Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России" Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России"
 Помощь  • Правила  •  Поиск   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
Рассылка RSS Уклад новой России (статья) Следующая тема | Предыдущая тема
Дополнительные настройки темы
Начать новую темуЭта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.   Все сообщения темы   вывод темы на печать

АвторСообщение
Олег С.




Зарегистрирован: 01.02.2007
Сообщения: 43
Благодарили 4 раз/а
Населённый пункт: Москва-Пчёлкино

589227СообщениеДобавлено: Ср 06 Фев 2008, 15:43 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Всем добра и мира!

Ниже размещаю свою статью. Может быть полезной при взаимодействии с внешним миром.


Уклад Новой России

Нынешние попытки возродить село страдают одним существенным недостатком и по-тому малоэффективны - в них отсутствует концепция жизни. Деревня в прошлом – это прежде всего наработанный веками уклад, при котором сама жизнь деревенского жителя строилась на основе того быта и той технологи жизни, которые были ему свойственны, естественны и передавались от отца к сыну, из поколения в поколение. Уклад всегда приспособлен, прилажен к особенностям данного места, является его естественным выражением и отражает обретенное человеком искусство жизни в этих конкретных условиях.

После революции 17 года в стране начался масштабный эксперимент по созданию но-вой модели жизни и для этого безжалостно рушились все основные устои старой деревни. Создавались колхозы и совхозы со своей концепцией жизни на селе, со своими факторами и средствами, видоизменившими облик деревни, внедрившими новые и неведомые ей доселе явления: бескрайние, уходящие в горизонт и подверженные непрестанной эрозии пахотные поля, гигантские МТС, необъятные курганы навоза вдоль рек, объявленного «вредным элементом» сельского хозяйства. А самое главное, директивное руководство сверху рушило и в корне подрывало те навыки и вековые традиции земледельца, на которых выживала старая русская деревня. Наиболее глубокие и укрепившиеся корни рвались по живому раскулачиванием, продразверсткой, повальной коллективизацией.

В последующий период становления советского сельского хозяйства и сложился тот облик (внутренний и внешний) современной деревни, что досталась нам в наследство от эпохи колхозно-совхозного строительства.

Но вот с началом Перестройки в одночастье закончилась жизнь прежняя и началась но-вая. Активную «фермеризацию» и «капитализацию» сельского хозяйства той поры можно охарактеризовать как сложную смесь надежд и разочарований, вскоре последовавших за первыми попытками возродить деревню. Теперь, по прошествии почти уже 20 лет можно с уверенностью сказать, что фермерские хозяйства в том, первоначальном виде не прижились – выдюжили единицы, остальные почили в Бозе. Капитализация, все больше принимающая формы масштабного агробизнеса, приносит успехи в отдельных местах при точечной стимуляции заинтересованных в ее развитии предпринимателей. Да скудные «прорывные» результаты экспериментаторов-одиночек, которыми всегда славилась Россия, - вот небогатый итог успехов на земле, занимающей шестую часть суши планеты. Результат более чем скромный.

Однако у каждой проблемы всегда есть свои причины. Если мы сравним две модели деревенской жизни: до революции 17 и теперешней, то бросится в глаза одна подроб-ность, столь разительно отличающая эти две деревни. Подробность, или особенность эта – уклад, или образ жизни. Крестьянину было понятно, как жить на земле полноценно. Другое дело, что ему очень часто не давали так жить. Однако, оставляемый в покое, он всегда находил способ, как устроить, наладить свою жизнь на земле, чтобы она его кор-мила, обувала и одевала, давала возможность растить детей и продолжаться в поколениях. Так происходило в самых разных условиях: и в засушливой степи, и на неласковом Севе-ре, где одним сельским хозяйством не выживешь, и потому приходилось еще «пускаться в промысла», в местные ли, в отхожие ли.

Но вот прошли десятилетия «директив», «обобществлений» и «укрупнений» и совре-менный крестьянин в основном утратил, растерял свой целостный уклад, свое понимание всех основных процессов жизни. Его понятная и сберегаемая традицией цельность раз-дробилась на части: председатель руководит, агроном решает, тракторист пашет и сеет, и т.д. – произошла естественная дифференциация. Потом погода приведет к неурожаю, а Партия и Правительство спишут все твои долги. И крестьянин из ответственного хозяина-кормильца превращался в беспечного горемыку-пропойцу, которому все - трава не расти. В итоге весь уклад понятной и тонко подстроенной под окружающие условия жизни постепенно разрушился, вылущился из повседневности. Потому что то, чем и как живет современный крестьянин – это не уклад, а, скорее, пародия на образ жизни.

Если вслушаться в само слово «уклад», там слышится «у-клад» и «у-к-лад», само это слово о том, что возле «клада», а клад – то, что ведет, приближает к ладу. Вспомним по-словицу «где лад, там и клад». В основе его – лад. Но где этот лад мы встретим теперь в деревне, в покосившейся, обезлюдевшей, исстрадавшейся? Незаладилась у нас жизнь на селе. А нет уклада, нет и жизни - только ее издержки.

Попытки исправить положение дел во многом обусловлены чисто экономическими за-дачами. Село давно уже понимается как сырьевой придаток к городу, перед ним одна за-дача – накормить город любой ценой. А там - трава не расти. И пока эта парадигма сильна, не приведут наши попытки к возрождению села. Потому что при таком подходе нарушается один из основных законов жизни – закон взаимосвязи всего живого.

Жизнь держится полнотой и процветанием всех своих элементов. И каждая жизненная форма берет всегда только от избытка другой. Процветающая жизнь всегда избыточна и этой избыточностью поддерживает окружающие формы. Но жизнь избыточна, только ко-гда полноценна.

А может ли быть полноценной жизнь, если мы сосредоточиваемся только на какой-то одной ее стороне, предавая забвению все остальные?

Что есть жизнь человека? В ней множество граней. И радость бытия не в ее ли основе? И очевидно, что работа, пусть и важный и необходимый элемент уклада, не может быть самодостаточным фактором. Когда она - только средство для зарабатывания денег. Есть же такое понятие как радость созидательного труда, когда человек-труженик исполнен чувств возвышенных и прекрасных в процессе работы, когда работа уже больше чем ра-бота, но сотворчество с самой жизнью, а жизнь отвечает ему плодотворным результатом.

Когда это уже не лямка и кабала повседневной повинности, но и сопричастность в сво-их усилиях бытию. Тем стоит сама жизнь – своей полнотой. И разве не наша задача – за-дача разумных сознательных существ – вернуть себе такое взаимодействие с жизнью?

Человек всегда учился у Природы, слушал ее подсказки, пытался повторить на свой манер то, что уже существует в ее процессах. Попробуем и в этом случае опереться на ее мудрые советы. С точки зрения Природы жизнь – это прежде всего полнота и разнообра-зие, а также взаимосвязь всех ее частей, другими словами единство. Все проявления жиз-ненных форм опираются на это единство и поддерживаются им. Как только единство нарушается, нарушается равновесие, возникает кризис, противостояние, застой, смерть.

Человек утратил, забыл этот основной источник вдохновения жизни – радость бытия. Живой мир, развивающийся в гармонии и по законам жизни, опирается на эту основу – полноту чувств, отражающих его проявление. Человек же, создав свой искусственный мир, во многом построенный на основе косной материи, нарушил свою естественную природную связь с миром. И потерял источник. Развивая все более громоздкие и искусст-венные процессы жизнедеятельности, он все более отдаляется от этого источника полно-ты. Потому что никакие искусственные средства не могут заменить чистого и простого восторга от встречи с лесом, полем, закатом. Ощущение ласкового полуденного ветерка, пробежавшего по разгоряченному лицу, волшебных звуков весеннего ручейка. Именно эти простые и незатейливые, казалось бы, радости наполняют жизнь смыслом и вносят в нее то недостающее звено, без которого мы чахнем в городах и по которому тоскуем по-среди трудовой рабочей недели, предвкушая встречу с настоящим во время очередной поездки на дачу, в лес, по грибы-ягоды. И не великое ли благо для человека, не особый ли дар Жизни наблюдать как взростают, зреют и плодоносят те малые зерна, что когда-то были твоей заботливой рукой брошены в землю!

Перед государством стоит теперь задача привлечь человека на землю, вернуть его на бескрайние заброшенные просторы полей и лесов. Чтобы усилия такого возвращения бы-ли действенными, необходим положительный, вдохновляющий образ, способный заинте-ресовать людей, вызвать у них отклик и готовность оставить насиженные места, привыч-ные дела и пуститься в новое предприятие. Человек может полноценно вернуться на зем-лю, только если у него будет возможность вернуться и построить такую жизнь, которая даст ему полноту и богатство всех граней его бытия: и материального, и психического, и духовного. Другими словами, если правильно сформулировать саму задачу возвращения человека на землю, половина дела будет сделана. Поскольку только качество цели может определить и качество жизни.

Некоторые моменты сельской жизни понятны и осознаваемы многими. Это чистый воздух, свежая вода, отсутствие скученности и плотности среды обитания. Но это еще и тишина и покой живой природы вокруг, ее полноценное изобильное проявление, и вос-торг от встречи с щебечущим, шелестящим, трудолюбивым миром диких ее обитателей. А если к этому добавить таинственные, почти волшебные вечера в тихой беседе на лавочке у калитки, или на берегу реки, медленно катящей свои темные воды в таинственную ноч-ную даль, соловьиные трели в ночи, залитой волшебным светом луны, западающие в ду-шу на всю жизнь первые слова признания в любви, и окрыляющие надежды от раздвинувшихся в этот миг горизонтов, мечты построить свое пространство мира и бла-гополучия на родной земле, откуда не надо будет мучительно вырываться каждый поне-дельник в поисках средств к существованию, здоровые и веселые ребятишки, копошащиеся неподалеку в траве, вбирающие каждой клеточкой своих крепких тел це-лебную силу окружающего живого мира – это ли не образ, желанный и понятный многим, хотя может быть и не часто высказываемый вслух.

Разве мало в нем заложено, чтобы вдохновить и повести за собой? Разве не откликнут-ся сердца многих, появись перед ними такая возможность, возможность поострить жизнь на земле в полноте и благополучии? Тем более что достижения современной науки и тех-ники позволяют без особых проблем наладить полноценную и комфортную жизнь в са-мых удаленных уголках наших необъятных и бескрайних просторов. Возможности современных коммуникаций, работа по Интернету (для тех, кого манят иные горизонты, дистанционное обучение, концепция семейного образования – все это позволяет спокойно и без надрыва совершить такое переселение. Только поставь мы перед собою подобную цель и возьмись сообща к ней стремиться, перестав поддерживать вал искусственных процессов, все более усложняющих и удорожающих нашу городскую жизнь, практически тут же отбирающую на ненужное и бессмысленное все, что мы заработали и добыли.

Если мы немного изменим акценты – не урожаи и удои, а точнее, не только и не столь-ко они (хотя они безусловно важны и необходимы), а полнота чувств жизни, создаваемой в гармонии и радости, если мы добавим еще и это к поиску решений, тогда и сами реше-ния могут измениться, преобразиться. Если ставя перед собой задачу возрождения села, сбережения молодежи мощным потоком утекающей в город, мы включим в свой проект элементы гармонии, цельности, красоты и радости, они обогатят и по иному окрасят все наши усилия. Если кроме выгоды мы будем помнить и о полноте чувств и ощущений для себя и тех, кого призываем на землю, причем полноте именно на ней, на земле-матушке, а не на далеких канарах и анталиях, принципиально изменится и сам подход к проблеме.

Во всем мире люди прилагают усилия в этом направлении, активно формируют образ Новой Земли. Эти усилия, в частности, привели к возникновению движения по созданию экопоселений, организованных на принципах взаимодействия и сотрудничества с окружающей средой. Мировая практика показывает, что подобных начинаний насчитывается уже десятки тысяч. Люди сообща в самых разных уголках планеты ищут новых решений, новых путей в жизни за пределами мегаполисов, на земле, и направляют мысль на альтернативные источники жизнеобеспечения, разрабатывают и применяют щадящие агротехнологии и природные материалы в экостроительстве, создают замкнутые циклы в своих хозяйствах, стремятся предельно ослабить негативное воздействие на среду своего обитания.

В нашей стране такой образ приобрел форму Движения по созданию родовых помес-тий. Вкратце его суть. Нам очевидно, что необходимо создать новый и полноценный ук-лад жизни на земле. То есть такой уклад, который позволит человеку, семье организовать хозяйство, быт и само пространство так, чтобы иметь необходимые средства для жизни в достатке, благополучии и радости. Чтобы не было нужды рваться на части между жиз-нью и работой, разделенными нередко многими километрами и часами утомительной до-роги. Чтобы семьи не распадались от тягот и неустроенности, но жили в любви и согласии. Чтобы женщина, ждущая ребенка, могла находиться в наиболее благоприятных и полезных условиях, дышать чистым воздухом, есть натуральные фрукты и овощи, пить свежую живую воду земли, жить в гармоничном пространстве своего поместья, где каж-дая травинка ее знает и помогает ей сформировать здорового и сильного малыша. Чтобы дети, задуманные и рожденные в естественных, гармоничных условиях, росли и развива-лись полноценно. Чтобы обитатели поместий, питались натуральной неискусственной и полезной пищей, выращиваемой в экологически чистых условиях, а избытком своих про-дуктов могли поделиться с городом. Чтобы подрастающие поколения росли и учились на примере своих родителей, легко перенимая и подхватывая основные навыки жизни, по-строенной на ладной основе. Чтобы люди своей хозяйственной деятельностью не губили природу, но напротив, применяя правильные технологии способствовали сбережению и восстановлению окружающей среды.

Замечательный русский агроном рубежа XIX – XX веков И.Е. Овсинский утверждал, что правильная агротехника должна не только не снижать плодородие почвы, но напро-тив, его увеличивать. Именно так он и хозяйствовал, получая высокие урожаи в самых неблагоприятных условиях. Однако труды и методы его были забыты более чем на сто лет. Или вот мульча. Еще в 30-е годы XX каждый школьник на селе знал, что это такое. А теперь о ней осведомлены в лучшем случае специалисты-агрономы, да и то теоретически, а широко использовать и вовсе не умеют. Мы проходим мимо многих удивительных сокровищ жизни, ждущих своего применения.

Каким же быть такому родовому поместью по размерам? Очевидно, что на 6 сотках ук-лада не создать, не хватит для этого и 15, и 30 соток. Вместе с тем традиционное фермер-ское с/х, ведущееся на десятках и сотнях га – это тоже вариант далеко не для всех – это уже процессы иного масштаба, скорее производственного, требующего дорогостоящей техники и особых технологий. Наша же задача создать уклад самодостаточный и вместе с тем относительно необременительный, во многом самоподдерживающийся, то есть необ-ходимо применить такие методы и подходы, которые постепенно сократят лишние уси-лия человека, уберут их искусственную избыточность. И вновь мы можем положиться на мудрые советы Природы, в которой все просто и естественно. Без сложной агротехники и удобрений на вырубке или после лесного пожара встают могучие леса, даже на самых бедных почвах – Природа самодостаточна в своих усилиях. Если обратиться к имеющему-ся опыту энтузиастов- экспериментаторов, то оказывается, что при правильной организа-ции хозяйства человеку под силу, без регулярного привлечения специальной техники, обустроить и обрабатывать вручную площадь до 2-3 га. Будем в своих рассуждениях ори-ентироваться на этот масштаб.

Стало уже общепризнанной истиной, что с окружающей природой надо не воевать, не конфликтовать, а дружить и сотрудничать. Появилась концепция устойчивых сообществ: почвенных, растительных, животных. В обиход вошло такое понятие как агробиоценоз, то есть устойчивое сообщество диких и культурных обитателей. Возникли такие понятия как адаптивно-ландшафтное, восстановительное и созидательное земледелие, пермакультура. Вот уже и в Минсельхозе принято решение о внедрении минимальной и нулевой обработки почвы, о поддержке и развитии новых технологий, об обучении им молодых агрономов. Другими словами, мы начинаем постепенно от эксплуатации земельных и природных ресурсов эволюционировать к сотрудничеству и взаимодействию с ними. А это значит, начинаем воспринимать саму среду, в которой хозяйствуем, уже как партнера, интересы которого должны учитывать, строить свои отношения с ней на взаимовыгодной основе. И последствия этих отношений начинают нас все сильнее волновать. Мы все больше понимаем, что беспокоясь не только о собственной выгоде, но и о благополучии той среды, в которой трудимся и живем, мы поддерживаем свое благополучие, приумножаем (а не губим) собственное достояние. Тем самым мы уже отчасти приобщаемся к закону благополучия целого: когда целое благополучно и процветает, то благополучны и процветают все элементы целого.

И потому, создавая полноценный жизнеспособный уклад, мы просто обязаны в про-странство создаваемого поместья включить часть дикой природы, окружив его живой изгородью из разнообразных кустов и деревьев, отведя часть территории под посадки этих диких и культурных многолетников. Какую-то площадь займет сад. Разумно сочетая травы, кусты и деревья мы создадим каркас будущего природного сообщества. Он позволит восстановиться многообразию природных обитателей, характерных для естественных биоценозов окружающей дикой природы. Умелое сочетание посадок диких и культурных растений позволит свести к минимуму усилия по уходу за ними. Например, правильно подобрав растения с глубоко-, средне- и поверхностнокорневой системой и сажая их вместе, можно практически перестать беспокоиться о поливе и рыхлении подобных посадок (многолетние опыты последователей пермакультуры и созидательного земледелия свидетельствуют о том, что это возможно). Применение ручной плоскорезной техники и технологий восстановительного земледелия позволяет семье из 2-3 человек без особого напряжения обрабатывать вручную до 1 га земли. Многочисленные тому примеры есть (в частности известный изобретатель плоскореза Фокин, утверждал, что он с женой одно время обрабатывал поле в 1 га только с помощью своего плоскореза).
Часть пространства отводим под пасеку. Пчелы – важный элемент создаваемой экоси-стемы и мощный стабилизирующий ее фактор. Лесникам хорошо известна заповедь: тот лес благополучен, в котором обитают пчелы. Они и опылители, и производители высоко-рентабельной продукции пчеловодства, и фактор воспитания, поскольку являют человеку наглядный пример взаимовыгодного бесконфликтного сотрудничества с окружающей природой.

Таким образом, семье под силу обслуживать свое поместье без привлечения тяжелой техники, прибегая, возможно, к ней только на начальном этапе обустройства: прорыть трактором борозду под посадки живой изгороди, выкопать с помощью экскаватора пруд, террасировать склон, использовать для пересадки взрослых деревьев и т.д. Предвари-тельный экономический расчет показывает, что размер участка 0,5- 1 га (а с учетом дре-весно-кустарниковых насаждений до 1,5-3 га) вполне достаточен не только для обеспечения семьи всем необходимым продовольствием, но и позволяет, при реализации излишков, иметь устойчивый источник доходов.

При желании участники проекта могут еще возрождать народные навыки и ремесла, иные забытые технологии, позволяющие сделать жизнь поместья во многом независимой и самодостаточной.
В мире существует уже немало примеров создания устойчивых агробиоценозов в хо-зяйствах и одиночек-экспериментаторов, и коллективов единомышленников, построив-ших свои отношения, в том числе и хозяйственные, на гармоничной и взаимовыгодной основе с окружающей живой природой, «вписавших» в нее свои усилия.

Это перспективное, плодотворное направление. Оно дает человеку на селе надежду и новые цели, возможности. Так отчего же не попробовать и нам добавить свой опыт в ко-пилку мудрых человеческих достижений, за которые поблагодарят нас наши дети и внуки, поблагодарят за то, что мы начали прилагать усилия по сохранению и возрождению полноценной и созидательной жизни на земле, что мы оставили им в наследство не мертвую, изнуренную, истощенную до предела среду, но гармоничное, полнокровное, богатое урожаем и изобилием пространство, населенное жизнеспособными, здоровыми и радостными обитателями, пространство гармонии, благополучия и любви.


Москва
15.04.07
Сафронов Олег Викторович
НП «Сельскохозяйственная лаборатория»
saphronov-2@yandex.ru

_________________
Мой блог о пчёлах, здоровье и созидательном земледелии http://saphronov.ru - жду в гостиSmile
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуЭта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.   Все сообщения темы   вывод темы на печать


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



Журнал модерирования


© 2002-2018 Все права принадлежат Anastasia.ru!
Все материалы, публикуемые на этом сайте, могут быть использованы на усмотрение Фонда "Анастасия", в том числе, и в выпусках Альманаха. Если Вы используете материалы с нашего сайта, то ссылка на нас обязательна. За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация Фонда "Анастасия" ответственности не несёт!


Powered by рhрВВ © 2001, 2002 рhрВВ Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB