Школа в поселении РП (варианты и концепции)
Выбрать сообщения с
# по # Помощь
[/[Печать]\]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.  Раскрыть всю тему
forum.anastasia.ru -> О наших детях

#1: Школа в поселении РП (варианты и концепции) Автор: МихаилKНаселённый пункт: Лучезарное (Моск. обл.) СообщениеДобавлено: Вт 21 Дек 2010, 17:42
    —
Хотелось бы в этой теме делиться мнениями и соображениями о том, какая может быть школа в поселении родовых поместий или делиться уже имеющимся опытом в этом направлении.

В нашем формирующемся поселении постоянно живут пока только 3 семьи с маленькими детьми дошкольного возраста, но эта тема для нас стоит уже в полный рост.

Хочу предложить на обсуждение и осмысление следующий концептуальный проект организационной структуры школы в поселении РП.

Школа — это набор (парк, совокупность, сеть) открытых студий (или мастерских). Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны — образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь логике спроса и предложения.

В реальной практике студии можно организовывать как в соответствии с традиционными школьными предметами (студия математики, студия географии) или образовательными областями (студия естествознания, например), так и в соответствии с запросами (интересами) учащихся школы.

Учащиеся школы не делятся на классы, а самоопределяются по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве гостя он может посещать любые студии без ограничений. Кроме того, каждый ученик (постоянный член студии) может стать помощником учителя (подмастерьем), активно помогающим ему в работе с другими постоянными членами или гостями.

Все, учащиеся делятся на три категории:

учащиеся постоянного состава студий начального образования, обучающиеся в возрасте 6-11 лет – дети, обучающиеся в одновозрастных (или близковозрастных) студиях школы с целью подготовки к дальнейшему их обучению в студиях общего образования;

учащиеся постоянного состава, обучающиеся в студиях общего образования (по возрасту соответственно 12-17 лет) – обучающиеся в разновозрастных студиях в двух режимах: углубленно в «своих» студиях и факультативно в «гостевых» студиях;

внешние учащиеся – любые дети и взрослые, посещающие студии в специально отведенное для работы с «гостями» время (в том числе и учащиеся основного состава студий начального образования).

Каждая студия равное время работает в двух режимах: в закрытом, только со своими постоянными членами (своей "командой"), и в открытом, для гостей. Любой ученик школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из гостя стать постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Таким образом, каждый обучающийся ходит в школу, но какие именно студии выбирает ученик для своей работы — он решает сам, причем этот выбор каким бы то ни было учебным планом, расписанием занятий, списком «обязательных предметов» и тому подобными документами не регламентируется (исключением, естественно, является деятельность студий в закрытом режиме, когда всем ее постоянным членам желательно участвовать в работе).

p.s. Прототипом проекта послужил эксперимент по созданию Парка-школы Милослава Балобана в Екатеринбурге.


Последний раз редактировалось: МихаилK (Ср 12 Янв 2011, 17:25), всего редактировалось 1 раз

#2:  Автор: МихаилKНаселённый пункт: Лучезарное (Моск. обл.) СообщениеДобавлено: Пн 27 Дек 2010, 12:14
    —
А вообще школа в поселении нужна ? Тема не актуальна ? Или это офф-топик и где-то есть работающая ветка форума на эту, интересующую нас, тему ?

У нас в поселении, кстати, тоже ситуация не однозначная.

Поселенцы, у которых дети постарше и уже ходят в школу (кто-то в обычную, кто-то в вальдорфскую), боятся переезжать на постоянное место жительства мотивируя это тем, что отсутствует школа. Получается своего рода замкнутый круг: нет школы - не будем переезжать, нет постоянно живущих поселенцев с детьми - нет школы, некому её создавать...

Еще один вариант решения проблемы - семейное образование, при котором школа, вроде как, тоже не нужна.

Да, СИСТЕМА в нас крепко укоренилась, похоже...

#3: Re: Школа в поселении РП (варианты и концепции) Автор: Boyarka1Населённый пункт: Поселение Майское Владимирской обл. СообщениеДобавлено: Пт 31 Дек 2010, 17:36
    —
МихаилK, тема АРХИактуальна! Exclamation
Вы только почитайте темы ниже в "детской" страничке!

Я ЗА такую школу всеми конечностями Солнце! ! Концепция действительно живая, образная, притягательная!
Но... система в нас действительно сидит очень крепко Rolling Eyes . Отголоски её есть даже в вашем первом посте:
МихаилK писал(а):
Таким образом, каждый обучающийся обязан ежедневно ходить в школу

Видимо, многие поселенцы столкнулись с тем, что вИдения наши очень разные и представления у каждого свои. А значит, прежде чем писать концепцию школы, стОит совместно со всеми участниками образовательного процесса:
1. проанализировать свою конкретную ситуацию: количество постоянно живущих в поселении детей, реальную надобность в школе, существующие условия её создания, наличие готовых к работе по осуществлению проекта...);
2. определить её истинную (а не просто декларированную!) ЦЕЛЬ для каждого участника и всего поселения в целом. Кстати, участники - это в первую очередь сами дети и их родители! Мнение их исключать никак нельзя! И... обязать ходить в школу тоже! Иначе, вы правы:
МихаилK писал(а):
Да, СИСТЕМА в нас крепко укоренилась, похоже...

3. создать в деталях такой Образ Школы, в которой НАМ, взрослым (а тогда и детям, ес-сно) будет жизненно важно УЧИТЬСЯ!
И вот когда вы создадите Образ ТАКОЙ Школы для себя и своих соседей, тогда методики, программы, содержание, инструменты, модели пед. процесса и всё остальное найдут вас сами Rolling Eyes , потому что всё это у вас уже ЕСТЬ! И Школа у вас будет СВОЯ, скорее всего отличная от Школы, нр, Благодати или Ковчега, т.к. вы её соТворите со своими соседями для себя и своих детей, в согласии со своим мировоззрением и направленностью поселения!

Над этой темой уже не один год бьются в поселениях со стажем. Мы тоже работаем над ней почти 4 года...
Приходите к нам в январе в мастерскую пед. проектирования "СоТворение Семейной Школы", она будет в Москве! Подробности здесь и здесь!

А концепция ваша очень реальна Very Happy ! Мне очень понравилась!
Только без обязаловок... Пусть желаемое станет естественным последствием! Лад? Rolling Eyes

С наступающим Новым Годом! Солнце!
Успехов в СоТворении Школы в Лучезарном! Very Happy

#4:  Автор: ignatjevНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Сб 01 Янв 2011, 15:22
    —
Приветствую, МихаилK,
Хочу сказать, что концепция интересна, и может рассматриваться как основа, для дальнейшей разработки.
По сути она близка к Щетининской (образ студий во многом подобен образу творческих лабораторий), но более адаптирована к условием поселения.
Согласен с Boyarka1, есть и давлени образа системы, та же фраза
Цитата:
обязан ежедневно ходить в школу
Wink
Лучше заменить на включается на совместную творческую работу (в такой ситуации не "обязан", а "за уши не оттащишь" Very Happy )
Думаю, перед концепцией стоит две задачи - рассмотрение формально-необходимого, базового набора знаний (нужен он или нет, если нужен, то для каких целей и в каких объёмах). Например, с тем же ЕГЭ, у Щетинина поставлена задача - каждый учащийсядолжен его сдать, не затрачивая на подготовку к нему лишнего времени, это достигается тем, что знания каждого из учащихся должны охватывать (значительно превышать) требования ЕГЭ, + нужно провести формальную обкатку методики сдачи, что бы избыток знаний не мешал - чтобы вопросы не ставили в тупик своей примитивностью. Это нужно если принять необходимой (желательной) формальную социализацию учеников (то же поступление в ВУЗ).
В индивидуальном плане обучения каждого из учеников рассматривается как (в каком режиме и в рамках какого из проектов) он пройдёт тот или иной обязательный курс.
Добавлю ещё, что обучение проходит интереснее иэффективнее, когда онопривязано к реальным практическим делам.
В общем, надеюсь тема станет площадкой для отработки целостной концепции.
МихаилK, благодарю, удачи в новом году!

#5:  Автор: Boyarka1Населённый пункт: Поселение Майское Владимирской обл. СообщениеДобавлено: Вс 02 Янв 2011, 12:12
    —
Илья, Smile !
Повторюсь лишь, что задача доработки концепции "под себя" лежит не на ком-то умном со стороны (нр, на нас с вами Rolling Eyes или на приезжем новаторе), а на самих родителях, учениках и учителях из числа поселенцев.
И второе: Образ Школы не должен быть догматичен! Не помню у кого из великих философов нашла фразу с примерным смыслом: Чем более система (в нашем случае методика, концепция...) детализирована, тем ближе она к смерти. Чем больше в ней возможности для проявления творчества и изменений, тем она жизнеспособней!

#6:  Автор: ignatjevНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Вс 02 Янв 2011, 18:30
    —
Boyarka Very Happy В точечности так! Very Happy
Делать следует, да и прийдётся, самим.
Помощь стоит осмыслить и поблагодарить (если она искренняя).

НО концепция догмату - рознь. Догмат говорит, что делать надо только так (жёсткий техпроцесс), а концепция говорит, что делать можно так, или так, или так, и что может получиться, если сделать так, и почему.
Чем лучше - глубже, шире и многофакторнее проработана концепция, тем больше возможностей и поле для творчества. Это как - чем больше объём знаний тем больше граница с непознаным Wink Или, как в самолёте - тебя не посадили в кресло и пристегнули, а научили управлять и дали штурвал Wink
Ну а дальше задача в обмене опытом "пилотажа" Laughing

Удачи в новом году! Smile Smile Smile

#7:  Автор: МихаилKНаселённый пункт: Лучезарное (Моск. обл.) СообщениеДобавлено: Ср 12 Янв 2011, 17:21
    —
Алёна и Илья, спасибо за подмеченное несоответствие. Конечно, "обязанность хождения в школу" не соответсвует концепции и образу школы, которую хотелось бы иметь в поселении. Исправил свой первый пост с концепцией - так действительно логичнее. Smile

Алёна, я полностью согласен с тем, что не может быть и не должно быть одной идеальной концепции школы, будь-то "парк-школа", "вальдорфская школа", школа Щетинина или иная школа. Концепция, как и опыт, - это источник информации, это точка отсчета, это мерило для сравнения, если можно так выразится.

Тема школы безусловно актуальна для всех родителей, но ещё не все родители осознают, что они хотят от школы, в чём её предназначение: образовательное, социальное или ещё какое-нибудь. Вот от этого и пробуксовка, вот поэтому и проще податься по наезженной колее, которую предлагает нам система общеобразовательных школ. Или я ошибаюсь?

Илья, мне пришлось (посчастливилось) работать в школе М.П. в течении одного года в качестве преподавателя предметника. Это уникальная школа, это школа - детище одного человека со своими плюсами и минусами соответсвтенно. Школа Щетинина, на мой взгляд, не может являтся реперной точкой и не годится для сравнения со школами в формирующихся поселениях родовых поместий. Это совершенно разные не сравнимые категории.

Удачи всем нам в осознании своих желаний и своих возможностей!!! Very Happy

#8:  Автор: ignatjevНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Чт 13 Янв 2011, 0:00
    —
МихаилK писал(а):
Школа Щетинина, на мой взгляд, не может являтся реперной точкой и не годится для сравнения со школами в формирующихся поселениях родовых поместий.

А я бы сказал как раз наоборот, именно, как реперная точка (отметка о факте её существования, условий и достижений, и проблем), но не как модель для копирования, и даже не как принципиальная методика, ибо "Это совершенно разные категории".

Если не секрет - какие направления там вели, я туда несколько раз приезжал наездами - то со съёмочной группой, то с целевым разговором, но дольше пары недель задержаться не приходилось.

#9:  Автор: МихаилKНаселённый пункт: Лучезарное (Моск. обл.) СообщениеДобавлено: Чт 13 Янв 2011, 9:58
    —
Илья, попробую прояснить свою позицию: Школа М.П. - это авторская школа. Любая авторская модель (школа, методика) - это по определению диктат, постулат идеи (образа) не терпящий инакомыслия. Есть автор и есть исполнитель. Никак по другому.

Школа в поселении - это коллективное творчество соавторов, где каждый родитель один из главных соавторов школы.

А то, что школа М.П. существует - это замечательно, это хорошо. Это как экзотический цветок, он существует, он красивый, но он не для нашего климата...

В школе я преподавал химию. Работал в то время, когда школа располагалась в станице Азовской (какие конкретно года - надо смотреть трудовую книжку).

#10:  Автор: ksuscha kretivНаселённый пункт: Сургут СообщениеДобавлено: Вт 15 Фев 2011, 0:12
    —
добрый день! очень хотелось бы чтобы эта тема развилась!! Думаю что она очень актуальна! Хочу поделиться своими наблюдениями. Моим детям 2,5 и 5,5 лет. Дочка уже умеет читать, писать. И она учит этому братика. Показывает ему буквы, цифры. Она научила его рисовать кружочки, квадратики и он с интересом слушает ее! Когда же я сама пытаюсь позаниматься с сыном, он то убегает, то вредничает и делает по-своему. ПОэтому думаю что при создании школы в поселении можно самим детям дать возможность обучать друг-друга.

#11:  Автор: ignatjevНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Вт 15 Фев 2011, 1:52
    —
МихаилK, Так и я о том-же - не образец для слепого копирования, а опыт для осмысления. Вот у Оксаны, естественным образом сложилась "творческая лаборатория" - совершенно естественное взаиморазвитие детей в коллективе (многодетной семье, во дворе, в клубе и т.д.) Wink

#12:  Автор: ksuscha kretivНаселённый пункт: Сургут СообщениеДобавлено: Вт 22 Фев 2011, 10:12
    —
Здравствуйте, дорогие, читающие эту тему! Я конечно не живу в поместье и пока не вижу многого! Но думая над темой о школе в поселении и о школе вообще я считаю на данный момент что самое продуктивное, гуманное и мудрое образование ребенок может получить только в семье! Родитель ни в коем случае не должен беспокоиться о своих пробелах в знаниях, а постигать их вместе с ребенком. Вот только надо подумать чему учить ребенка! Я понимаю что с возрастом он сам определится в своих предпочтениях и научив ребенка думать, искать информацию, работать самостоятельно, в будущем он будет сам познавать то что ему по душе, будь то физика, химия, история, геометрия или что-то другое. Главное чтобы ребенок видел что приобретение определенных знаний находят свое применение в жизни. Для более продуктивного процесса обучения думаю можно организовывать "чаепития" (к примеру) и обсуждать на них непонятные темы, задавать вопросы. Жизнь покажет как совершенствовать этот процесс. Может в гости ходить и вместе что-то изучать. А любая проекция "школы" думаю все-равно приведет к системе.... Но может в настоящее время и нужна школа! Люди действительно боятся уходить на землю из-за отсутствия в поселении школы. Очень тяжело современному человеку, за которого другими решаются многие вопросы, связанные с питанием, лечением (оздоровлением), образованием (дошкольным и школьным) взять это все в свои руки! Поэтому, я думаю что при создании школы в поселении необходимо плавно переносить такую школу в семью..

#13:  Автор: МихаилKНаселённый пункт: Лучезарное (Моск. обл.) СообщениеДобавлено: Вт 22 Фев 2011, 12:00
    —
Странно, моё сообщение от 16 февраля куда-то пропало. Ну, да бог с ним Smile

Оксана, для нас спящих характерно перекладывать с себя ответственность на кого-то другого (причем не важно в чём - в строительстве, в исцелении тела или души, в образовании своих детей...). Хорошо если это человек, которого мы знаем и которому мы можем доверять, ведь сколько раз приходилось слышать о том, что придя в школу и увидев учителя своего ребёнка родители разворачивались и уходили в поисках другой школы, другого учителя...

Спасибо Оксана за Ваши мысли, за Вашу поддержку.

У нас в семье так и происходит, как вы описываете. У нас общая жизнь, общие заботы, общие интересы. И если ребёнку что-то не ясно он начинает спрашивать и переспрашивать, а в какой-то момент времени и сам начинает рассказывать и объяснять, то что он вдруг понял или осознал. Получается что мы учимся друг у друга и это замечательно Very Happy

#14:  Автор: MeskalittaНаселённый пункт: Москва, Пущино, Славное СообщениеДобавлено: Вс 27 Мар 2011, 13:12
    —
Напишу свои мысли Smile
Очень важные слова сказала Анастасия, что изучеие наук и предметов разных нельзя самоцелью делать, главное - познать как стать счастливым!
Так вот я и думаю, что мы должны делать Живую Школу или Школу Счастья, где не будут специально изучаться отдельные предметы - не связанные друг с другом и отделённые от жизни. В Живой Школе будут ставится актуальные для нас вопросы: что нам мешает просто счастливо жить на своей земле? Почему мы чего-то боимся? Кто такой человек - Властелин всех энергий?.. И т.д. ну это мои вопросы, они могут быть очень разнообразными. А уроки будут похожи на тот "симпозиум по астрономии", что Анастасия показала.
Важно дать детям полную свободу для их живой мысли, которая намного ближе к истине, чем наша чаще всего мёртвая мысль. Серъёзно прислушиваться к их идеям, обсуждать и воплощить в жизнь..
Солнце!

Если с детьми разговаривать искренне - им всегда интересно. Искренне рассказать о своей жизни, о своих проблемах. Они помогут найти ответы на вопросы - что помешало быть счастливым? Помогут, если к ним искренне прислушаться.
Сейчас многие, думая о школе - основываются на своих страхах перед системой. Давайте сейчас начнём Живую Школу и ответим себе на вопрос: нормально ли что человек чего-то боится? Что нам делать чтобы нам в наших свободных радостных творческих устремлениях никто не мог помешать?..


Последний раз редактировалось: Meskalitta (Вт 29 Мар 2011, 0:51), всего редактировалось 1 раз

#15:  Автор: ignatjevНаселённый пункт: Москва СообщениеДобавлено: Вс 27 Мар 2011, 13:33
    —
Meskalitta, Very Happy Very Happy Very Happy
Правильно, начинается всё с системы ценностей и обучение (изучение наук) не ценность само по себе, даже не цель, а средство развития человека, подготовки его к реализации в жизни.
Но вот только всегда встаёт вопрос - что значит счастливо жить (образ счастья) и определение обеспечивающих параметров - "что мешает" (а лучше сформулировать - что нужно сделать для достижения цели).
И надо определить, как совместить "полную свободу" с "много пиши для ума" - ум он питается информацией, образами. И есть качественный переход от свободы, через несвободу к свободе много большего уровня.

Ну и совершенно согласен, что школа, образ школы должны быть живыми Smile



forum.anastasia.ru -> О наших детях


output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4

На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.  Раскрыть всю тему
Страница 1 из 5

Powered by phpBB © 2001,2002 phpBB Group