Модель идеальной самоуправленческой организации.
Взято из работы профессора Ланцова (в соавторстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет)
"ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ОСНОВЫ ТЕОРИИ И КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА" – Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. – 504 с. (около 20 Мб)
Цитата: |
Монография посвящена раскрытию природы, свойств, места и роли ЖКХ в государстве. Она является первой в истории попыткой построения единой и объективной теории жилищно-коммунального (и народного) хозяйства, направленной на сохранение и развитие государственности. Теоретическая часть работы представляет собой единый комплекс модельных представлений о хозяйствах, собственности, организациях, самоуправлении и управлении, который позволяет заранее планировать свойства ЖКХ и подтверждать их опытом. Авторские представления сравниваются с иными. Читателям предлагается сделать осознанный выбор. В работе раскрывается сущность понятий «народ», «демократия», «олигархия», «гражданин»; даются примеры конструктивно-критического анализа ошибок, допущенных в законах России; вскрываются проблемы и последствия разрушения российских ЖКХ. Книга будет полезной для россиян, желающих защитить свое жилище и Отечество, для политиков, законотворцев, руководителей любых государств, а также для студентов, изучающих экономику и управление в городском хозяйстве, униципальный менеджмент, политику, теорию государства и права. |
Источник сайт
Тартария
Использованные сокращения
ВЗОВ - Высший законодательный орган власти, он же исполнитель, Народ,
ПОЗВ - Представительный орган законодательной власти,
ИОВ - Исполнительный орган власти,
СОВ - Судебный орган власти.
**** Глава 3.6. "Модели структур сложных самоуправленческих организаций. Демократическое самоуправление" страница 180
Модель организации с шестью ветвями власти
Еще более сложной становится самоуправленческая организация, если ее участники хотят иметь «умную законодательную власть», способную предвидеть все опасности и обеспечивать плановое развитие организации, рост материального и интеллектуального богатства членов организации в сложных и опасных внешних условиях. Чем более сложным является хозяйство, организация его коллективного собственника и чем сложнее, опаснее оказывается функция ПОЗВ, тем более значимой является
функция коллективных мозгов.
Избираемые в ПОЗВ представители не должны писать законы организации. Законы не пишутся, а проектируются. Представители должны лишь заказывать разработку законов, оценивать проекты законов и точно заранее знать все основные последствия принятия или непринятия законов. Лишь обладая такими знаниями, они могут осознанно принимать или отклонять законы. Более того, ПОЗВ должен иметь возможность не только контроля за соблюдением и выполнением планов, заложенных в идеологию (и текст) закона, но и
возможность привлекать разработчиков принятых законов к высшей ответственности за их ошибки и за дезориентацию Законодателя. Высшая по значимости деятельность должна обеспечиваться высшей ответственностью.
Первыми к пониманию необходимости создания такого органа власти пришли военные. Они назвали такой орган власти «Штабом». Более или менее развитые штабы вооруженных сил были впервые созданы в конце первой половины 20-го века в Германии и в СССР. Маршал Шапошников не случайно называл Генштаб Вооруженных Сил СССР «мозгом армии». Первую профессиональную систему Гражданского Штаба для управления государством создал гениальный президент США Ф.Рузвельт. Подобный орган власти начал создавать в СССР И.Сталин, назвавший такой штаб Госпланом. Речь идет о самом высшем органе власти, создаваемом на основе профессионализма и трудового найма. Если, например, при ПОЗВ государства нет такого органа власти, и законы пишут разные общественные, частные организации, включая иностранные, или народные депутаты, либо члены Правительства, то соответствующая нация оказывается «нацией без мозгов» и со временем может быть ликвидирована.
Необходимость создания штабов при ПОЗВ стали понимать руководители всех крупных предпринимательских организаций. Со второй половины 20го века наличие таких органов власти стало характерным для большинства крупных и успешно действующих самоуправленческих и смешанных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Информация о месте, роли и характере деятельности штабов при ПОЗВ является самой секретной и малоизвестной. На рис. изображена модель самоуправленческой организации с дополнительной ветвью власти, содержащей Штаб при ПОЗВ.
