужную галочку, а не для того, чтобы понять для чего это природа корневое давление создала.
Начал сравнивать другие учебники и с удивлением обнаружил, что советские учебники ? это уменьшенные по объему, более трудно читаемые и наполненные идеологическими вставками относительно царских учебников, а учебники выпущенные совсем недавно ? это уменьшенные по объему и еще более трудно понимаемые относительно советских учебников.
Признаться, этот вывод очень сильно удивил. Я по-честному считал, что если столько людей занимаются учебниками, то они от этого должны стать лучше, а не хуже.
Потом нашел в аналитике, что это распространенный факт, а не только мое открытие.
Раньше, изучая в школе русский язык было непонятно, почему он такой нестройный, так много исключений из правил, изобилие правил, которые нужно запомнить и непонятно по каким принципам внутри языка все устроено. Прочитав царский учебник русского языка, все встало на свои места. Просто из языка удалили целые сегменты, начиная с образного значения букв и заканчивая удалением некоторых букв. В результате связанность и логические цепочки в языке были разорваны и потерялась внутренняя логика и, поэтому чтобы хоть как-то научить писать правильно, те места которые раньше логично объяснялись, теперь пришлось запоминать. И интересно, фамилия или псевдоним у Луначарского (Луна + чары), так изменившему русский язык?
В остальных учебниках наблюдаю, что также удаляются сегменты материала, в результате которого предмет становится просто суповым набором из несвязанных между собой сегментов информации, которые нужно обязательно выучить, чтобы сдать ЕГЭ, а практической пользы сам ребенок от обучения никакой не получает. Поэтому и волком воют ученики и не хотят идти в школу, потому что неинтересно учить то, что на практике не применишь. Тут встретил букварь ? шедевр бестолковости ? сначала учатся все согласные буквы, а потом гласные ? то есть ты сначала должен в памяти удержать почти два десятка бесполезных закорючек и только после этого попробовать прочитать первое слово. Разумеется, это и напугает ребенка сложностью обучения и оттолкнет его от уроков. Или старые буквари ? две буквы выучил ? уже читай первое слово и дальше чтение идет уже на твоем успехе и положительном опыте. А любой положительный опыт увеличивает желание дальше предметом заниматься.
Сравнивая ВУЗовские учебники 80-х годов и только что выпущенные по аналогичным предметам бросается в глаза уменьшение объема учебника. Если в советском учебнике страниц 500-700, то в современном 200-300. И современное содержание материала в основном тезисно-ознакомительное: есть такой предмет, потом идет описание кто и когда его изучал, какие сделаны открытия и очень ? очень коротко о них написано. Как практически с этими открытиями работать и чем это конкретно тебе может помочь ? найти очень трудно. Если выпускник 80-х первые 3 года после окончания ВУЗа считался молодым специалистом, пока он адаптирует теорию к практике и на самом деле станет специалистом, то сколько лет потребуется современному выпускнику, изучившему только тезисы, чтобы понять взаимосвязь явлений в его специальности и когда он научится ими управлять?
А если исходить из реальных потребностей человека, то ему в течении жизни, помимо основной специальности, которая его кормит, могут пригодиться знания по:
- медицине,
- сельскому хозяйству,
- экономике, бухучету,
- строительству,
- юриспурденции,
- кулинарии,
- кройке и шитью,
- музыке, искусству (у каждого этот список будет свой)
то где ему их взять? Из бульварных журналов или из энциклопедий "все обо всем"?
В Германии существует система, где в любой ВУЗ может записаться любой желающий и слушать любые предметы по выбору, которые считаешь, тебе необходимы, а не готовым пакетом, как предлагают наши ВУЗы. До недавнего времени она была бесплатной, и только недавно ввели плату за обучение 500 евро за семестр. То есть если человек выучился, например, на строителя, спокойно может прослушать курс ?Искусство эпохи возрождения? или что-то другое, причем у настоящего специалиста. У нас же практикуется повышение образования уже в направлении уже полученного образования. И просто не создано организации, которая бы позволяла каждому человеку получить определенный сегмент образования в интересующей его специальности.
В итоге при существующей системе образования очень сложно понять полную картину мира, и сложно к ней адаптироваться. Обучение методом запоминания загромождает мозг информацией, а не учит с ней взаимодействовать.

