Образ бабы Яги в русской сказке
Выбрать сообщения с
# по # Помощь
[/[Печать]\]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.  Раскрыть всю тему
forum.anastasia.ru -> Знания предков

#16:  Автор: ПонтияНаселённый пункт: Миродолье МО, поместье "Два Бориса" СообщениеДобавлено: Сб 28 Авг 2010, 9:33
    —
Баба - й(Я)ога (а это слово было "привнесено" на земли Руси много тысяч лет назад), с моей точки зрения в сказаках имела стволовое значение. А цари там всякие и их отпрыски - имели значение экстернальное (за пределами мироощущения).
Но с отвлечением мысли чиловека всякими технократическими штучками из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, произошло то, что должно произойти по законам физики - критическая массы и тело переворачивается к нам оборотной стороной - ранее не видимой... (почти как меняются полюса Земли)
Удачи!

#17: Re: Образ бабы Яги в русской сказке Автор: АндpeйНаселённый пункт: Пересвет СообщениеДобавлено: Пн 07 Фев 2011, 11:59
    —
Гульнара 87 писал(а):
Сразу скажу, что все это - мои личные выводы, после долгого изучения самых разных источников (от научной литературы до собственных мыслей). Так же я учитывала эмоции моей дочки и ее реакцию на описание этого сказочного героя. Собственно говоря, из-за нее я и стала задумываться на тему: правильно ли преподносят нам образ бабы Яги??

В общем, пища для размышления.

Может у кого еще есть мысли??



Вот ещё мнение про бабу ягу http://www.aif.ru/culture/article/39330


"...избушка Бабы Яги и пещера г-жи Метелицы принадлежат миру мертвых, а вход в них – вход в этот мир. В этом ученые-сказочники единодушны. Весь этот подземный мир, мертвечина, прямо связаны с обрядами посвящения (инициациями). Они всегда строились по одному сценарию – испытуемый проникал в мир мертвых, как бы умирал, проходил испытания, возрождался в новом качестве и возвращался в мир живых. И очень важно, что древний человек ходил в такой мир туда и обратно несколько раз в жизни. Ведь таких инициаций было много: сначала подросток становился мужчиной, а девушка - женщиной, потом они проходили и различные степени посвящения в тайные общества, которых у древних было больше, чем у нас, так же строились обряды посвящения в шаманов и жрецов."

"...изначально роль, которую исполняют Яга, фрау Холле, Морозко, людоеды и прочие сказочные старики и старухи одинакова - они ведут свое происхождение от существ, охраняющих вход в мир мертвых. И по сути, в обряде инициации они должны были играть роль главных врагов посвящаемых. Поэтому, их нужно было победить, обмануть, от них нужно было убежать в мир живых - вернуться. Но «де факто» их роль изначально была двойственной, ведь с одной стороны, они должны были напугать и затруднить испытания, а с другой – помочь их пройти."

#18:  Автор: Косенко АнтонНаселённый пункт: Россия СообщениеДобавлено: Чт 31 Мар 2011, 10:10
    —
Образы Бабы Яги и других персонажей имеют переносное значение. Предки пытались донести до нас некую информацию.

Это подтверждается в "Глаголах русских мудрецов":

Цитата:
Кто не слышал в детстве сказки: "Жили-были Дед да Баба, да была у них Курочка Ряба, и снесла она яичко, да не простое, а золотое!" Тем не менее вряд ли многие знают, что это — Ведическое "Яйцо Вселенной", сверкающее всеми цветами, искрами, огнями.
Состоящее из огоньков Яйцо Вселенной вмещает в себя наш Мир, Землю и Небо со всеми Звездами. <...> Между тем, яйцо Курочки Рябы "не простое, а золотое". Вряд ли надо еще доказывать, что Яйцо Вселенной и "яйцо Курочки Рябы" — одно и то же Ведическое Яйцо. Каким образом Ведический символ, изменившись, остался в виде мифа о "Золотом Яйце"? Нас занимает не это, а то, что хотя идея сохранилась, но потеряла свой всеобъемлющий смысл и стала простым "Яйцом", из которого можно извлечь богатство.