ВЗОВ - Высший законодательный орган власти, он же исполнитель, Народ,
ПОЗВ - Представительный орган законодательной власти,
ИОВ - Исполнительный орган власти,
СОВ - Судебный орган власти.
На рисунке отражено место и основное назначение Штаба.
Стрелка, соединяющая Штаб с ПОЗВ означает, что ПОЗВ заказывает Штабу разработку законов и планов, которые должны соответствовать заданным целям. Пунктирная стрелка, направленная от Штаба к ПОЗВ, символизирует «отклик» Штаба – представление проекта закона.
После принятия закона Штаб контролирует деятельность ОИВ, соответствие оперативных нормативных актов ОИВ законам, собирает и анализирует отклики системы «исполнители» на действия закона, проектирует необходимые меры по коррекции законодательства.
Штаб является более высоким по иерархии органом исполнительной власти, который выше, чем главный исполнитель, но не обладает правом расходования средств, как это может делать главный исполнитель(Директор, Правительство, Президент). По существу Штаб является
органом стратегического планирования при высшем представительном Законодателе.
Штаб, указанный на рис.3.21, не только осуществляет стратегическое планирование всей деятельности организации (и хозяйства), но и несет высшую административную (и уголовную) ответственность за все последствия действия разработанных им законов. В сильных и эффективно действующих организациях никакие законы не принимаются в обход Штаба или без его экспертизы и без принятия им на себя ответственности за действие будущих законов.
Если организация не имеет такого Штаба, а «представители», образующие ПЗОВ, не в состоянии осуществлять функции стратега и не несут высшей ответственности за свои предложения независимо от срока избрания, то
организация оказывается без мозгов.
Предвидение последствий действия принимаемых законов является одним из важнейших и секретных элементов демократии в самоуправленческих организациях.
Особенно грозные последствия отсутствия штабных систем ожидают такие организации, как народ, нация и такие хозяйства, как государство. Например, некоторые государства до сих пор не имеют «национальных мозгов» и по существу являются колониями.
Специфика функции Штаба. Основы разработки политики и стратегии
Штаб при высшем законодателе занимается проектированием политических стратегий. Такие не следует путать с военными стратегиями.
Первая главная специфика гражданских Штабов при законодателях разного уровня (государственного, муниципального) заключается в том, что эти штабы выполняют функцию «мозгов хозяина», а не «мозгов слуги», в том числе военного слуги.
Такая выделенная и выносная функция возникает тогда, когда приходится управлять множеством людей, учитывать множество факторов, требующих выявления, включая разведку, и анализа и т.д. Военные первыми столкнулись с необходимость создания и использования штабов в деле командного управления большими массами вооруженных людей, средствами, в деле разработки (проектирования) военных операций.
В системе самоуправления роль штабов оказывается более сложной и значимой. Речь идет не о штабе при командном органе власти, а при
законодательном органе самоуправления.
Коллективный законодательный орган власти предназначен для принятия коллективного решения по коллективно поставленным целям и задачам. Чем сложнее и многочисленнее система, больше и сложнее факторы, требующие выявления учета, чем больше мешающих факторов и чем выше должен быть уровень знаний, навыков и умений (профессионализма), тем выше необходимость создания «штаба» при законодательном органе власти.
Вторая главная специфика, характерная для «штабов» при законодательном органе власти в системе самоуправления, заключается в характере распределения профессионализма и ответственности между законодательным органом власти и штабов при таком органе.
Разработка стратегий и проектов законов, выносимых на обсуждение законодательного органа власти требуют специальной и крайне высокой квалификации. В силу высочайшей значимости таких законов для всех участников самоуправления должна вводиться высочайшая ответственность таких разработчиков по конечным и промежуточным результатам за последствия применения принятых законов. Чем короче период этапного планирования будущих результатов действия законов, чем длительнее общий период планирования последствий и чем выше уголовная и иная ответственность за совпадение фактических результатов с плановыми, тем выше должны быть профессионализм и квалификация работников штаба.
Члены представительного законодательного органа власти не могут и не должны нести ответственность за разработку стратегий и проектов законов. У них главная функция в постановке задач и в принятии решения. Создавая штаб из числа профессиональных (наемных) специалистов, законодательный орган власти отделяет свою ответственность за выражение воли законодателя от ответственности за подготовку проекта принятия решения.
Такое разделение назначений, функций и ответственности между Законодателем и его Штабом является важнейшей спецификой распределения функций в подсистеме выработки и принятия законодательного решения.
Могут ли к выполнению функции штаба допускаться орган исполнительной власти, народные депутаты, общественные группы и организации?
Не должны допускаться, если в системе самоуправления органы власти хотят и способны служить всем участникам самоуправления. Они могут лишь вносить предложения. Их нельзя наказывать, в том числе нельзя казнить за их предложения. Наказывать можно лишь тех, кто специально нанят для осуществления штабной функции (профессионалов).
Третья главная специфика гражданских штабов заключается в том, что они разрабатывают стратегию и проекты законов для всей системы самоуправления как целой, а не для внутренней деятельности в подсистеме законодательного органа власти. Это означает, что, выполняя функцию, например, при представительном законодательном органе власти штаб служит интересам всех участников самоуправления. Это означает, что штаб должен выполнять не функцию мозгов представительного органа законодательной власти, а функцию мозгов всех участников системы самоуправления.
Если систему самоуправления создает, например, народ или нация, то высший штаб при представительном законодательном органе власти должен выполнять функцию мозгов народа или функцию национальных мозгов.
Если, например, участники системы самоуправления коллективно принимают высший закон организации (устав, Конституцию), то штаб должен проектировать законы не только в соответствии с заданиями представительного законодательного органа власти, но и в соответствии с уставом (Конституцией). В этом смысле штаб подчинен коллективной воле всех участников системы самоуправления, а не только воле представительного законодателя.
Четвертая главная специфика деятельности гражданских штабов связана с принципиальным отличием штаба как подсистемы самоуправления от штаба как подсистемы командного управления.
Раскроем эту специфику. В системах самоуправления, особенно народного и национального самоуправления особую роль играет свобода деятельности и свобода частной собственности участников системы самоуправления. Это означает, что штаб вынужден проектировать не только командные воздействия, но и проектировать реализацию свободы поведения, деятельности и частной собственности участников системы. Такой вид управления называется «регулированием». Это особый вид побудительной управленческой деятельности, направленной на согласование целей свободной деятельности с социальными целями самоуправленческой организации как целой.
Такой вид штабной деятельности отсутствует у командных штабов. Поскольку главным назначением штаба является разработка стратегии, остановимся на этом вопросе несколько подробнее.
Что такое «стратегия» и с чего она начинается? Сначала ответим на вопрос,
с чего должна начинаться разработка стратегии.
Всякая самоуправленческая организация создается для достижения какой-то высшей общей цели. Очевидно, что для удовлетворения разных потребностей люди вынуждены осуществлять разные виды деятельности. При создании организаций они согласуют свои цели и способы удовлетворения коллективной и частных потребностей. Разные организации могут создаваться для удовлетворения одного или множества видов потребностей.
Для совместного достижения какой-то конкретной потребности разрабатывается конкретная самоуправленческая политика, которой соответствует конкретный способ достижения цели (стратегия). Самой сложной организацией является организация людей, создаваемая для совместного общежительства в общем народном хозяйстве (в народном ЖКХ). В этом случае речь идет об организации и хозяйстве, создаваемых для удовлетворения всевозможных потребностей в срочной и в бессрочной перспективе с учетом необходимости продолжения рода.
В такой системе с универсальными и всесторонними возможностями любые частные, срочные или бессрочные политики с их частными стратегиями должны быть взаимосвязаны и все вместе подчинены одной всеобщей высшей цели – сохранению и развитию общего (народного) хозяйства, неуклонному улучшению жизни всех членов народа и их приумножению.
В отношении суверенных народов или их объединений (нации) такую высшую и общую цель единения называют национальной идеей. Наличие такой высшей и всеохватыющей цели необходимо, чтобы обеспечить единство, взаимосвязь и согласованность всех стратегий всех частных политик.
Например, блестящую национальную идею придумали коммунисты-большевики, назвав ее идеей социализма: «От каждого по способностям, каждому – по труду». Идеалистическую и нереализуемую идею коммунизма они сформулировали в виде: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
Туманную национальную идею придумали американцы – «Американская мечта».
Всякая национальная идея должна сопровождаться определенной расшифровкой в виде принципов единения. В более развитом виде эта идея и ее руководящие принципы должны находить отражение в Конституции государства и во всех муниципальных уставах.
Такая идея и ее руководящие принципы, закрепленные в высшем законе общежительствующего народа или нации, должны являться той общей целевой основой, на базе которой и в строгом соответствии с которой должны разрабатываться все стратегии системы народного самоуправления. Только в этом случае разные стратегии будут связаны друг с другом и все вместе подчинены высшей цели общежительствующих людей.
Наличие такой высшей цели и основных руководящих правил единения людей и разработки разных стратегий является необходимым и достаточным условием для разработки народными самоуправленческими организациями своих стратегий и их взаимосвязи между собой, связи с национальной (общенародной) идеей.
Итак, разработке любой стратегии должна предшествовать разработка национальной идеи и ее закрепление в необходимом и достаточном объеме в Конституции или в муниципальном уставе. В этом случае все стратегии являются частным способом реализации наиболее общей цели – национальной идеи и Конституции (устава).
Стратегия – конкретные меры и действия в замысле по созданию конкретных организаций взаимодействующих функционеров и управлению ими для достижения относительно самостоятельной (стратегической) цели, которые являются необходимыми и достаточными для достижения стратегической цели опытным путем. Условно можно сказать, что стратегия представляет собой политику в замысле. Каждой относительно самостоятельной политике соответствует своя стратегическая цель.
Главным методом разработки стратегии является моделирование: - числа, видов, структуры и свойств организаций, их хозяйств, а также функций и условий взаимодействия их участников,
которые необходимо создать для достижения стратегической цели; - процессов, условий и правил осуществления разных видов управленческой деятельности созданными организациями и внутри созданных организаций, [b]которые необходимо и достаточно осуществлять, чтобы достигнуть стратегической цели.
Главными объектами разработки стратегии являются функционеры, т.е. физические лица или юридические лица, выполняющие должные функции и взаимодействия, а также их хозяйства.
С чего начинается моделирование? Сначала строится желаемая модель системы, в которую входят все физические и юридические лица (ЮЛ) в качестве рыночных субъектов, а также их связи с действующими органами власти, свойства которой должны обеспечивать достижение стратегической цели.
При этом могут возникать следующие ситуации: - в действующей рыночной системе отсутствуют ЮЛ, которые необходимы для осуществления нужной политики; - в системе органов государственной или муниципальной власти нет необходимых учреждений власти. В этом случае возникает необходимость проектирования: - структуры и свойств необходимого ЮЛ, определения его места, роли и последствий деятельности в существующей рыночной системе; - проектирования виртуальной организации из числа имеющихся рыночных субъектов, свойства которой позволяли бы достичь нужного результата (необходимой функции) за счет совместной деятельности участников такой организации; - проектирование назначения, места и функций «недостающего» государственного или муниципального учреждения, обеспечивающего руководство нужной политикой.
Например, стратеги США должны были решить задачу вовлечения рыночных субъектов в поиск научных идей и в создание на этой основе наукоемкой, глубокой и тонкой технологии, новых товаров. В обычной рыночной системе нужных субъектов нет и быть не может. Необходимо было придумать новые виды ЮЛ и технологию их рождения и выживания в специально созданных для них условиях (в условиях благоприятного инновационного климата). После семи лет проектирования и экспериментальных апробаций руководству США удалось внедрить желаемую ими политику в реальную жизнедеятельность внутреннего рынка США и найти способ агрессивного проникновения в рынки других государств (с разной целью). В частности, руководству США пришлось создать специально два новых «рыночных института» в виде инкубаторов и венчурных капиталистов.
Например, принципиально другую и тоже сложную политику придумало руководство Китая после проведения семилетних экспериментов на территории особой Пекинской зоны. В частности, им пришлось создавать сложную систему сертификации товаров, технологий и предприятий, предоставляемых им льгот, а также сложную систему дополнительных подсистем власти, в том числе таможенных и пограничных организаций для обособления складских зон для выделенных предприятий.
Например, для внедрения политики коммерциализации НИР и ОКР в России, условно названной «инновационной политикой», первому автору данной работы пришлось придумывать создание новых организаций и подсистем в действующих организациях, а также систему «отката».
Например, сегодня в России невозможно осуществлять полезное для граждан, общества и государства регулирование строительства жилья без создания специальных организаций – жилищно-строительных кооперативов, существование которых подавлено. Пока не будут созданы условия для их существования, выживания и развития, организация долевого жилищного строительства в России носит авантюрный и по существу преступный характер. Разработанные модели апробируются в рамках локальных экспериментов. Масштабное использование непроверенных моделей может привести к масштабным проблемам.
После разработки необходимого комплекса моделей систем, хозяйств, организаций и процессов и их апробации начинается
проектирование благоприятного политического климата. В это понятие входят: - политика налоговых льгот; - политика амортизационных льгот; - политика благоприятного контрактного права; - льготы антимонопольного законодательства; - льготы в области финансово-кредитного законодательства, включая вопросы страхования и бюджетной кредитной поддержки, в том числе на контрактной возвратной или иной основе; - элементы антибюрократической политики; - политика включения объектов интеллектуальной собственности в себестоимость товара и т.д.
Наряду с политикой побуждения и стимулирования движения рыночных субъектов в заданном направлении, разрабатываются меры ограничения, подавления и обременения нежелательного использования разработанных моделей и движения каких-либо участников системы в направлении, противоположном стратегической цели и т.д. После такого дополнения спроектированные модели вместе с мерами благоприятствования одних результатов и подавления других
образуется то, что представляет собой стратегию.
К стратегии прилагаются анализ будущих последствий действующих политик без внедрения данной политики и анализ будущих результатов, к которым приведет превращение стратегии в политику.
Перед законодателем штаб открывает проблему «или-или» и берет на себя ответственность за штабное обеспечение достижения именно тех результатов, которым соответствует стратегия.
После одобрения стратегии начинается
преобразование стратегии в политику. На основе моделей формулируются: - функциональные понятия, вписывающиеся (тем или иным образом) в действующее законодательство; - условия; - правила; - нормы.
Речь идет не об описании моделей или декларациях, а о тех словесных формулах, которые соответствуют стратегии, хотя собственно стратегией не являются. Одна (главная группа) таких словесных формул входит в состав законов и размещается в них согласно традициям юридического права. Нормы могут быть включены, например, в гражданское, налоговое, административное, уголовное законодательство.
Менее значимая часть норм выносится в подзаконные нормативные акты. Остальная часть разным способом выносится в сферу контрактного права. Речь идет не только о юридических традициях и классификации законодательства, но и о специальном методе засекречивания государственных стратегий. Не каждый специалист-эксперт может выбрать и собрать воедино из разных нормативных актов систему правил, условий и норм, относящихся к одной стратегии и расшифровать ее.
Например, блестящие разработки стратегий рыночного регулирования, создания необходимых рыночных организаций и благоприятного климата для них придумало и осуществило во внутренней политике руководство США.
Например, это сделано (в США) при введении в 1962 закона «О налоговом инвестиционном кредите». Этот закон позволил руководству США создать новые основы государственного планирования деятельности и свойств рынка.
Например, это сделано в США после длительных мучений при разработке инновационной политики. Это было одним из высших достижений стратегической мысли середины 20-го века. К сожалению, объективная информация об этом выдающемся достижении является, по существу, закрытой и покрыта «морем» политической дезинформации.
Например, талантливые революционные преобразования по социалистическому управлению сельским хозяйством руководство США внедрило в период 1985-1996 годах. На этой основе в США создана блестящая технология планирования производства и переработки сельскохозяйственной продукции на срок до семи лет. В то же самой время и во внешней политике руководство США распространяло и внедряло в России политическую дезинформацию о полезности фермерского хозяйства, хотя во внутренней политике оно уже полностью отказалось от такой демагогии.
Между стратегий и ее юридическим (законодательным) выражением существует принципиальное отличие. Преобразование моделей и схем в текст нормативных актов и договоров придает стратегии совершенно иной образ и вид. Поясним эту специфику. В физике и математике есть такое понятие – преобразование функции. Например, если на функцию симметричного распределения, называемого распределением Лоренца, подействовать функцией Фурье, то симметричный и острый максимум преобразуется в экспоненту. То есть вид функции (зависимости) сильно изменяется. Нельзя путать функцию и ее образ – преобразование функции. Можно привести иной пример. Человек может увидеть свой образ (облик) в зеркале. В плоском зеркале он увидит облик, адекватный образу. Если зеркало будет кривым, то он увидит преобразованный, искаженный образ. В зависимости от свойств зеркала характер искажения (преобразования) будет разным. Очевидно, что нельзя отождествлять реальный образ и образ, созданный кривым зеркалом. Кривое зеркало преобразует образ. Применяя такую (вульгарную) аналогию, будем говорить о том, что юридическое преобразование стратегии приводит к созданию ее юридического образа. Если юридическое вмешательство не изменяет стратегию, то она оказывается инвариантом для любого объективного юридического преобразования.
Если юридическое преобразование изменяет стратегию, то речь идет уже не о юридическом образе стратегии, а о новой стратегии. Поэтому очень важно, чтобы юридическое преобразование осуществляли специалисты по проектированию стратегий, а не юристы, которые искажают стратегию.
Государственные законы и подзаконные акты являются продуктом преобразования стратегии в систему командных воздействий и мер.
Они – результат преобразования стратегии в политику. Осуществление такого преобразования также является функцией штаба. Какими бы полезными не были объективные сведения о деятельности военных штабов, такая информация является ограниченно полезной для создания и проектирования структуры, свойств и назначений штабов, которые необходимо создавать в сложных самоуправленческих организациях.
Никакие советники, консультанты и помощники народных депутатов, администрации президентов и мэров, общественные организации не способны и не должны подменять деятельность стратегического штаба, профессионально занимающегося разработкой политик и их штабным сопровождением. Назначение, функции и роль указанного штаба – уникальны.
*****************
Схема власти докняжеской Руси и этапы её крушения.
Однако по современным представлениям об самоуправляемых организациях, должна существовать чёткое и строгое разграничение прав разных органов власти при разработке возможных решений какого-либо вопроса.
Одной из главных причин крушения самоуправления, является организационая ошибка - когда орган исполнительной власти разрабатывает законы (проекты решений) для утверждения их представительным органом власти. Исполнительный орган власти может начать манипулировать представительным органом власти, пытаясь утвердить решения (законы), расшыряющие власть исполнительной органа, внедрить в будущие законы лазейки для захвата имущества или власти.
Так и произошло в докняжеской Руси.
Цитата: |
Когда вернулся к вечеру «израненный» с табуном угнанных коней, узнал: подручные пришельца не только лошадей угнали, но и убили троих людей, кузницу сожгли, амбар. Перед старейшинами выступал «израненный» лакей. Рассказывал, как гнался за злодеями с помощниками своими, да силы были не равны - побили их злодеи. И стал просить старейшин средства дать на содержание дружины сильной и дать возможность принимать решенья одному ему для безопасности всеобщей Здесь орган Исполнительной власти - Лакей- предложил на утверждение Представительному органу - Вече- проект "закона о обороне" и расширении полномочий исполнительного органа власти.
Старейшины невиданнейшим злодеяньем поразились и согласились содержать дружину, только сынов своих от поместий не захотели отвлекать. И предложили из людей пришлых дружину создавать, на содержание постановили им из поместий дань давать. По их примеру, в капищах других вооружённые дружины тоже стали создаваться.
Лакеи, силу заимев, стали в князей и превращаться. Между собой устраивать бои, старейшинам необходимость их как упреждающий удар преподносили.
|