Получается довольно грустная ситуация: сначала родитель готовит ребенка к школе, водит на всякие занятия, где нужно срочно к школе ЗАПОМНИТЬ цифры и алфавит, потом обучение в школе, направленное на то чтобы ЗАПОМНИТЬ весь объем информации и на ЕГЭ поставить галочку в нужном квадратике. Допустим, ребенок смог зазубрить весь курс школьной программы и набрал нужное количество баллов и смог поступить в институт. Если институт платный, то родителям придется выложить еще кучу денег (некоторые специальности в Москве за 5 лет обучения ?вытягивают? на пол миллиона в рублях). В институте по сокращенным учебникам он заучивает несвязанные между собой тезисы и например, заканчивает с красным дипломом. И теперь вопрос:
Чему в результате НАУЧИЛСЯ человек, что он в результате этого обучения может и зачем это было нужно ему и его родителям?
Единственный разумный ответ ? что человек в результате получает диплом, а значит и возможность получить более высокооплачиваемую работу.
Тогда возникает вопрос: А можно ли сделать так, чтобы в момент получения диплома специалист на самом деле знал и любил свой предмет и приобретенные знания не лежали непереваренной глыбой в мозгу, создавая угрозу психическому здоровью?

Мне кажется спасение утопающих ? дело рук самих утопающих. Сейчас еще сохранились и советские учебники и некоторые царские, как школьные, так и ВУЗовские. По ним можно понять, ЧТО раньше составляло основу предмета и КАКИМИ методиками его стремились преподнести ученику. Сравнить несколько учебников между собой и обязательно сравнить с современным. Целиком учится по старым учебникам не получится, потому что есть некоторые изменения, Например в учебнике Трояновского корни растения делили на стержневые, мочковатые и ветвистые, сейчас в учебнике есть только стержневые и мочковатые ( поэтому такие вопросы и будут в тестах, проверяющих уровень знаний) или раньше семена были однодольные, двудольные и многодольные, сейчас только однодольные и двудольные. Даже в классификации за сто лет произошли сокращения.

Нужно создать базу старых или новых , только обучающих, а не ознакамливающих учебников в поселении и на сайте и организовать обсуждение ? что из старых учебников необходимо вернуть в обучение. Например, сейчас даже есть такое направление в математике ?Назад к Киселеву?. Этот автор в царское время считался лучшим, кто смог понятно и просто донести до учеников и алгебру и геометрию.
Создать список учебников, которые на самом деле заслуживают внимания. Если кто в жизни столкнулся с учебником, который помог ему стать специалистом в своем предмете ? выложите, пожалуйста на сайт хотя бы название и автора, чтобы можно было в букинистах поискать. Может есть ссылки на Интернет-варианты.
Возможно, вместе с Родовой книгой задача родителя оставить детям и учебники, по которым легко было бы освоить предмет. В этом есть и практическая заинтересованность ? когда в следующем воплощении снова с обучением столкнешься ? чтобы выучить все намного быстрее и проще)))).

Нужно изменить саму методику преподавания предмета. Нужно чтобы предмет манил и завораживал, чтобы у ребенка было желание его выучить и возможность СРАЗУ ЖЕ, а не когда вырастешь на практике применить свои знания. Вопрос как?


1.Иванченко пишет в воспоминаниях, что однажды прочитанная им в детстве книга ?Человек с Луны? , где было написано про Миклухо-Маклая на всю жизнь увлекла его изучением жизни и творчества нашего соотечественника.
Значит перво-наперво нужно создать библиотеку из хороших книг, которые были бы доступны ребенку. В электронном варианте книги читаются тяжелее, лучше распечатать и переплести, хотя бы скоросшивателем.
2.Никитины пишут, что купили домой музыкальные инструменты, но не интересовались ими сами и дети также не проявляли интереса к музыке.
Значит, сами родители должны активно изучать и знать тот предмет, который хотят, чтобы дети изучили.
3.Мичурин в своих воспоминаниях пишет, что интерес к садоводству передался ему от родителей, которые сами выращивали сады.
Значит, для успешного обучения ребенка родители не только изучать в теории, но и использовать полученный опыт на практике вслух объясняя его ребенку и запуская мысль совместным обсуждением того, что бы хотел сделать, но не знаешь как..
По большому счету, у современных родителей тоже большие провалы в понимании взаимосвязей между предметами и изучение вместе с детьми поможет восполнить многие пробелы.