В "Глаголах русских мудрецов" встречается и образ Бабы-Яги, только там она Буря-Яга и жена Велеса

Велес это один из богов. Боги в преданиях это силы природы.

Кстати, известная сказка про то, как Иван разбил яйцо Кащея в "Глаголах" представлена по другому. Там Даждьбог с помощью других богов ищет яйцо Кащея и в конце уничтожает его. После чего начинается великий потоп. Сказание длинное, начинается оно так:

Цитата:
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, нам о Смерти Кащея Бессмертного, расскажи о Вeликом Потопе нам!
- Ничего не скрою, что ведаю...

Говорила Дажьбогу Жива:
- Не найти тебе Смерти Кащеевой - он с Мареною-Смертью дружен. И в бою ему Смерть не писана, ведь Кащей - это бог Бессмертный!


Предложу вариант расшифровки древних образов:

Лада-матушка – любовь к себе любимому
Макошь – время
Доля, Недоля – предопределение
Сварог – всё пространство
Перун – мудрое начало правой Земли
Дива-додола – Земля правая
Жива (Жизнь) – свод прправой Земли
Леля (то что нравится Богу) – свод правой Земли
Марена (Смерть) – свод правой Земли (правит в левой Земле)
Баба Яга – левая Земля
Велес – мудрое начало левой Земли
Дубыня, Горыня, Усыня – своды левой Земли
Кащей Бессмертный – проявление Бездны (правит в левой Земле с Мареной)
Семаргил-огнебог – энергия, заключённая в Землях
Корова-Земун – матричная память правой Земли
Волх – конец левой Земли, который упирается и выходит в правой Земле
Юша-змей – электронное поле

Подробнее можно ознакомиться в статье А. Вихаревой "Прото и Просто измерения"

--
Исправлено Наталья Малыгина Чт 31 Мар 2011, 8:30

#19:  Автор: Kwendi СообщениеДобавлено: Пн 04 Апр 2011, 20:41
    —
Насколько я понимаю Баба Яга не вымышленный персонаж сказок. Более вероятно это омуженки-отшельницы. Образ жизни омуженок в старости как раз и подходит по описанию к образу жизни Бабы Яги.

#20:  Автор: safonovaНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Пн 04 Апр 2011, 21:17
    —
Очень часто я информацию получаю из Осознанных Сновидениях. Я узнала, что Баба-Яга это женщина Берегиня, которая даже после смерти может помогать своему Роду, и вообще всему Роду человеческому. Мне почему-то, сказали о двух условиях, по которым можно после смерти стать Бабой-Ягой:
1. быть вегетарианцем.
2. умереть в силе.

#21:  Автор: Косенко АнтонНаселённый пункт: Россия СообщениеДобавлено: Пт 08 Апр 2011, 7:29
    —
В руки как-то попалась одна книга (исследования филологов сказочных персонажей), не помню название, это было пособие для учителей ср. школы. Там была интересная информация. Оказывается образ Бабы Яги примерно в 70 % сказок отрицательный - она кушает героя, катается на косточках, гуси-лебеди воруют ребёнка, и, вообще, творит злые вещи.
Но примерно в 1/3 (30%) сказок образ Бабы Яги положительный. Она помогает героям, даёт волшебный клубок, рассказывает как побороть опасность, ей служат животные которые тоже помогают человеку.
Эти сказки с хорошей Ягой, по-моему, более ранние.

И соглашусь с предыдущими сообщениями. Образ такой каким мы его видим. Мы сами своими мыслями наполняем образ. Так что Баба Яга может быть разная. А что был прототип уже, наверно, не узнаем.

#22:  Автор: safonovaНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Вс 10 Апр 2011, 14:38
    —
Косенко Антон, здесь уже высказывалось мнение которое я разделяю, что прототипом Бабы-Яги стали женщины, которые шли умирать в дольмены, чтоб сохранить знание Первоистоков.

А вообще, я к сказочному образу Бабы-яги применила бы такое определение, как "архетип".

Цитата из Википедии: "Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Г. Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок".

