Дорога.
Привезли несколько строителей прям на место. Те сказали ка думают эту дорогу лучше делать.. Говорят охотно
Мы подумали и решили: главная дорога - 20см выборка земли бульдозером, 40см засыпка пгс (песчано гравийная смесь). 4,5м полотно. По краям 2 канавы, земля из канав на обочины. Обочины по 1,75м с обоих сторон. Главной дороги примерно 1,5км. Официально это 5 категория дорог. Вспомогательные дороги - 10см выборка. 20см засыпка пгс. Ширина вместе с обочинами 4м. Вспомогательных примерно 3,5 км. Официально это 6 категория дорог.
Нанимаем технику. Почасовка. За работами сами следим. Ещё как смотреть надо! В начале этот бульдозер ездил не поперёк, а вдоль. Наполнит ковш землёй и тащит на 300м! Пришлось ему объяснить да поперёк дороги оставить. Ну а если отвернуться у них тут же обед да перекур
И всё же если знать технологию, и смотреть, значительно дешевле получается
Так мы сделали первые 300 метров в прошлом году. 250 метров, этим способом обошлись нам в 300 000 руб.
А в этом году заново пригласили строителей - дорожников и показали вынутый грунт. Песчаная почва, точнее супесчаник. Примерно 50% песка. Снизу почвы 1 метр песка, затем глина. Такую почву очень сосны любят
Дорожники дали другую технологию, с учётом качества нашей плодородной почвы. Сначала грейдером снимаем траву, примерно 10 см. Траву на соседние участки. Затем делаем 2 канавы. Грейдером, на глубину 70см, с откосами.
Кстати, грейдер, грейдеру рознь! Есть грейдера, которые на метр глубиной канаву делают, вот их то и надо нанимать!
Вынутый грунт разравниваем прямо на дорогу. Утрамбовываем самосвалом с пгс
Затем 10см пгс сыплем. Разравниваем. утрамбовываем. Самосвалами
А затем 10см гравия или щебёнки. Затраты на дороги сократились
А 1 км, с учётом песчаной почвы, сделали за 170 000 руб. Вот и разница
Сделали так примерно 1 км. Пока без гравия. Покатаемся, утрамбуем побольше, подправим подравняем и потом и засыплем
Решили на зиму 2009г - 2010г пока щебня не укладывать, строители разное говорили и во мнениях не сошлись, и мы решили опытом своим посмотреть как осень да весну дорога без щебёнки стоять будет.
Наш 1 км дороги всё лето и осень отстоял хорошо. А вот после первых заморозков (!) осенью 2009г поплыл. Снизу почву заморозили, а сверху растаявшая земля от тепла. И дорога поплыла. Ну и колеи мы нарезали!
Хорошо стоял только участок с естественным уклоном. Теперь будем сразу с щебёнкой поверху делать
Наступила весна 2010г. Можно подводить итоги эффективности данной технологии дороги. Хорошо простоял только 5-й участок дороги, остальные 4 участка "поплыли". Хорошо простоял участок, который оказался выше уровня поля на 20см! Выше он оказался потому как не 6м шириной был, как остальные участки, а всего 4 м шириной. И когда грейдер из канав землю на дорогу вынимал, получилось материала больше. Канавы то глубиной 0,7м на всех участках одинаковые.
На 2-м участке у нас насыпано было не 10см пгс, а примерно 30см пгс. И результат тот же "поплыл". Насыпано то 30 см пгс, а выбрано земли тоже 30см! Вот вровень с полем и стоял. И канавы сразу не помогли, вода не сразу стала по ним уходить.. Только через несколько дней. Этого хватило, чтобы дорога сырая и не проезжая была. Только Нивой можно было пройти.., но колеи после неё остаются!!
На 1-м, 3-м и 4-м участке всего 10см пгс было. И они поплыли так же как и 2-й участок, на котором было 30см пгс! Вот выводы сами и напрашиваются.
Дополнительная проблема возникла в местах, где немного глины в пгс попало. Колеи по 20см. И это при том, что пгс всего 10см! Мест таких, слава Богу, немного, но и этого хватает.
Внимательней надо быть к материалу! И со спецом его проверять, сами мы и не заметили присутствия в материале глины.
Кстати,
прошлой зимой мы дорогу к себе ни разу не чистили. А до нашего поместья 1км, от дороги которую чистят.. И дорога до нашего поместья всю зиму была проездная для 3-го гольфа (низкая посадка, передний привод). И эту зиму похоже ни разу так и не почистим
А делаем мы так. Как только снег выпадет, сразу на машине по полю проезжаем несколько раз туда и обратно. Каждый раз не по своим следам. Смещаясь каждый раз пока вся дорога (ширина примерно 1,5 машины, лучше не полениться и сразу шириною 2 машины делать, намного легче потом зимой!) не станет ровной. Снег с каждым выпаданием утрамбовывается и внешне дорога выглядит как чищенная. Только в эксплуатации лучше. Особенно после ветров, метелей заметно. Чищенная дорогу заметает и легковой уже не пройти, пока трактор не прочистит. А "зимник" разница с полем 10см. И я на своём гольфе легко проезжал. Главное помнить где она была до метели
Когда выпадает за раз 10 см снега, легко прокатываем на любой машине. Если снегопад идёт несколько дней, лучше сразу ездить, не дожидаясь окончания снегопада. Тут у нас за сутки 25 -30 см снега выпало... Наезжали дорогу Нивой на полном приводе и пониженной передаче. Местами и дифференциалом попользоваться пришлось.
Если бы не Нива пришлось бы чистить. А чистить не лучший вариант. Снег с дороги на обочину бортиком идёт. После ветра или снегопада по бортики и снега получается. А бортики то после уборки снега то растут! И наступит тот момент, когда уже трактор не возьмёт, не прочистит, просто не сможет проехать
Ниву хорошую и не дорого, кстати, легко купить
Я свою купил за 85 000 руб. Один владелец, зимой не эксплуатировалась, пробег был 50 000 км. Машине было 16 лет, у меня уже 2 года, и по прежнему в идеальном состоянии!
Дачники, дедки, во всех городах России сейчас потихонечку свои машины распродают. Страховка, бензин, возраст самого водителя... А машинки у них как вылизанные. Они их любили, да ухаживали лучше чем за своими жёнами
Смотрел вчера газету из рук в руки, 2 подобные Нивы в продаже видел
Это там где дорога нами сделанная. Сравните разницу в снеге
Снега, после любого снегопада более 5 см на дороге не было ни разу за всю зиму!
Ветром сдувает снег и накатывать, проблем не было не было никаких. Большую часть снега ветром сдувает. И снега больше 5см ни разу (!) не было на дороге этой.
Обратите внимание на ширину прокатки! 1,5 - 2 корпуса машины! Чтобы середина под машиной тоже накатана была! Тут у нас один из соседей, по своему участку, имея полно приводную машину, на пузо сел. Он наезжал только под колёсами, а середину не стал.. всё говорил "У меня полный привод, я и так проеду"
А вот снега побольше выпало.. И сел на брюхо. Потешно так, колёса крутятся, под ними совсем рядом твёрдая почва, а не достать
Чем то со стороны похоже на безпомощного жука
Пришлось нашей Нивой вытаскивать
Позвал он трактор и почистил дорогу, радуется как чисто на его участке дорога теперь. Только бортики, по краям дороги, теперь примерно см 60 - 70
После первого же снегопада засыплет по самые бортики....
Другой сосед по своему участку решил свой труд по накатке сократить. Всего накатывал примерно 1,2 корпуса своей машине "Лопатой почищу, если что"
Ага 150м лопатой
Неделя после снегопада прошла, половину уже вычистил
Пробовали Нивой ширину его дороги увеличить.. Куда там
Нива с зимника сваливается в поле... Еле назад на дорогу вернулся, больше расширять зимник по средь зимы не рискую
А основная дорога по поселению в 2 корпуса машины держится изумительно! Тут все ответственно накатывают
В 2010г, после анализа дорог наших, делаем вертикальную топографию и шурфы почвы (геодезия и геология). В конечном итоги так дешевле будет, а в прошлом году мы думали удешевим и обойдётся.. Ага обошлось как же
Начали переговоры с проектировщиками дорог. Пока разговариваешь с опытными проектировщиками дорог, на стадии переговоров, много интересного узнаёшь '
' Шурфы например могут стоить 200 руб. шурф, а может 1,5 тыс.руб шурф. Разница в количестве информации. Состав плодородной почвы, слоя под почвой, влажность... И что очень важно, какая присадка сверху рекомендуется: пгс, щебёнка, гравий, а может и известь. У нас анализ шурфа делают в местной сэс. Кстати на каждый шурф стоит запросить соответствующий документ, а то бывают умельцы сдают на анализы на 2-3 шурфа, остальные могут копировать. Геодезию лучше иметь в нарисованном виде, где не только в метрах точки проставлены, но и стрелочками уклоны нарисованы. Нам проектировщик порекомендовал использовать на наших землях нетканный материал и пластиковую решётку для экономии материалов.. Раза так в 2 экономия получается '
'
Канавы, для отвода, у нас были в прошлом году с 2-х сторон дороги (в зависимости топографии можно делать 1 канаву), 2м шириной и 0,75м глубиной. Делали грейдером. Канавы с отводом воды по весне не справились. вода пошла на дороги. Канавы увеличивать будем. 3м шириной и 1м-1,5м глубиной (от топографии глубина). Можно такие канавы спец грейдером делать.. Правда сам грейдер тот 4м шириной и привозить его надо спец техникой. И стоит он 3800 руб. в час. Так что мы расширять канавы будем обычным грейдером (1200руб в час). Одну сторону канавы под углом 45 градусов, а другую примерно 20 градусов. Затем обычным беларусом экскаватором, стоящим внутри канавы, вдоль канавы, углублять дорогу, а вынутый материал на сторону канавы с уклоном 20 градусов. Технологию проектировщик дал, сами мы сделали бы значительно дороже
Делать дороги нам рекомендовали постепенно. У нас под почвенным покровом песок 1м, потом глина. В 2010г вынуть грунт из канав, после срезки травы в сторону от канав примерно на 5м. оттащить (нельзя рядом с канавами оставлять! выше уровня дороги получается, и по весне вода на дороги пойдёт! Так у нас в ряде мест пошла
), на дорогу сыплем и утрамбовываем. Дорога пару лет даёт усадку. В 2011г больные места подсыпать и насыпать пгс сверху и утрамбовать. В 2012г снова больные места подсыпать, щебёнки сверху и утрамбовать.
Профессиональный проектировщик, геодезия и геология удешевляют строительство дорог!
Ещё немного о дорогах на стр.4
http://forum.anastasia.ru/post_856055.html#856055