Во всем мире признается, что в России очень сильная математическая школа. Это можно использовать как конкурентное преимущество страны. За хорошим образованием сейчас едут, например, в Кембридж, и платят большие деньги. Можно и нашу страну сделать продающей не только углеводороды и сырье, а и как место, где можно получить лучшее образование и привлечь этим зарубежных студентов и если образование на самом деле сделать конкурентноспособным, то и брать за него деньги , сравнимые с обучением в Кембридже. Накопленная теоретическая база и профессора у нас есть. Например, на базе МГУ создать свой Кембридж, образование в котором ценилось бы во всем мире, где бы обучались лучшие студенты нашей страны бесплатно, а зарубежные за деньги.

Существенную роль в обучении могут сыграть Родовые Поместья. Представим такую ситуацию: В Поселении живут дипломированные специалисты, например врачи, учителя, профессора или просто люди хорошо что-то знающие или умеющие. Наступает зима и освобождается время от летних забот. На сайте поселения вывешивается расписание занятий на зиму, например:
- ноябрь ? вышивание крестиком ? 10 часов автор Иванова стоимость 100р
- декабрь ? строительство погреба ? 8 часов автор Петров стоимость 200р
- январь ? строение атома ? 20 часов автор Сидоров стоимость 300р
-февраль ? теория электролитической диссоциации ? 30 часов автор Петухова стоимость 350р и т. д.
Обучение идет в общем домике поселения. Со временем могут выделиться какие-нибудь специализации в преподавании, например в одном поселении специализируются на преподавании физики, а в другом на кулинарии. И тогда возникнет взаимовыгодная ситуация, когда каждый сам может выбрать из предложенных курсов в чем бы он хотел повысить свою классификацию и поместья получат возможность зарабатывать деньги и зимой, когда не растут плоды. А летом все студенты разъезжаются по своим поместьям. Возможно придумать и взаимообмен ? Поселение ?Радуга? бесплатно обучает поселение ?Весна? козоводству, а поселение ?Весна? бесплатно обучает поселение ?Радуга? разведению грибов. Разумеется, нужно создать систему Интернет-отзывов о курсах, чтобы исключить соблазн преподавать плохо и за большие деньги. Неплохо бы и независимую добровольную экспертизу проводимых занятий учредить.

Из учебников, которые мне понравились и как кажется, хорошо учат:

Общая химия. Глинка учебник для ВУЗов или спецшкол.
Задачи по химии. Хомченко учебник для школ.
Математика (несколько книг) Киселев . школьный учебник.
Природоведение. Трояновский . Школьный учебник(у этого автора есть еще книга ?Воздух, вода и земля? в итернете не нашел ? может у кого есть?)
Зоология беспозвоночных Догель ВУЗовский учебник.

Старые учебники есть на сайте: www.biografia.ru
Может, у кого есть в электронном варианте старые учебники (советские или царские) или есть на них ссылка в и-нете?
Иногда издательства переиздают старые книги, например, Аванта+ выпустила книгу ?Занимательная ботаника? на основе книги 1954г.
Можете подсказать еще хороших авторов учебников?

Просьба не превращать тему в флуд, а предлагать практическую методику преподавания и учебники обсуждать по существу.

#2:  Автор: milovodaНаселённый пункт: Свердловская обл. СообщениеДобавлено: Пн 06 Апр 2009, 12:20
    —
спасибо за тему...
Цитата:

Разумеется, нужно создать систему Интернет-отзывов о курсах, чтобы исключить соблазн преподавать плохо и за большие деньги. Неплохо бы и независимую добровольную экспертизу проводимых занятий учредить

здорово, только отзывы слепить можно...в идеале деньги за обучении вообще должны отсутствовать...а так слухами земля полниться

#3:  Автор: marat_lysenkoНаселённый пункт: с.Вишневое, РП Лысенко СообщениеДобавлено: Вс 09 Фев 2020, 13:05
    —
Дополню тем, что сам читал и считаю лучшими.

Растениеводство. И.Овсинский. "Новая система земледелия", 1909г.
Физика. В.Ф.Андрус. "Мысли вслух", 2003г.

Всё есть в электронном виде.

#4:  Автор: zaikaioНаселённый пункт: omsk СообщениеДобавлено: Чт 06 Авг 2020, 23:07
    —
Цитата:
Физика. В.Ф.Андрус. "Мысли вслух", 2003г.

очень даже неплохой учебник. Советую!



forum.anastasia.ru -> О наших детях


output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4

Страница 1 из 1

Powered by phpBB © 2001,2002 phpBB Group