В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые; вся процессия сопровождалась песнями. В воскресный вечер чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на пригорке или на любой другой возвышенности возле деревни - с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. У костра собиралась вся деревня. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало - зиму, олицетворявшую смерть. Ругань - тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы. В деревнях соломенное чучело называли Марой или Мареной - это олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна). |