Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России" Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России"
 Помощь  • Правила  •  Поиск   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
Рассылка RSS История земельных реформ в России за 1000 лет Следующая тема | Предыдущая тема
Дополнительные настройки темы
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать

АвторСообщение
Vassilius




Зарегистрирован: 28.11.2006
Сообщения: 165
Благодарили 8 раз/а
Населённый пункт: USSR

811065СообщениеДобавлено: Ср 16 Дек 2009, 23:11 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Что такое - собственность на землю? Когда она появилась? Есть ли какие-нибудь свидетельства того, каким был земельный строй до возникновения земельной собственности? Как у наших предков была отнята родовая земля? Когда на Руси возникло общинное землепользование? Что принесла стране Столыпинская земельная реформа? Когда государство объявило право трудовой заимки "самозахватом"? Как мы пришли к дню сегодняшнему? И к какой цели ведут все земельные реформы в России и в мире?

Что же на самом деле произошло с землёй за это тысячелетие?

Ответы на эти вопросы оказались настолько ошеломляющими, что поначалу они просто не укладывались в голове. Хотелось сказать: "Не может быть! Не верится!"

И только через несколько месяцев упорной работы из кусочков правды и полуправды стала возникать целостная картина. С тех пор я перестал удивляться тому, почему никто из нас не знает настоящей истории земельных реформ в России.

http://www.eco-blagodat.ru/zakon/istoriya_za_1000_let_polnaya.rar
http://rodovoe-pomestie.by/ru/vozr/Land_sobstv.zip

--
Исправлено sewersk Сб Мар 13, 2010 6:07
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Поблагодарили: Максимов Максим, Jure
Vassilius




Зарегистрирован: 28.11.2006
Сообщения: 165
Благодарили 8 раз/а
Населённый пункт: USSR

811307СообщениеДобавлено: Чт 17 Дек 2009, 17:53 | Ответить с цитатойВернуться к началу

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ И ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ (историко-правовое исследование)

1. Собственность есть исторически первая форма присвоения человеком объектов природы. Присвоение означает отношение человека к вещи как к своей ("это – моё!"). Но отношение одного человека к вещи как к своей фактически означает отчуждение от вещи остальных людей ("моё" – это значит "не ваше, не ваше и не ваше!"). Таким образом, собственность есть общественное отношение между лицом, заявившим себя в качестве собственника, и всеми другими людьми. Содержанием этого отношения выступает право собственника на владение, пользование и распоряжение избранным объектом наиболее полным и абсолютным образом, единолично и исключительно ото всех других лиц. Объектами этих отношений в настоящее время являются не только земли и земельные участки, но и практически всё, что находится над ними и под ними (леса, лесные участки и лесные насаждения; воды, водные объекты и водные ресурсы; недра, участки недр и полезные ископаемые; животный мир и объекты животного мира (животные); растительный мир вне лесов и его отдельные компоненты: лесополосы, парки, зелёные насаждения, древесно-кустарниковая растительность).

Историю отношений собственности на эти объекты в России следует рассматривать как процесс концентрации управления земельными ресурсами, прошедший в 5 основных этапов: 1) образование собственности и государства; 2) передача земли феодалам; 3) перетекание земель в руки торгового, промышленного и финансового капитала; 4) массовое отчуждение человека от земли процессами индустриализации и урбанизации (период строительства социализма) и 5) современные реформы в России. При анализе этих преобразований прежде всего следует понять, что изначально земля находилась в пользовании тех людей, которые на ней жили и возделывали её. Само расселение наших предков не было похоже на нынешнее: "тогда не было этих многолюдных сёл… каждый жил особняком на своём земельном участке". Пользование этой землёй было пожизненным и наследственным, переделов не существовало, понятия о праве собственности не было. Земля служила основой жизни семьи и целого рода («каждый владеет родом своим») и была Родиной для тех, кто относился к ней с любовью.