#23:  Автор: Косенко АнтонНаселённый пункт: Россия СообщениеДобавлено: Вт 12 Апр 2011, 10:01
    —
safonova,
Я с Вами не спорю. Насчёт архетипа. мне ближе всё-таки термин "прообраз"
Почему, считаю, у Бабы Яги может быть множество значений. Потому, что, если образ попадает в сказку и искажается со временем, он продолжает существовать уже в своём новом смысловом наполнении.

Это как в притче о деревне, в которой было 99 семей и к ним пришло 100 священников. Каждый священник нёс свой образ и уверял, что его Бог самый настоящий, а у остальных образ неверный. Образы, которые несли священники, после наполнения их мыслительной энергией людей, становились реальными и начинали жить своей жизнью.

Так, собственно происходит в нынешних религиях: все эти аллахи, иисусы, девы марии - это всё реальные образы имеющие немалую силу. Правда к Богу настоящему они имеют весьма отдалённое отношение. Разве как творение человека который творение Божье.

Но вернёмся к Бабе Яге. Вот поэтому, мне кажется, образ нынешний, может быть разным и, в любом случае, будет верным.

Здесь нет противоречия. Кстати, я понял это сейчас, анализируя высказывания в этой теме. До этого считал Бабу Ягу исключительно силой природы, да и в Глаголах Мудрецов Русских эта мысль подтверждалась. Там говориться, что избушка Бабы Яги стоит на границе с Вещим Лесом - Велесом, а Вещий Лес это информационное поле. Если Велес - поле, то и Яга - какая-нибудь сила. Как яйцо в Рябе - Вселенная.

#24:  Автор: Косенко АнтонНаселённый пункт: Россия СообщениеДобавлено: Чт 14 Апр 2011, 8:26
    —
Тут подумал насчёт осознанных сновидений. Честно, до этого не знал что ответить, не задавался этим вопросом.

Вообще, мне кажеться, психология как наука не может ответить самостоятельно ни на один вопрос, это касается и толкования сновидений. Что то психоанализом подмечено правильно, какие-то связи, законы выявлены, но без привлечения других наук, в том числе оккультных, психология, думаю, ничего решить не может.

В древности женщины уходили умирать в дольмены. Они оставляли тело, их дух перемещался в астрал (второй план бытия или правь) и там дух мог существовать длительное время.
Если духи этих женщин существуют и сейчас, то люди с достаточно чистым сознанием могут связываться с ними во сне и получать информацию. Это нормально.
Как всё это связано с Бабой Ягой? Не знаю. Наверное, образ Бабы Яги существовал и во времена этих женщин. Возможно, они несли в себе знания о Бабе Яге. Образ Баы Яги очень древний.

Почему, мне кажеться, образ Бабы Яги древнее омуженец-отшельниц? Баба Яга одна, может она образ собирательный, объединивший множество женщин. Может быть. Мне же кажеться, что Баба Яга имено прообраз существовавший задолго до всего.

Вот ещё почему. Образы в сказках со временем раздваиваются, растраиваются. Белоснежка и семь гномов или царевна и семь богатырей, Дед Мороз - Санта Клаус, драконов вообще множество - и обычные, и трёхглавые, и в форме змея. У Бабы Яги тоже это произошло. Можно сказать, что сегодня в сказках две Яги - добрая и злая. Это уже почти разные образы.

В одной сказке мачеха послала падчерицу к Бабе Яге. Принеси, мол, какую-то вещь, а сама думает - Баба Яга её съест, а отцу скажу что в лесу заблудилась. Пришла девочка к Яге, та говорит: сначала подмети, да убери всё. А сама пошла баню топить, думает - вымою девочку и съем, а на косточках покатаюсь. Тут пришла добрая бабушка: я сестра, говорит, Яги, она тебя съесть хочет, но я тебе помогу. Вот тебе клубочек волшебный он тебя из лесу выведет...

#25:  Автор: safonovaНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Чт 14 Апр 2011, 16:52
    —
Косенко Антон писал(а):
Можно сказать, что сегодня в сказках две Яги - добрая и злая. Это уже почти разные образы.


Интересно твоё мнение вот по какому вопросу, у Пушкина есть один образ, но выступает он в противоположных ипостасях. Это дядька Черномор, в сказке о царе Салтане, он великан-богатырь, защитник и хранитель острова Буяна, предводитель тридцати трёх богатырей. В сказке "Руслан и Людмила" персонаж с тем же именем карлик, злой волшебник. Почему?

#26:  Автор: Косенко АнтонНаселённый пункт: Россия СообщениеДобавлено: Пт 15 Апр 2011, 10:31
    —
safonova,
Слушай, действительно... Как-то не обращал внимания. Может это и раздвоенный образ, но как-то уж далеко отстоят друг от друга. Ничего общего.
А ты уверена, что Пушкин не вносил свои изменения в сюжет - ну там для рифмы, или просто не знал каким именем назвать. И ещё, что значит Чёрный Мор?

#27:  Автор: safonovaНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Пт 15 Апр 2011, 16:23
    —
Косенко Антон, мне кажется, А.С.Пушкин был посвящённым (не бойтесь этого слова, посвящение проводила Ирина Родионовна), и он знал, что любая духовная инициация делится на два этапа: первый маргинальный этап, когда встречается "отрицательный" герой, и если очеловек проходит достойно этот этап, то тот же "злой" герой превращается в "доброго" и в дальнейшем помогает ему.

Я, думаю, что Черномор - это внутренний богатырь-великан А.С.Пушкина, которого он вот так осознавал. Мы состоим из разных частичек, и они имеют свои имена, свой образ.

#28:  Автор: Косенко АнтонНаселённый пункт: Россия СообщениеДобавлено: Пн 18 Апр 2011, 9:08
    —
safonova, согласен насчёт Пушкина. В Глаголах тоже говорится, что его Лукоморье имеет смысл в обратном прочтьении. Там так и читается: То не я песню сказать хотел, то Сила рокотает"

Руслана и Людмилу А.С. написал в 18 лет. Там Черномор злой колдун (подумал тут, Чёрный Мор это скорее всего Чёрная Смерть - подходящее название). Сказки же А.С. писал кажется уже ближе к концу, наверное и зашифровал себя в роли богатыря. Имя богатырю, думаю, дал по названию моря - Чёрное.

Если так, то раздвоения сказочного образа нет - это просто разные персонажи с одним похожим названием имеющим разный смысл. А вот с Бабой Ягой всё немного по другому, на мой взгляд. Баба Яга, думаю, одна.

#29:  Автор: safonovaНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Вт 19 Апр 2011, 7:26
    —
Косенко Антон писал(а):
Руслана и Людмилу А.С. написал в 18 лет. Там Черномор злой колдун


Если было наоборот - то это было бы не естественно. В этой теме уже говорили, что когда человек проходит испытание, то сначала некая Сила (Баба-яга и пр.) выступает в роли отрицательного персонажа, после успешного прохождения Героем испытания - эта Сила уже помогающая, хорошая.

Кстати, в последнее время я стала встречать не только материалы "реабилитирующие" Бабу-Ягу, но и Кощея.
Вот, например "Путешествие в царство кощьное" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54d8c65-ae3c... [Сокращено] ...5_2006.pdf

#30:  Автор: Косенко АнтонНаселённый пункт: Россия СообщениеДобавлено: Пт 22 Апр 2011, 10:03
    —
Так Кащей это, вообще, проявление Вселенной в хаосе. Поэтому нельзя трогать яйцо и ломать иглу. Иван то в русских сказках который охотиться за смертью Кащея образ положительный, а вот в славянском мифе Ивана нет. Там Дажьбог идёт за смертью Кащея. Когда находит яйцо и достаёт иглу, Кащёй ему говорит: не трогай иглу, не ты её туда положил, а Род Небесный и не тебе её ломать.
Ну Дажьбог не послушался и поломал.
Тут раздаётся голос Рода (Бога): да как ты смел, теперь все вы сгинете...

И начинается Великий Потоп. Воды смешались небесные и земные, стали падать камни с неба, и, короче, боги на горе спрятались и так выжили, а всё погибло.

Мораль? А не надо смерть кащея искать. Ну в русских сказках - там уже всё немного по другому.



forum.anastasia.ru -> Знания предков


output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4

На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.  Раскрыть всю тему
Страница 2 из 4

Powered by phpBB © 2001,2002 phpBB Group