#1: Встреча с М.П. Щетининым в Комсомольске (Хабаровский край), Автор: ardelak, Населённый пункт: г. Благовещенск (Амурская область, Дальний Восток)Добавлено: Пн 09 Апр 2007, 18:42 Встреча с М.П. Щетининым в Комсомольске-на-Амуре 4 апреля 2007 года
(стенограмма выступления дана с некоторыми сокращениями)
М.П. Щетинин:
… работа над программой помогла мне понять, что нужно идти аккуратно и вместе с ребёнком.
Те, кто ещё сохранил в себе ребёнка, первоистоковое начало, те должны работать с детьми. Всё время вслушиваясь в то, что мы делаем. Это очень важно.
Мне показалось, что мы очень легкомысленно относимся к понятию ДЕТИ. Когда я вижу детей, я всё время ощущаю необходимость перекреститься, потому что в них есть то, что, наверное, относится к понятию святости.
… на вопрос о состоянии образования в России я ответил, что его нет сегодня не только в России, но и на Земле. Есть обучение, научение, нравоучение, приучение. Особенно когда ввели единый гос. экзамен, начисто закрыли возможность заниматься образованием, потому что образование – это образ. Если в русском языке мы говорим образование, то мы имеем в виду образ. Образа – лики святых. БезобрАзный, безОбразный – значит некрасивый, нечистый. Движение к красоте, совершенству, святости – это и есть образование.
Очень важно, чтобы на последнем, перед тем как сказать ему «до свиданья», экзамене, ребёнок мыслил, думал, думал вместе с учителем по поводу того, что происходило с ним, по поводу того, что он понял, по поводу того, что он собирается делать, по поводу того, что он лично открыл для своего народа, ради которого он пришёл в жизнь. В жизнь.
Вся наша система нашей работы строится из одного методологического ключа: перед нами тысячелетия, вечность. Дети. Они к нам приходят как вершина Рода. Им нет лет. Это уже позиция. Сколько тебе лет – это вопрос, адресованный только последнему колену его Рода, но Древо его – сколько ему лет, тысячелетий, миллиардов веков? Бесконечность, вечность. Может быть, понятие Чело-Вечности прежде всего относится к ребёнку. Вече. Само слово вече говорит за себя. Возьмём вечевой строй, когда, по свидетельству историков, мы легко ходили по воде, летали по воздуху и являли собой благоуханных мужей. И был народовластный строй. И был народ. И умел любить. И не было профессиональных учителей. Просто в Духе святом всё шло. Школа профессиональная появилась гораздо позже. Я много об этом думаю. Как сделать всё, чтобы не было стен, чтобы не было потолков, чтобы школа была открыта к жизни, чтобы она напаивалась жизнью и поила собой её, чтобы ребёнок, выходя из стен школы и входя в них, не видел их, ограничений. Это не значит «что хочу, то и ворочу», границы у него есть и называются эти границы Совесть.
Мне думается, что в этой связи сама методология работы учителя и школы должна строиться таким образом: как можно раньше пройти то, что известно всем. И исходя из этого мы ушли от уроков, от регламентаций, и вот уже около 15 лет мы в Текосе работаем без классов, без уроков, без границ. Идёт системное осмысление всех предметов и интегрирование их в один предмет с именем Жизнь. И этим занимаются наши дети. Это главная их вместе с нами работа. У нас нет ни одного ученика вне роли учителя и нет ни одного учителя вне роли ученика.
Я бы очень хотел, чтобы профессионалы-педагоги не примеряли то, что делаем мы, на себя. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на начало нашей встречи. Мы сейчас занимаемся поиском школы будущего, и поэтому всю жизнь мы уже работаем как бы в нём.
Структурно коллектив наш состоит из научно-педагогических и производственных объединений, которые сами в свою очередь состоят из лицеев-лабораторий. НПО объединятся в ассоциации: это девичьи коллективы «Солнечный ветер», «Синегорье» и третий коллектив мужской «Родина».
Наше представление о том, куда ведём детей: мне кажется, школа не может закрыть глаза на то, что происходит. Она должна не только смотреть на то, что происходит, но и предвосхищать будущее и работать на него.
Я считаю, что Россия должна быть народовластной. Мы боимся слова «монархия», но нужно правильно его прочесть: моно – единый, архи – древность, то есть единый древностью. А значит – родовой. Мы должны ядро понять Рода и очень внимательно относиться к маме и папе, бабушкам и дедушкам нашим. Это и есть МОНО АРХИ, то есть единый древностью. Древний человек – это не тот, кто отжил. Это тот, кто несёт с собой Древо Рода. Вот лист на дереве – он древний, когда он зелёный и мощно держится за ветку свою. А ветвь очень мощно входит в ствол, а ствол прорастает в ветви-землю и в ветви-небо. Я думаю, что наша Родина будет здоровой, когда мы будем древними, когда мы вспомним, что мы есть. У нас [в Текосе] есть здание, на котором надпись «Я подымаю голову, расправляю плечи. Я гордо смотрю в горизонт. За моими плечами великая слава отцов». А в женском корпусе дальше «И я – их дочь. И потому я родом знатна. Я дочь великого народа».
Много думая о будущем, мне хотелось прочности во всём. Честности. Это было нелегко, но это было надо. Я считаю, что нам крайне важно посмотреть на понятие НАРОД. С уважением, с большим, чем мы сегодня так легко его клянём, путая социум, общество и народ. Общество – это может быть временное объединение. Обществу нужен лидер, и естественно структура, которая удовлетворяет этому объединению. А вот народ – это тоже объединение людей, и народ – единство людей, устремлённых к истине, к смыслу всего, к цельности во всём. Народ живёт неписаными законами, общество – писаными. Народу лидер не нужен. У него есть Творец, который работает через его совесть. Народ – это всегда самоорганизация. Народ всегда умеет образы читать. И вот образ жизни есть у человека и есть у народа. Образ ведёт всё.
… прежде чем взяться за дело, сначала представь себе, зачем его делаешь, что такое в итоге получится и что это будет для всех людей – для Родины, для России, для человечества, для Вселенной. Если ты увидел это и почувствовал своей совестью, что это то, тогда представь себе, что ты его уже сделал. И ни в коем случае не допусти мысли, что ты сделать эту работу не сможешь. Ни в коем случае! Сомнение – враг успеха. Я начинал свою деятельность, когда нужно было основывать свою работу, ссылаясь на классиков марксизма-ленинизма. И вот я обратил внимание на девиз одного из классиков – «Всё подвергай сомнению». Вот не дай Бог! Вера – это двигатель всего. Вера – это знание. Это качество, которым располагает ребёнок. Он верит. И если человек начинает о ком-то говорить плохо, в нём нет веры, потому что вера – это не слепое видение жизни, это открытое, прямое, непосредственное прочтение всего. Это просто исполнение долга. Мой долг требует служить вам. Я пришёл служить вам. И мы все пришли для этого. Это очень важно для учителя. Вот здесь сидят молодые студенты. Никогда не жалейте о том, что выбрали эту профессию, точнее, это призвание, эту стезю. Только идите верой. Не надо изучать ребёнка. Признайте его. Посмотрите ему в глаза, увидите, что вам нужно сделать для того, чтобы они светились, и делайте, и делайте. Если не светятся, задумайтесь, что вы должны были сделать. И ещё, очень важно то, что когда ты живёшь верой, помнить о том, что всё происходит с тобой. Вспомните Экзюпери, когда в Африке слонёнку стало плохо оттого, что ты здесь разочаровался, перестал думать как добрый и светлый человек – значит, ты в этом виноват. Гармонизация всего мира, мысли обо всём, всегда житие во всём и для всего – это, мне думается, главная позиция человека и того, что он собой образует – народ. Это очень важно. Когда есть образ этой жизни – это основа веры.
Слова. Вы обратили внимание, к словам я очень внимательно отношусь. Если есть чувство языка, любовь к языку, бережное отношение к языку, то за этот народ можно не беспокоиться. Если легко отбрасываем всё и можем использовать такие слова и выражения как «блин», «как бы» – я стою перед вами и сказал бы «Я как бы с вами встречаюсь, Я как бы говорю, Вы как бы тут сидите» – это смещение с устойчивости стержня. Это вирус. Нужно очень быть внимательным к своим словам.
История, слова, народное всё: народная хореография, народная музыка, народные промыслы, отношение к родителям, обычаям, традициям – всё это основы Текоса. Я иногда думаю, в общем-то, какая у нас новизна? Может быть, новизна для этого текущего часа, что просто мы смотрим внимательно. У меня в голове сейчас одна мысль, одна-единственная – народ. Если я отсюда уйду и вы обратите внимание на это понятие и на то, что вы не имеете возраста, а вы относитесь к своему Роду, вершина его в вас, а дети – это продолжение его, искренне верю, что всё будет в порядке. Тогда я был здесь не зря. И обратите внимание на то, что вы живёте на Амуре, то есть у вас древнеродовое здесь есть дух. Вам нельзя юлить, скользить, «блин» и «как бы». Всё должно быть обоснованно, основательно, чётко, последовательно, торжественно, светло.
Вопрос: Почему Вы к нам приехали?
… Мы очень большое значение придаём потоку, то есть происходящему. Я позволю себе чуть-чуть этого коснуться. Происходящее. Мы часто думаем о будущем, так? Вот, доживём до понедельника… Вот завтра всё будет хорошо, а сегодня мы потерпим. Надо жить ЭТОЙ секундой, прямо вот сейчас, в этом сегодняшнем, в это мгновенье, мы с вами встречаемся, сейчас происходит что-то очень большое, как всегда. Очень большое событие, как всегда. Кто из вас верующий, знает, что Господь располагает. Мы всё предполагаем. Я придаю очень большое значение любой мимолётности. Любой. Как солнце стоит, какие облака идут, какая собака мимо пробежала, какой человек пришёл и что мне говорит, какие вопросы задаёт, почему. Я всё время в состоянии отношения. Я хотел бы, чтобы вы на это обратили внимание. В состоянии связи. Это наше русское АВОСЬ. Аве – божественный, Ось – стержень. Мы всё время живём этим стержнем. Поэтому мы не цивилизация, которая будет прочитывать, что там в инструкции написано, мы всегда жили и будем жить сердцем. Мы такой народ. Вот пошло так и ты пошёл. Ты пришёл и встал. И чего приехал?
Вопрос: Что происходит с Вашими выпускниками?
Главное, чем отличаются наши выпускники – это отношением к Родине. Как к святая святых. И всё, что происходит с нею – это твоё личное дело. Нет личной жизни и нет общественной жизни. Нет тусовок в жизни. В жизни есть отношения. Нельзя просто общаться, не устраивая связи. Они идут, очищая пространство. Постоянная ответственность за происходящее. И поэтому наши чувствуют себя легко.
… В Текосе формированием коллектива занимается образ жизни. Важно строить образ, а уж там всё отрегулируется. Мне кажется, в Текосе правит Господь. … Важно не уступить самому в движении к смыслу. Иди… даже когда всё увязло и тебе кажется, что завтра не будет жизни и возможности идти дальше. Всё равно какой шаг, всё равно пальцы переминай, как будто идёшь. И смотришь, пошло! И смотришь, всё складывается само собой. Ну я же русский. Всё идёт на авось, всё на авось!
#2: Автор: ku, Добавлено: Пн 30 Апр 2007, 14:20 очень здорово всё рассказал! супер 10+
#3: Автор: rademit, Населённый пункт: ШарыповоДобавлено: Ср 09 Май 2007, 16:49 Писал, писал, вроде много написал. А когда до конца дочитываешь, будто нехватает чего-то...
#4: Автор: ninakardash, Населённый пункт: khurbaДобавлено: Вт 29 Май 2007, 3:25 ну вот,как я пропустила эту встречу.сама из этого города.эххх-хе.
#5: Автор: Ykar, Населённый пункт: родился рядом с рекой АмурДобавлено: Вт 29 Май 2007, 6:15 http://www.anastasia.ru/forums/topic_23019_15_0_asc.html#
предлагаю здесь высказаться о том, как каждую школу сделать школой твочрества