Специфический облик растительного покрова мест поселений наших предков можно определить как луголесье. Окружающие жилища сады и дубравные леса паркового типа чередовались с лужайками и прудами. Леса занимали все возвышенности, оставляя понижения влажно-луговым и болотным ассоциациям. Эти родовые угодья наши предки называют "своими природными землями", "своими родовыми деревнями". Приобретение прав на эти земли изначально основывалось на праве трудовой заимки. Обилие свободных земель позволяло каждому занять столько земли, сколько было возможно. Сообщество людское состояло из семей, всех их стремление к созданию прекрасного пространства объединяло.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Vassilius




Зарегистрирован: 28.11.2006
Сообщения: 165
Благодарили 8 раз/а
Населённый пункт: USSR

811314СообщениеДобавлено: Чт 17 Дек 2009, 18:15 | Ответить с цитатойВернуться к началу

2. Всё изменилось с образованием на Руси государства. Государство сначала объявило себя верховным собственником всей земли, потом обложило людей, которые на ней проживали, данью (земельным налогом), потом закрепило за собой права по управлению и распоряжению, а потом стало распределять «свою» землю между вассалами – дружиной, монастырями, князьями. Интересы тех, кто на этой земле изначально жил, в учёт принимались весьма мало. История знает многочисленные конфликты, усобицы, войны, в ходе которых людей выгоняли с веками насиженных мест, сжигали их усадьбы, превращали в смердов, холопов, рабов, закрепощали и раздавали между государственными временщиками. Часть этих рабов князья и дружинники сажали на свободные земли, а излишек продавали. И вот, когда князь или дружинник сажал на пашню свою челядь, он уже говорил: это моя земля, потому что на ней работают мои рабы. Таким путём возникла частная собственность на землю, и вследствие этого один человек уже мог иметь теперь много своей собственной земли: для этого ему стоило только приобрести много рабов, набрать себе много подневольных работников . Это сословие рабовладельцев-землевладельцев со временем получило название бояр, которые и олицетворяли собой новые представления о собственности на землю и живущих на ней людей. С угасанием Киевской Руси вместе с правами имущественными к ним перешли и властно-распорядительные полномочия суверена.

После периода феодальной раздробленности на Руси началось становление централизованного государства, которому понадобились новые слуги – ими стали дворяне. Им раздавались в основном земли новые, приграничные; но земли эти были уже не пустые, а населенные. Раздавая земли вместе с сидевшими на них крестьянами, государство стало подчинять этих крестьян испомещаемым к ним дворянам – помещикам. Условием поместного землевладения была служба на государя; как следствие, тот, кто служил государю, получал право владеть землею и эксплуатировать живущих на ней крестьян . Отсюда и вырастает стремление закрепить крестьян на местах их жительства – чтобы жить и кормиться на их счёт и дальше. В отношении частнозависимых крестьян это стремление было осуществлено совокупностью последовательно осуществляемых мероприятий. В отношении государственных крестьян для этого был создан институт общины .

Принято считать, что сельская община со всеми её признаками, как-то: 1) круговой порукой 2) общим землепользованием и 3) обязательной уравнительностью и переделяемостью земельных наделов – является исконным явлением русской жизни, возникшим задолго до образования государства и просуществовавшим без каких-либо изменений до её упразднения в начале 20 столетия. "Но стоит открыть любую писцовую книгу о положении крестьянских хозяйств в коренных великорусских губерниях до 1596-98 гг., чтобы убедиться, что на самостоятельных семьях, на односельях держалась древняя Русь и создался Великорусский народ". Община в этот период имеет только финансовое и административное значение, заведуя раскладкой повинностей пропорционально земельному владению каждого, собирая и внося их в казну. С увеличением княжеских земель путём присоединения к Москве удельных княжеств уже в 14 веке возникает общинное крестьянское землевладение; но владение было общинное, а пользование – частное: каждый имел отдельный участок; переделов не было никаких; участки покупались, продавались, завещались, наследовались, и всё это можно видеть из документов. Община по-прежнему селилась разсеянно, и общинною единицею считалось не село, а волость, т.е. округ, в котором было центральное село и окружавшие его деревни. Деревни эти состояли из небольшого количества дворов: один двор составлял уже деревню. Сам крестьянин не был прикреплён ни к участку, ни к сельскому обществу, ни даже к состоянию, свободно менял свою пашню на другую, выходил из общества и даже из крестьянства.

Первый зародыш прикрепления крестьян к земле возникает с введением круговой поруки – обязанности "мира" уплатить подати за несостоятельных или выбывших членов сельского общества. Как следствие этой меры, насущною нуждою таких обществ становится необходимость затруднить своим членам переход на более льготные земли (особенно церковные). Первоначально выход затрудняется уплатой довольно значительного пожилого, которое рассчитывалось по числу лет, прожитых человеком на своём участке; расчёт становился даже невозможным, если во дворе десятки лет преемственно жили отец и сын. Фактически речь идёт об экономическом прикреплении старожильцев к месту их жительства. Юридическое прикрепление, выражающееся в прикреплении крестьян к состоянию (тяглу) и общине, относится к концу 16 – началу 17 вв. и становится возможным благодаря составлению писцовых книг (1592-1593), в которых все крестьяне, записанные в тягло, признаются прикрепленными к своим землям или обществам. "Такое прикрепление, разумеется, не имело ничего общего с крепостным правом. Это чисто полицейская мера" (В.О. Ключевский).

Поземельно-распорядительная сторона общины возникает с введением подушной подати (1722), назначенной в весьма значительном для того времени размере – по 74 копейки с души мужского пола всякого возраста . «Платить должны были не только работники, но все, занесённые в ревизские списки: только что родившиеся, малолетние, престарелые, калеки, убогие, сумасшедшие, словом, всё наличное число людей мужского пола, попавшее в списки, со включением и только что умерших. Что же вышло?

Крестьяне владели участками разной меры. Перенос обложения на души имел то последствие, что крестьянам, у которых было много земли, а мало душ, было легко платить по-душную подать, а тем, у которых было мало земли, а много душ, платить было тяжело. Наказы полны жалоб на этот новый порядок вещей. Крестьяне продолжали сидеть на своих наследственных и благоприобретенных участках, и каждая семья платила подушную с числа душ, занесенных в последнюю ревизию, без всякого внимания к количеству владеемой земли. Владение продолжало быть личным, а не общинным, и понятно, к какому вопиющему неравенству податной тягости привело подушное обложение.

Люди, у которых земли было мало или и совсем не было, но которые были положены в тот же подушный оклад, очень легко пришли к мысли о ровном переделе земель между всеми плательщиками. Жалобы на то, что у одних земли мало, а у других много, обыкновенно оканчиваются заявлением о необходимости «поверстки» или «разверстки», без чего неимущим «немалое отягощение и обида»… Мы наблюдаем здесь картину борьбы бедных и богатых, говоря языком нашего времени, борьбы собственников с пролетариатом. Бедные желают отобрания земли у богатых и раздела её поровну между всеми жителями волости. О вознаграждении собственников бедные не думают. Священная собственность должна быть отобрана даром. Правительство поддерживает бедных и предписывает поверстку земли, нисколько не смущаясь нарушением принципа собственности» .

Вот где, оказывается, лежат корни нашей общины, и вот как, оказывается, нам было заложено желание «уравнения»! Не исконная русская тяга к коллективизму, а равная для всех денежная обязанность возбудила вопрос о равном праве пользования землею всех членов сельского общества (мира, общины), который и был разрешен в отношении государственных крестьян Межевой Инструкцией 1754 года, установившей, что:

1) Право личного распоряжения крестьянскими землями отменяется. Земли эти никому не могут быть продаваемы и закладываемы, ни крестьянам, ни посторонним лицам, ни даже по суду.

2) Право наследования в крестьянских землях отменяется. Все земли, с которых крестьяне положены в подушный оклад, после умерших владельцев, между наследниками их не делятся – они записываются за селением в качестве государственных. Это своего рода национализация земли.

3) Право занятия свободных земель путём приложения к ним личного труда отменяется. То, что крестьяне вновь распахали, против показанного за ними по писцовым книгам, и продали, отбирается у покупателей безденежно и поступает к селениям в государственные земли.

Но переделов прижизненных и тут ещё нет. Они тоже возникли не сами собой, а на основании Указа 1781 года, которым было предписано «между крестьянами земли и угодья смешав, разделить на тяглы по душам, а с того уже быть, как раскладам подушного платежа, так всем службам и работам». При этом крестьянам прямо предписывалось из хуторов селиться в большие сёла, а если они не исполняли приказания, то на хуторах осенью ломали печи . За несогласием большинства крестьян предписания местных властей об уравнительном переделе всей земли исполнялись туго или не исполнялись вовсе: с мыслью о потере родовой земли крестьяне примириться не могли. В отдельных губерниях практический переход от частного землевладения к общинному пользованию совершился только в конце 30-х годов 19 столетия.

Таким образом, к концу 18 – началу 19 столетия личное владение землёю, переходившее потомственно, уничтожается, а усадебное и хуторское землепользование заменяется общинным чрезполосным. Существо этого уравнительного землепользования заключается в равном праве пользования землею всех членов сельского общества (мира, общины). Мирская земля делится поровну между всеми членами семейств, достигших рабочего возраста, хотя возделывается, пашется, боронится и косится отдельно каждым земледельцем. При этом последний не обладает практически никакими самостоятельными правами на землю, закрепленными в законодательстве. Земельный надел для него есть не столько право, сколько обязанность, тягло, которое и есть основное понятие крестьянского поземельного строя – точно также как пожалование, дача есть основное понятие помещичьего землевладения. Итак, одни имели право владеть, не возделывая; другие не имели прав на то, что они возделывали. Феодализм отделил землевладение от земледелия.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Victor



Возраст: 70
Зарегистрирован: 23.03.2009
Сообщения: 48
Благодарили 14 раз/а
Населённый пункт: Владимир

811486СообщениеДобавлено: Чт 17 Дек 2009, 23:55 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Очень хорошая идея. Я бы начал сначала с собственности вообще, земельной собственности , в частности и плавно перешел бы к утверждению, что в России земельная собственность (в смысле фиксированного на бумаге права) никогда не принадлежала тем, кто ее обрабатывал. Собственника земли нет (права по конституции на частное владение ограниченного в размере участка земли, за который никому не надо платить ничего по праву собственности, полученной по праву гражданства страны, по факту рождения). Все, что больше определенного законом размера, должно облагаться налогом за использование общественной собственности в личных целях, равно как и использование наемной рабочей силы и сдача в аренду личной земельной собственности. Хотя, чем меньше государственные структуры, тем больше прав и обязанностей должно быть у частника, вплоть до обязательной воинской переподготовки всего населения, как в Швейцарии, каждые два года.

_________________
Готов к общению
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Стоян




Зарегистрирован: 24.09.2009
Сообщения: 61

Населённый пункт: с Урала

814948СообщениеДобавлено: Пн 28 Дек 2009, 23:42 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Как я понял из текста, до образования на Руси централизованного государства,(т.е.попросту братков которые собирают дань и дают крышу)собственность у людей на землю как раз была,а вот после перераспределения и централизации этой собственности братками,люди потеряли свободу и стали зависимыми,т.е.крепостными.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Victor



Возраст: 70
Зарегистрирован: 23.03.2009
Сообщения: 48
Благодарили 14 раз/а
Населённый пункт: Владимир

815252СообщениеДобавлено: Ср 30 Дек 2009, 0:47 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Везде и всегда по-разному, но тенденция общая - никому непринадлежащая земля становится собственностью после вложения в нее средств (труда, денег) и офрмления права на нее в рамках существующего строя. То есть от де факто к к де юре. Это общее правило нормального развития. Если поправлять историю России, то надо сделать обратный процесс. Отдать по конституции землю частнику, сохраняя федеральную часть на первых порах, но уменьшая ее за счет сохранения частной доли, облагаемой уже налогом для желающих расширить свое дело на бесплатной для всех доле земли.
Степень интеграции каждого в частный бизнес будет зависить от размеров трудового капитала. Единоличного хозяйства не останется, но этот процесс с него начинается и перепрыгнуть не получится, хотя, потуги были. Право же на единоличное хозяйство должно существовать у каждого гражданина и всегда, пока существует человек. Отрицать такое право может только временщик на этой земле или инопланетянин.

_________________
Готов к общению
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Vassilius




Зарегистрирован: 28.11.2006
Сообщения: 165
Благодарили 8 раз/а
Населённый пункт: USSR

823305СообщениеДобавлено: Пт 22 Янв 2010, 22:46 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Стоян,
Цитата:
Как я понял из текста, до образования на Руси централизованного государства собственность у людей на землю как раз была...


Вы правильно поняли суть вопроса - земля у людей была. Но именно земля, а не собственность. Собственность - это немножко другой термин, его суть - присвоение чужого труда и отчуждение от земли её труженика. Собственность на землю - это значит вот что: я сам на этой земле не живу и не тружусь, а считаю её СВОЕЙ. До государства же люди как раз ЖИЛИ на земле и ТРУДИЛИСЬ, а потому им никакая "собственность" или "право собственности" на эту землю и не было нужно.

Не запутал? Ну ничего, у меня тоже не сразу это всё в голове укладывалось Smile
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Victor



Возраст: 70
Зарегистрирован: 23.03.2009
Сообщения: 48
Благодарили 14 раз/а
Населённый пункт: Владимир

823358СообщениеДобавлено: Сб 23 Янв 2010, 3:02 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Собственность возникает в результате труда. А отчуждение - в результате разбоя. Разбойникам не нужны законы. Они нужны их детям, чтобы закрепить существющее положение дел и не дать возможности отнять награбленное. А чтобы не отняли собственнсть у труженика, ему нужно рядом с инструментом держать оружие.
Тогда законы нужны будут, чтобы регулировать земельные границы каждого хозяйства каждого субъекта.

_________________
Готов к общению
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Стоян




Зарегистрирован: 24.09.2009
Сообщения: 61

Населённый пункт: с Урала

823616СообщениеДобавлено: Сб 23 Янв 2010, 22:20 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Vassilius- с чего такие выводы,собственность она будет собственностью работаете ли вы на земле,или просто разбили лужайку на ней,или приглашаете своих соседей,что-бы они помогали собирать богатый урожай,или в конце концов используете сезонный наемный труд.Собственность подразумевает ваше право наследовать землю и распоряжаться ею по своему усмотрению,хотя возможны варианты,допустим пожизненное пользование,без права продажи но есть возможность наследования и др.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Victor



Возраст: 70
Зарегистрирован: 23.03.2009
Сообщения: 48
Благодарили 14 раз/а
Населённый пункт: Владимир

823657СообщениеДобавлено: Вс 24 Янв 2010, 0:56 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Не все так думают. А уж определений собственности столько же, сколько
голов. Закон и формулирует то, что взято с потолка, не опираясь на мировую историческую практику (два вида собственности, отождествление права собственности с правом распоряжения и другие заморочки социалистической экономики). Нодо принять то, что устраивает всех и сделать это законом. А как возникает собственность, надо читать классиков, и не только Маркса, хотя, практика нужна в любом случае, но практика осмысленная. Сначала договориться, а потом охранять закон с оружим в руках. Но не устанавливать законы оружием и не диктовать свои законы другим.
У Пушкина в "Евгений Онегин" хорошо изложено, почему не надо человеку золота, если простой продукт имеет. И кто этот продукт создает и кто потребляет. И кто чьей собственностью является.

_________________
Готов к общению
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



Журнал модерирования


© 2002-2018 Все права принадлежат Anastasia.ru!
Все материалы, публикуемые на этом сайте, могут быть использованы на усмотрение Фонда "Анастасия", в том числе, и в выпусках Альманаха. Если Вы используете материалы с нашего сайта, то ссылка на нас обязательна. За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация Фонда "Анастасия" ответственности не несёт!


Powered by рhрВВ © 2001, 2002 рhрВВ Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB