Poll :: Вы что-нибудь слышали о двух монахах-пчеловодах, кроме книги В.Мегре "Анастасия" | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Цитата: |
- Многое из того, что делаете вы, для жизнеобеспечения пчелиной семьи, мешает. Только два человека на Земле, за последние тысячи лет, смогли немножко приблизиться к пониманию этого уникального живого механизма.
– Кто они? – Это два монаха и они причислены к ликам святых. Ты можешь прочитать о них в ваших книгах, которые находятся в монастырских хранилищах. |
А.Ганичев в газете"Пасека России"№2 за 2008 год, в статье"У колыбели пчелы" писал(а): |
... В дальнейшем сами обучали монахов и давали им рои для разведения в своих угодьях на севере Архангельского края. ... Пасека Соловецкого монастыря в одну тысячу пчелосемей давала ежегодно более трёх тысяч пудов мёда.
Начиная с XVII века, Архангельск был центром пчеловодства на Севере. ... Интенсивно занимались пчеловодством монахи церковных приходов и монастырей в границах Холмогорского и Приморского районов и имели монополии на производство мёда и воска, который им был необходим на оправление церковных обрядов. |
Буковский" в форуме " Колодное пчеловодство в Родовом поместье писал(а): | ||
Здавия вашим мыслям помещики!
|
Буковский писал(а): |
Савватий(или Герман) пренес пчел в посохе из тростника. |
Буковский писал(а): |
Так, что понял Савватий, а потом Зосима? |
KudrIgor64 писал(а): |
По преданию, он совершил паломничество к православным святыням Востока и во время этого путешествия в полом стебле тростника привез на Русь пчел. |
Цитата: |
По моему мнению пчёлы были завезены монахами на Соловки, но с ближайшего побережья, |
Цитата: |
И посох в это представление не вписывается. Думаю надо удалить это предание из краткой биографии монахов, если оно даже у тебя, такого опытного пчеловода, не вызвало сомнения в его реалистичности. |
Цитата: |
Константин, если кратко отвечать на этот вопрос, то их пчеловодные знания были наиболее близки к тем секретам пчеловодства о которых поведала нам Анастасия. |
Буковский писал(а): |
Спасибо за комплимент. До опытного пчеловода мне еще далеко. |
Буковский писал(а): |
Я почему то думаю, что знания и понимание, это слова имеющие разный смысл. Современный люди много знают(владеют большим количеством информации), но понимают ли то, что знают. Параметры гнезда, которые дала Анастасия, я еще могу объяснить на основе имеющихся у меня знаний. А вот с пониманием пчел как уникального живого механизма сложнее. Информации по пчелам много и у меня в том числе, а вот понимания(судя по книге) ни у кого. |
KudrIgor64 писал(а): |
Тех ключевых знаний о колодах, которые дала Анастасия, мне вполне хватило чтобы завести пчёл в колодах. Зачем так глубоко копать в понимании какой-то сути ?
Ведь главные знания есть! Осталось добавить штрихи! |
nd писал(а): |
Думаю, что святые монахи открыли СЛЕТНУЮ систему пчеловождения.
Т.е. Систему, при которой мед из колоды берется только после того, как пчелы, полностью наполнив колоду, перелетят в другую колоду. |
Буковский писал(а): |
Те ли монахи это Зосим и Савватий, которых упоминает Анастасия? |
Юлия Шутова в книге "Ваш доктор - пчела"на странице 17 писал(а): |
О принципах Богородичного пчеловедения, отражающих совершенно новый подход к удивительному созданию Apis mellifira, в беседе с Президентом первой пчеловодческой компании "Тенториум" рассказал директор Богородичного Абхазского опытно-исследовательского института, архимандрит отец Никодим: "Одно из преданий гласит, что в Киево-Печерской Лавре еще в начале Х в., когда превоначинатели монашества на Святой Руси преподобные Антоний и Феодосий, с подвижниками-монахами, поселялись на жительство в земляных пещерах на берегу Днепра, одну из таких пещер они выкопали специально для пчел.
В предании говорится, что в "пчелиной пещере" колоды с пчелами располагались таким образом, что между ними были соединительные ходы для перехода пчел из семьи в семью. Изолированы были лишь пчеломатки. И таких соединенных между собой семей в "пчелиной пещере" было до 150, и не было среди пчел ни роения, ни драк, ни воровства, имеющих место в современном пчеловодстве. Второй пример аналогичного совместного содержания многих пчелосемей относится к тому времени, когда их содержали на Крайнем Севере, в районе Архангельской области преподобный Зосима и Савватий. Этих святых почитают в Православии как покровителей пчеловодства. Многосемейный улей сподвижники делали из камыша и рогозы. Он был наподобие человеческого жилища в него мог свободно входить человек и работать с пчелинными семьями, соединёнными между собой переходами. Что в этих красивых преданиях? Сказки или реальность? За давностью столетий и даже тысячелетия, достоверно ответить на этот вопрос мы не можем. Лишь один Господь знает об этом. К Нему с молитвенной просьбой, несомненной верой мы и обратились за раскрытием этого вопроса. И был нам ответ, что эти предания - реальность и, если мы пожелаем, то можем повторить этот опыт, уже в современных условиях. Вот таким было начало "Богородичного пчеловедения". |
Юлия Шутова в книге "Ваш доктор - пчела"на странице 17 писал(а): |
одну из таких пещер они выкопали специально для пчел. |
Цитата: |
В предании говорится, что в "пчелиной пещере" колоды с пчелами располагались таким образом, что между ними были соединительные ходы для перехода пчел из семьи в семью. Изолированы были лишь пчеломатки. И таких соединенных между собой семей в "пчелиной пещере" было до 150, и не было среди пчел ни роения, ни драк, ни воровства, имеющих место в современном пчеловодстве. |
Цитата: |
Второй пример аналогичного совместного содержания многих пчелосемей относится к тому времени, когда их содержали на Крайнем Севере, в районе Архангельской области преподобный Зосима и Савватий. Этих святых почитают в Православии как покровителей пчеловодства. Многосемейный улей сподвижники делали из камыша и рогозы.
Он был наподобие человеческого жилища в него мог свободно входить человек и работать с пчелинными семьями, соединёнными между собой переходами. |
Цитата: |
Как я был монашествующим в миру.
* Oct. 27th, 2010 at 8:46 PM Статья была написана во время путешествия по Абхазии в январе 2009 года. Краем уха слышав о интересном батюшке отце Никодиме - пчеловоде из Абхазии я решил заехать к нему в гости, все что я о нем знал - это то, что он проживает в Гульрипшском районе и номер мобильного телефона (который оказался неверным), несмотря на это я нашел его и написал достаточно серьезный текст. Статья была опубликована в 58-м номере журнала «Дельфис» (программа для чтения этого файла). Рубрика "На Пути" «Нужен духовный подход…» А.И.Кочергин …Мандарин на ветке. Солнечный зайчик на мокрой, холодной от бесконечного дождя листве. Точка, где спряталось тепло и солнце. Точка, из которой родится приятное воспоминание о жаркой родине плода. Родина не только мандарина, но и солнца, жары, радости и света... Тут же всё иначе. Холод, серость, унылые улицы с невесёлыми людьми. Студёные ночи в продуваемой комнате, обогреваемой лишь одноконфорочной электроплиткой и… надеждой на встречу. Тогда эта поездка пройдёт не зря. Я в Сухуме. Серая пелена неба, дома без окон с чернотой как от пожара, заброшенный огромный автовокзал, в больших мозаичных окнах которого каждое маленькое стёклышко выбито… Взрывом? Здание смотрится как скелет доисторического гиганта, как проржавелый корабль на дне моря, – ничто не выдавало существовавшую когда-то в нём жизнь. И это центр города, центр столицы. Недалеко от мёртвого монстра старого автовокзала прилепился пластиковый домик стерильно белого цвета – новый пункт выдачи билетов, как пластырь – временное решение повседневной задачи. Судьба мне улыбнулась, и из серых туч тянувшихся дней проглянуло солнце духовно близкого общения. С этого дня мы жили и работали вместе с отцом Никодимом. * * * Согласно преданию, монахи Киево-Печерской лавры Антоний и Феодосий, первоначинатели монашества на Руси, в старину занимались богоугодным делом – пчеловодством, но особым его видом. Они жили в земляных пещерах на берегу Днепра и в одной из них содержали пчёл. Каким-то удивительным образом они умели объединять до 150 пчелосемей в одно большое многосемейное сообщество, хотя для современных пчеловодов проблематично содержать вместе даже две такие семьи. При этом, между сильными и слабыми семьями не было драк или воровства, которые по обыкновению случаются на всех больших пасеках, когда кончается мёдосбор. Но что самое главное – пчёлы никогда не роились, они распределялись по свободным колодам, пополняя братскую общину, живя большой семьёй, как и сами монахи того времени. Другое предание говорит, что таким же пчеловодством занимались монахи Савватий и Зосима в XV веке (ныне покровители пчеловодства) на крайнем севере, в районе Соловецких островов. Их пчёлы жили в таких же домах, как сами монахи. Эти дома отапливались, в них были отверстия-ледки, пчёлы могли свободно вылетать наружу. Уживалось до 75 пчелосемей, но как всё это было сделано внутри – неизвестно. Благодаря объединению пчелосемей монахи получали сотни пудов мёда, его хватало не только для самой общины, но и для обитателей княжеского дома, и для угощения всех приходящих по праздникам паломников. Воска также было много – десятки пудов. Его хватало для обеспечения свечами всех храмов в округе, что несоизмеримо с получаемыми сейчас объёмами пчёлопродуктов. Если перевести на современные меры, то окажется примерно 120 кг мёда с пчелосемьи, хотя для современного пчеловодства среднее значение этого показателя – 18–20 кг. Этими методами мирские люди не пользовались, и фактически существовало два пчеловодства: мирское и монашеское. Мирское – это содержание в дуплянках, колодах, потом ульях, которые были обособлены, разнесены на несколько метров по пасеке. Это то, что дошло до наших дней. Сведения же о монашеском пчеловодстве были уничтожены или спрятаны с упразднением монастырей во времена советской власти. По крайней мере, сейчас не удалось их найти ни в библиотеках, ни в устной традиции. Хотя предание об этом живо, особенно среди людей, живущих в районе Киево-Печёрской лавры. …Мы сидели и беседовали с отцом Никодимом за чаем, когда за окном прогремел трансформатор. Дыра в крыше будки не была закрыта уже давно, все про неё знали, но вдруг, неожиданно, пошёл дождь со снегом, и теперь в нескольких домах придётся обходиться без горячей воды, еды и тепла. Это хорошая иллюстрация абхазского менталитета. И здесь нужно работать, начинать новое дело, развивать его и собирать сотрудников. Отец Никодим является продолжателем дела старцев с Соловецких островов и Киево-Печёрской лавры, то есть занимается монашеским пчеловодством. Он с детства пчёл не любил, хотя его отец и был пчеловодом и содержал их в старых, дряхлых ульях со множеством щелей. При транспортировке пчёлы лезли в эти щели, постоянно жалили, и тогда молодой Никодим пообещал отцу, что никогда в жизни пчёлами заниматься не будет, мол, проще мёд купить. Позже он работал в Новосибирском Академгородке, специализировался по вопросам биофизики. И пришёл к тупиковой ситуации – когда имеющиеся факты не получали должного объяснения. Тогда он обратился в христианскую веру. И встал вопрос – чем же заниматься теперь, уйдя из науки? Он получил ответ, живя в уединении, в тайге, со своим дядей. Рано утром, в 4 часа утра он услышал во сне женский голос, который говорил «и словами как-то входил внутрь»: «Займись пчёлами». Отец Никодим такого никогда не испытывал и подумал, что мало ли что может во сне прийти, и ничего дяде не сказал, хотя тот всю жизнь был пчеловодом, даже преподавал пчеловодство в техникуме. – Через два дня этот же призыв повторяется, – рассказывает отец Никодим, – причём даже в какой-то просительной форме: «Займись пчёлами», – как бы упрашивает и так, что у меня всего какая-то внутренняя совесть заговорила – почему же я не слушаю то, что мне кто-то говорит? Я пришёл к дяде и сообщаю: так и так, вот уже второй раз слышу голос, который буквально упрашивает меня, чтобы я занялся пчёлами. Он мне объяснил: «Это Матерь Божия призывает тебя заняться пчёлами». Но самое интересное, что когда второй раз это было, я почувствовал, что откуда-то извне пришёл какой-то канал, такая невидимая струя, нашёл меня, возвестил и удалился. Я говорю дяде: «А вот это как объяснить?» Он отвечает: «Это передалось тебе Духом Святым. Значит, Матерью Божией и Духом Святым тебе возвещают о том, чтобы ты занялся пчёлами». Несмотря на то, что отец Никодим раньше и слышать не хотел о пчёлах, было решено ехать в ближайший совхоз и узнать, есть ли там пасека. Если есть, тогда отец Никодим с дядей были готовы консультировать их. Причём дядя знал о пчёлах не только то, что пишут в книгах, а ещё то, что известно в тайных вопросах, знал предания. Это был 1970 год, так начался сбор и систематизация информации… …С утра под косым мокрым снегом добираемся до дома отца Никодима (где?). Обычно снег тут выпадает только в феврале, но сейчас нас хлещет по щекам эта холодная мерзость, неустойчивый купол зонта не может спасти. Вынуждены стоять у трассы – ловим машину. Никто не останавливается, да и отец Никодим не разрешает мне, автостопщику, тормозить машины. Говорит: «Были бы духовные люди – сами бы остановились…» Просторная комната, хотя в такую погоду это, скорее, минус – выключили электричество. Будем греться и готовить на керосиновой плитке. Запах наполняет комнату, через несколько дней он уже будет символом уюта. Вечером к этой романтике прибавляется керосиновая лампа. Соседняя комната – мастерская, простые станки, но все расставлены с умом, никаких следов творческого или рабочего беспорядка – чувствуется отношение дисциплинированного человека, подходящего к делу с любовью. Отец Никодим мастерски работает с деревом. Второй этаж дома содержит библиотеку – полки и связки с книгами, комнату для проведения служений. Здесь беспорядок, как после переезда. Не хватает помощников. Хотя висит, сушится одежда – с основными заботами отец Никодим справляется сам. На улице рядами стоят ульи, в них теплится неторопливая пчелиная жизнь, зимой они совсем не активны. Старый колодец сложен не из кирпичей, а из округлых булыжников, поросших мхом. Он был тут раньше дома, сада и всех, кто живёт в округе. Отец Никодим сам носит воду и вообще не даёт что-то делать по хозяйству. Но через несколько дней будем вместе собирать хурму, часто схожую формой со сдутым шариком. Если хурма выпадает из нехитрого приспособления для её сбора, то тут же непременно появляются голодные охотники – собака, куры и петух. Эта хурма везде, где не смогли её достать эти негодники, – на крыше сараев и гаража, никому не нужная, но отец Никодим будет делать из неё спирт для растворения прополиса и для нового станка, который ему обещали купить. Каждое утро начинается с зарядки и, конечно же, молитвы. Потом отец Никодим садится за ноутбук и пишет книгу, точнее несколько книг. Но их выход связан с материальными проблемами, и вряд ли они скоро увидят свет. Хотя они были бы полезны пчеловодам от Бога, истинным христианам, людям, болеющим душой за Россию и просто ищущим людям. Существует общеизвестное понятие – пчеловодство. Оно заключается в содержании каждой пчелосемьи в отдельном улье. Основное в этом деле, по мнению отца Никодима, – умение как можно больше взять от пчёл и как можно меньше на них затратить. Но если пчелосемьи объединить между собой, то необходимо знать методы управления этим многосемейным сообществом, и поэтому это пчелоуправление назвали пчеловедением. Понимая, что оно возвещено Матерью Божией и Духом Святым, отсюда и дали название – «Богородичное». Вскоре начали открываться знания, как управлять этим сообществом. – Ещё до того как встать на путь практического пчеловедения, – продолжает рассказ отец Никодим, – я почувствовал, что открылся какой-то канал, и начал мысленно внутренне-молитвенно обращаться к Матери Божией: «Матерь Божия, а как это можно начать практически?» И ответы уже приходили мне не в виде слов, а в виде мысли, но она приходила не в голову, а куда-то внутрь, какое-то сердечное восприятие. Я спросил: «Матерь Божия, а с чего оно должно начинаться?» И пришло, что это возможно осуществить, только встав на монашествующий путь. Но поскольку о монашестве мне тогда ничего не было известно, то я задал вопрос:«А почему именно монахи должны этим заниматься? Почему не мирские?» Снова приходит ответ: «Для того, чтобы войти в управление этим пчелиным сообществом, нужно, чтобы не сам человек в этом учавствовал, а Дух Святой. А он может проходить только через того, кто полностью свою жизнь посвящает сосредоточенности на восприятии этого Духа Святого, и тогда уже приходит божественная помощь этим людям и осуществляется сам процесс управления многосемейным сообществом». До этого отец Никодим к монашеству никакого отношения не имел и решил пойти в монастырь. В это время он жил на Украине и поехал в Почаевскую лавру. Нужно было договориться о прописке в монастыре. При встрече с настоятелем ему было предложено поговорить на улице – стенки слушают. Выйдя в сад, настоятель объяснил, что может попытаться это сделать, но вряд ли что получится, потому что пришёл человек не безродный, бездомный и калека, а с образованием и от науки. Будет плохо, если об этом узнают власти. Настоятель предложил через знакомых людей поговорить с начальником паспортного стола по поводу прописки. Но было отказано. Сказали, что если отец Никодим хочет уйти в монастырь, то ему надо стать священником. – Потом я помолился Почаевской Божией Матери, – подытожил отец Никодим, – и почувствовал необычное такое восприятие, как бы улыбалась она и этим говорила, что мне нужно было самому убедиться в том, что через монастырь – это не тот путь. Я говорю: «Матерь Божия, ну как же тогда встать на монашеский путь?», – и получаю ответ, что это можно осуществить только через новый путь – путь монашествующих в миру, то есть нам предстоит и видеть, и слышать всё то, что происходить вокруг, но самим не участвовать в происходящем. С этого момента начался мой путь становления монашествующего в миру… Отец Никодим перебрался в Абхазию по просьбе монахинь, которые специально приехали к нему в Сибирь просить стать настоятелем монастыря. После уговоров было решено, что если на железнодорожной станции смогут получить контейнеры для перевозки груза, то надо ехать, на то воля Божия. Контейнеры в это время уже не давали, но нашёлся хороший человек, который помог всё уладить. Это было перед самым началом грузино-абхазского конфликта. Последний из железнодорожных контейнеров, в которых перевозились вещи, уже был вскрыт и разворован. После переезда возник вопрос – как официально зарегистрироваться, потому что власти требовали, чтобы община определилась с каким-нибудь статусом. Решено было называть общину не с позиций церковности, а как общественную организацию – Богородичный абхазский опытно-исследовательский институт пчеловедения. Ведь действительно проводились исследования в этой области. А «Богородичный» обозначает, что этот институт ещё и христианская община. То есть фактически это и были первые монашествующие в миру. И все, кто сейчас захотят заниматься Богородичным пчеловедением, по статусу будут членами института, а по сути – монашествующими в миру. До грузино-абхазского конфликта община насчитывала 25 человек. Но после войны, когда надо было переезжать в другое место, некоторые решили остаться, потому что тут уже был большой дом, храм, построенный своими руками. Эта община и сегодня существует. Примерно 10 человек пожелали заняться пчелами, но и они оказывали только пассивную помощь, а когда нужно было глубже вникать в дело, то и они рассеялись по местам кочёвки по Абхазии. И вновь мой собеседник рассказывает: – Когда постиг немножко основы монашествующего в миру, начал спрашивать Богоматерь: «А почему именно общемонашеский путь такой? В чём состоит его особенность?» Пришло такое вразумление, что монахи тех времён были людьми высокодуховными, одухотворенными, то есть их жизнь состояла не в том, чтобы уединиться, никого не видеть и не слышать, а в том, что они приобретали знания, были людьми очень грамотными. Знали литературу, были глубоко знакомы с основами христианства. Многие из них, те же Антоний и Феодосий, Савватий и Зосима, вошли как святые, и множество людей достигали святости, только находясь на монашествующем пути. А те, что пошли после них, и те, что находятся в современных монастырях, знают порой поверхностно само христианство. И это люди не духовные, а душевные. Они могут встретить, накормить, напоить, поместить в келью, и там сами находятся во взаимном душевном послушании друг у друга, а о духовности уже все меньше и меньше говорят. Те, прежние монастыри, были школами духовности. Например, Серафим Саровский поучал, рассказывал, вёл целую школу для всех тех людей, хотя они были неграмотными. Но они получали настолько глубокие ответы на свои вопросы, что выходили одухотворённые, то есть в них переходила частичка Духа Святого. Основа христианства как раз в стяжании Духа Святого, это выражение самого Серафима Саровского. Надо стяжать Духа Святого, то есть воспринять Его в себя. Это началось в 1970-м году, значит, 39 лет потребовалось на проникновение в духовные основы христианства. Вот поэтому сегодня уже могу наставлять других. Если кто-то желает получить духовные наставления и встать на путь монашествующих в миру, а потом и заняться Богородичным пчеловедением, пожалуйста, может в любое время приезжать к нам. Ну а ещё бы нам очень хотелось найти и меценатов, то есть людей, которые внесут свои посильные пожертвования на это дело для того, чтобы оно дальше развивалось. Основой Богородичного пчеловедения служат естественные законы образования пчелиной семьи. Они были открыты Свыше и являются новым в пчеловодстве. Этих законов восемь. Каждый из них требует глубокого разъяснения и проникновения. Это целая школа. Проходить её будут, в первую очередь, именно монашествующие в миру. Спрашиваю отца Никодима: – Но как же будет проходить их жизнь? На каких принципах строиться? – На этот вопрос не мы отвечаем, а Матерь Божия, и Дух Святой возвещают нам о том, что путь монашествующего в миру должен начинаться с совместного жительства. То есть с нахождения на какой-то одной территории. Каждый может быть в своей келье, но должны входить в братское взаимообщение, как будто родные между собой, причём независимо от нации, возраста, расы и т.д., то есть не от каких внешний различий между людьми. Основой для этого являются теоретические занятия духовными вопросами. Фактически открывается школа духовности. Как нам открылось, в основе её должно быть раскрытие духовных чувств самого человека. О них в Библии имеются очень обширные сведения. Все, кто станут этим заниматься, будут находить в ней эти места. Духовных чувств, согласно Библии, имеется семь: свобода, совесть, сила, воля, вера, надежда, любовь. Кроме того, имеется пять душевных чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. И в зависимости от внутреннего настроя человека с открытием либо тех, либо других чувств, определяется вся его жизнь. Получается, что человек обладает 12-ю чувствами общения с окружающим миром. Душевными чувствами человек воспринимает материальность и телесность его. А духовными – духовную реальность. Но если душевные чувства всегда открыты, то духовные могут быть и закрыты. У большинства людей сегодня они открываются только частично, у тех людей, которые становятся на путь веры. Эти чувства ещё называются сердечно-духовными, то есть воспринимаются в области сердца, и тогда у человека начинается новое духовное мышление. То есть фактически начинается работа его внутренней духовной сущности. А когда у человека открыты только душевные чувства, тогда у него проявляется только душевность, но не духовность. И вполне понятно, что ни зрением, ни слухом, ни осязанием, ни обонянием, ни вкусом мы божественную духовность воспринять никак не можем. Люди, у которых закрыты духовные чувства, мыслят информативно-логически. Человек, у которого открылись духовные чувства, начинает видеть и понимать окружающий нас мир не случайно возникшим в результате какого-то взрыва, а целенаправленно созданного Великой Премудростью, Высшим Разумом и Высшей Силой и Волей. Он начинает человека понимать носителем в себе образа и подобия Божиего, а если у него эти чувства закрыты, то он не уйдет дальше понимания человека как потомка животного. И он будет вести себя так, как ведут себя животные. Они воюют между собой, и люди также воюют, грабят. У таких людей закрыты духовное мышление и духовные чувства, то есть дух их спит, словно закрытый в ларце. А вот как раз те люди, кто желают встать на путь монашествующих в миру, должны заниматься вопросами познания этих духовных чувств, а потом их раскрытием, практическим их применением в своей жизни. Взаимные отношения должны быть в духе любви, жертвенности, взаимопомощи и сострадания. И если они станут работать с пчёлами, то им будет приходить духовная божественная помощь, они смогут также чувствовать внутренние процессы в этом многосемейном сообществе. Вот как раз первым занятием для таких людей будет занятие пчёлами, которые их и прокормят. А для занятия пчеловодством в России возможности неограниченные. Даже тут, в Абхазии, до абхазо-грузинского конфликта, было до 60 000 пчелосемей, и имелась программа, как довести их до 100 000. Вот какие потенциальные возможности даже в этой маленькой республике! А сколько в России? Сколько в Сибири? Вот это будет основное занятие и основной путь монашествующих в миру… – Что же достигнуто Богородичным пчеловедением для объединения пчелосемей? – задаю последний вопрос. – Колоды и дуплянки уже не используются, надо было применить эти методы к современному – рамочному пчеловодству. Но когда попытались осуществить эти идеи на существующих рамках и ульях, то ничего не получилось. Тогда снова призвали помощь Свыше, и опять пришло откровение, что нужно принципиально менять рамку, которая будет определять всю конструкцию. Обратившись к Матери Божией с вопросом, через какое-то время вижу сон, в котором мне показали такую рамку. Поворочал её в руках, понял, как она устроена. Проснулся и на простейших станках, которые тогда уже были, решил воспроизвести. Осталось только пустить эти рамки в производство. Но когда попробовали их в деле, то ничего не вышло. Позже, после молитв, пришло вразумление: «Ты слишком быстро хотел всё это осуществить, по-мирскому». Оказывается, прежде надо было узнать размеры, да и проверить на одной пчелосемье. Тогда пришлось из этих рамок воск вырезать, перетапливать. Когда же новая рамка была готова, то оказалось, что её эффективность зависела от поворота. Если рамка стояла вертикально, что было подходяще для пчеловода, но оказалось это неудобным пчёлам. Пришлось покаяться, что опять так поторопился, аннулировать сделанные 200–300 рамок. Когда начали применять эту рамку на малом количестве пчелосемей, тогда стали открываться её особенности. Когда её расположили горизонтально, да ещё сделали определённого размера, всё начало становиться на свои места. Когда рамка была полностью готова, тогда решили её как-то утвердить. Был получен патент на «Богородичную соторамку». Позже начали думать, в какую конструкцию располагать эти рамки. Главной особенностью её является то, что она стоячая, а не висячая, как её современные аналоги. Это позволяет её располагать в любой конструкции, не требуется специальный улей (можно в любой коробке или ящике содержать пчёл). Их можно класть друг на друга, составлять рядом. То есть современный типовой улей потерял своё значение. В конструкции отца Никодима вместо улья стали делать секции, объединять в блоки, располагать их в помещении. Но тут уже нужны затраты на постройку целого дома. Этот пчелиный дом отец Никодим называет «Богородичный пчелокомплекс». Планируется, что к нему будет примыкать и жилище самого человека, то есть в конечном варианте это станет Богородичным жилищно-пчеловодным комплексом. И тогда уже в этом пчелокомплексе можно будет содержать 50 и даже 150 пчелосемей. А количество получаемого меда зависит от того, как и где содержать пчёл. Если будет транспорт, то, по словам отца Никодима, можно будет получать не меньше 50 кг с пчелосемьи, а может быть и больше. Потому что в Абхазии кочевое пчеловодство – цветы цветут ярусами от моря в горы. Все эти новшества не могли не привлечь внимание пчеловодов. Отец Никодим давал желающим даже готовые конструкции рамок. Но объяснял, что только с объединением пчелосемей начинаются преимущества Богородичного пчеловедения. Разница такая же, как между разрозненными семьями и сплочённой общиной, объединённой общей целью. Каждый трудолюбиво выполняет свою задачу, направленную на общее благо, что не может не привести к положительным результатам. Пчеловоды знают, что количество приносимых пчелопродуктов прямопропорционально количеству вылетающих пчёл на семью. Когда же пчелосемьи объединены, то это количество возрастает в разы. Потому что для поддержания необходимых условий в улье (таких как температура) и для других хозяйских забот теперь требуется намного меньше пчёл, чем сумма этих работников по отдельным пчелосемьям. Экспериментально было доказано, что эффективность приноса мёда можно увеличить в три раза (от 20 до 60 кг с пчелосемьи). Но пчеловоды, не умея объединять семьи, не получили такой эффективности, возросло только удобство, потому что теперь можно было содержать пчёл в любом ящике. А для объединения пчелосемей нужен духовный подход, который не совместим с обычной мирской жизнью. Абхазия, январь 2009 года |
Цитата: |
В принципе содержать пчёл в земляной пещере наверное возможно. Но воздух в пещере должен быть сухой и пещера должна иметь хорошую вентиляцию, это требование по содержанию пчёл знают опытные пчеловоды. А чтобы выполнить эти условия в пещере нужны серьёзные технические решения. |
Цитата: |
Возможно это были какие-то эксперименты в содержании пчёл. Но, на мой взгляд они не дали положительного результата, поэтому и не используются в пчеловождении. И не оказали положительного влияния на ройливость, драчливость и вороватость пчёл. Но вот утверждение о том, что пчеломатка в одной или нескольких колодах содержалась отдельно ещё можно допустить. Но чтобы в 150-ти??? ... трудно представить. |
Цитата: |
Так что на мой взгляд предание имело место в действительности. |
Буковский писал(а): |
Что касается северного варианта- Зосим и Савватий, смущает то, что по описаниям они друг друга не видели. |
Буковский писал(а): |
А не используют положительные результаты потому, что их не знают даже в монастырях. Все остальное тоже правдоподобно. Если колоды Анастасии положить горизонтально и сделать летки в передней торцевой стенке, то из 150 колод можно сложить паленницу. Задние торцевые стенка могут быть совсем открыты. И выходят в объединяющий все колоды коридор(по типу пчелопавильона). Это смешает запахи всех семей и придаст им какой то средний запах. Вот и нет драк. Матки будут находиться на сотах в передней части и в бессотовое пространство, в отличии от пчел, не пойдут. Поэтому если периодически выламывать соты в задней части, то изоляция маток будет обеспечена и без ганемановских(или Прокоповича) решеток. На юге взяток нектара в те времена хороший и продолжительный поэтому воровство отпадает в принципе. А ройливость отпадает опять же при хорошем взятке и большом объеме колоды. К тому же в те времена не было такой селекции ройливых пчел, как сейчас. О земляном содержании пчел есть упоминание у Волоховича хоть и в измененном варианте. Так что на мой взгляд предание имело место в действительности. |
rossech писал(а): |
Уверен, что это не предание, а факты, история. Только не уверен, что это нам что-то даст. Они лишь немного приблизились, а Анастасия дополнила нам всё то, что необходимо. Коротко и сжато, но ёмко по смыслу. Не могла же она скрыть что-то... Я так мыслю. |
Kristinka писал(а): |
Читала жизнеописания монахов и подумала, что два монаха могли жить в разное время: один на заре христианства, а второй позже. То есть первым мог быть Антоний. |
rossech писал(а): |
Игорь, здравия! Объясни, о каком наследии идёт речь, откуда такая информация? |
Карина7 писал(а): |
Почему же вам интересно узнать про монахов, а не про их систему пчеловождения? |
Карина7 писал(а): |
Мне кажется, что интересная информация от отца Никодима, он многое объясняет. У тех монахов было много забот помимо пчел, и не до книжек по пчеловодству им было, а у отца Никодима современный опыт, приезжай, учись. |
Цитата: |
Контраргументы ты не приводишь, |
Цитата: |
"а не разговариваю ли с роботом |
Цитата: |
Они лишь немного приблизились, а Анастасия дополнила нам всё то, что необходимо. Коротко и сжато, но ёмко по смыслу. Не могла же она скрыть что-то.. |
rossech писал(а): | ||
Непонятно разве? |
rossech писал(а): |
Я тогда тебе сразу спросил, после открытия темы, (ты это стёр) какую новую информацию ты хочешь найти по содержанию, если тут же Анастасия объяснила, как надо содержать и на что обратить внимания? |
Цитата: |
чего я открыл эту тему определено |
Цитата: |
А ты с первого дня требуешь развёрнутого отчёта по новшествам в колодном пчеловождении монахов |
rossech писал(а): |
Моя масштабность мне позволяет хотя бы понимать объяснения Анастасии о пчёлах. |
В.Мегре в книге "Анастасия" писал(а): |
- Многое из того, что делаете вы, для жизнеобеспечения пчелиной семьи, мешает. Только два человека на Земле, за последние тысячи лет, смогли немножко приблизиться к пониманию этого уникального живого механизма.
– Кто они? – Это два монаха и они причислены к ликам святых. Ты можешь прочитать о них в ваших книгах, которые находятся в монастырских хранилищах. |
Цитата: |
Анастасия дала недвусмысленный наказ ульеводам:"не мешать." И не только пчёлам, но наверное и темам по колодному пчеловодству |
AfRo писал(а): |
Жалко, что она не сказала еще и не противоречить KudrIgor64... |
В.Мегре в книге "Анастасия" писал(а): |
- Многое из того, что делаете вы, для жизнеобеспечения пчелиной семьи, мешает. Только два человека на Земле, за последние тысячи лет, смогли немножко приблизиться к пониманию этого уникального живого механизма.
– Кто они? – Это два монаха и они причислены к ликам святых. Ты можешь прочитать о них в ваших книгах, которые находятся в монастырских хранилищах. |
lery писал(а): | ||
KudrIgor64, а зачем сообщение удалили, разве оно напрямую у теме не относится?
Тут же чётко сказано, что книги - в монастырских хранилищах находятся, из чего можно сделать вывод, что эти монахи - вовсе не известны широкой общественности, и в сети или доступной литературе о них данных нет (или не было на тот момент). |
Цитата: |
Но для чего нужно объединять колоды нам сейчас? В чём положительный эффект, по сравнению с необъединённым содержанием(как у тебя, у Кияра)? |
Буковский писал(а): | ||
KudrIgor64 писал:
Надо попробовать объединить и посмотреть на эффект, если он будет. Практика - критерий истины. |
ИринаВ писал(а): |
Я вот подумала, что если вдруг случилась опечатка всего в одну букву в тексте Анастасии: «за последние тысячи лет…» или «за последние тысячу лет…», то, возможно, не будет лишним добавить к списку святых покровителей пчеловодства ещё два имени – св. Пахомия и св.Зосимы, но не Соловецкого Зосимы, а другого, жившего в III-IV в. н.э. О св. Пахомии я узнала от одной женщины почтенного возраста, потомственного пчеловода. Она назвала трёх покровителей пчеловодства: Зосима, Савватий и Пахомий. В статье http://www.airbees.com/forum/viewtopic.php?t=3560&sid=39842873df8733788eca2c993b588f8b сказано, что Зосима и Пахомий были покровителями пчёл у западных славян. В биографии Пахомия Великого есть такой факт, как нахождение его в Египте, где он мог приобрести знания о пчёлах… Не навязываю своё мнение, предлагаю как одну из гипотез… |
О. Ф. ГРОБОВ в статье "О святых покровителях русского пчеловодства" писал(а): |
В хозяйственной деятельности организованного Соловецкого монастыря, судя по имеющимся материалам, пчеловодство в XV — XVI вв. отсутствовало. |
О. Ф. ГРОБОВ в статье "О святых покровителях русского пчеловодства" писал(а): |
Сравнительно недавно при раскопке старой болгарской столицы в Тырнове была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу XIV в., с текстом молитвы-заговора на одной стороне, обращенного к этим святым: «Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает — в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: Здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети... при Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима... умножи... благо...» (И. Петков, 1990). |
Цитата: |
Значительно труднее установить личность Зосимы, покровителя пчел. Его имя упоминается в православном календаре девять раз и относится к различным лицам, жившим во II—VII вв. Наиболее вероятно, речь идет о преподобном мученике Зосиме (III и IV вв.), день которого церковь отмечает 4(17) января. Во всяком случае, народный месяцеслов эту дату также связывает с Зосимой — покровителем пчеловодства (Г. Д. Рыженков, 1991). |
-witus- писал(а): |
Более 3-х тыс. пудов мёда это 50 тыс. кг с 1000 семей!Даже в наше время,при современных технологиях пчеловодства направленных на то, чтобы как можно больше мёда получить,не каждый пчеловод возьмёт столько с 1000 семей. |
Мама Ярослава писал(а): |
Я не могу утверждать, что именно в Кремле есть книги про пчеловодство. Но попытаться поискать там можно. ......... Если у вас есть возможность (или у кого-то из форумчан), можно туда съездить и поговорить с руководством на предмет наличия/изучения книг о пчелах. |
Мама Ярослава писал(а): |
Нужно мысль свою туда заложить. У нас остались под Ростовом пожилые родители. Я попрошу их съездить в Кремль и спросить, можно ли (и как) прочитать там книги, которые в шкафах. Хотя с большой вероятностью, им ответят "Нет". В таких ситуациях (по опыту работы с руководителями) нужно всегда с директорами разговаивать. А они для обычных посетителей не всегда свободны. Вот если бы какого журналиста туда! Они для СМИ многое могут показать. |
Мама Ярослава писал(а): |
KudrIgor64, а вы не пробовали в РПЦ письма отправлять с запросами? Я в свое время работала редактором газеты, так вот мы только таким способом добивались ответов (даже у местных батюшек). Вероятно, лучше обращаться к Патриарху. А там он сам определит, куда направить. Правда, ответ придется подождать больше месяца. |
RussoMax писал(а): |
Землянка, где было 150 объединённый семей, очень оригинально. Не исключено, что монахи могли создать там себе келью и жить бок о бок с пчёлами с вытекающими последствиями. |
RussoMax писал(а): |
Я начинающий пчеловод, в этом году поставлю первые пару колод, так что не судите! |
barod писал(а): |
Там показаны ещё конструкции вертикальных колод с должеёй и уже показываются колоды с рамками и первые рамки тоже показаны . Там всё показано подробно. Книгу я скачал в инете. А где, сейчас уже и не скажу. Могу послать через майл. |
Kaury писал(а): |
Неоднократно на этом форуме выкладывали информацию о пчеловодстве Зосимы и Савватия, но найти её непросто. Модераторы прикрепите на форуме Животный Мир тему с информацией про монахов, потому что одно и тоже переговаривали 7 и 5 лет назад. |
Kaury писал(а): |
а конкретно в этой теме толкут воду в ступе уже 3 года! |
Kaury писал(а): |
Кстати:
Через поиск информация проходит: http://forum.anastasia.ru/search.php?mode=results |
Kaury писал(а): |
А вот и сам текст:
"Богородичное пчеловедение" |
Цитата: |
Все эти новшества не могли не привлечь внимание пчеловодов. Отец Никодим давал желающим даже готовые конструкции рамок. Но объяснял, что только с объединением пчелосемей начинаются преимущества Богородичного пчеловедения. Разница такая же, как между разрозненными семьями и сплочённой общиной, объединённой общей целью. Каждый трудолюбиво выполняет свою задачу, направленную на общее благо, что не может не привести к положительным результатам. Пчеловоды знают, что количество приносимых пчелопродуктов прямопропорционально количеству вылетающих пчёл на семью. Когда же пчелосемьи объединены, то это количество возрастает в разы. Потому что для поддержания необходимых условий в улье (таких как температура) и для других хозяйских забот теперь требуется намного меньше пчёл, чем сумма этих работников по отдельным пчелосемьям. Экспериментально было доказано, что эффективность приноса мёда можно увеличить в три раза (от 20 до 60 кг с пчелосемьи). Но пчеловоды, не умея объединять семьи, не получили такой эффективности, возросло только удобство, потому что теперь можно было содержать пчёл в любом ящике. А для объединения пчелосемей нужен духовный подход, который не совместим с обычной мирской жизнью. |
Цитата: |
Впоследствии, когда семьи будут жить хотя бы на нескольких соседних участках, пчелы сами размножаются, роясь, будут занимать свободные колоды. |
Витвицкий Н.М., в своей книге «Сокращённая наука практического пчеловодства» на стр. 35 писал(а): |
В лесных сторонах Западных губерний находится великое число колодовых ульев, стоячих и лежачих, или лежаков. |
Витвицкий Н.М., в своей книге «Сокращённая наука практического пчеловодства» на стр. 77 писал(а): |
Чтобы это насекомое не страдало от холода, Г.Згоржельский ставит свои лежаки не плашмя, но косвенно; это можно видеть на карт. VI фиг. 3 и 12. |
Витвицкий Н.М., в своей книге «Сокращённая наука практического пчеловодства» на стр. 77 писал(а): |
3-я втулка вкладывается в этот улей сквозь отверстие запираемое должеею, как водится в обыкновенном лежаке. |
Витвицкий Н.М., в своей книге «Сокращённая наука практического пчеловодства» на стр. 77 писал(а): |
Для освежения воздуха, в знойную погоду, имеются решётки на концах сего улья и прилётках, весьма остроумно придуманные. |
Витвицкий Н.М., в своей книге «Сокращённая наука практического пчеловодства» на стр. 79 писал(а): |
Иностранцы издавна совершенствуют этот улей; |
Витвицкий Н.М., в своей книге «Сокращённая наука практического пчеловодства» на стр. 34 писал(а): |
Долговременный опыт научил и меня, что улей, чем ближе приспособлен к природе пчёл, тем более способствует к благосостоянию их, а через то самое и к выгодам нашим от пчёл. Долго занимаясь мыслью об усовершенствовании обыкновенного улья, находил я некоторые следы старания подобного моему у предков наших о сём же предмете.
Основательные познания их по сей части хозяйства, кроме исторических свидетельств о той степени пчеловодства, на коей оно было в давней Руси, когда она, за собственным обиходом, щедро снабжала и другие страны Западной Европы избытками своего мёду и воску, - очевидно доказывают ещё многие видимые остатки ульев разного рода, уцелевших от многократных разорений, внутренних и внешних, которым издавна подвергались наиболее югозападные её области; не малое число таких ульев и доныне употребляется. По многим причинам можно заключить, что за три века перед сим, или давнее, известен уже был на Русской земле совершенный улей; но он не был во всеобщем употреблении, и потому забыт во время частых смут, вместе со многими другими полезными изобретениями, собственно сему краю пренадлежащими. |
Витвицкий Н.М., в своей книге «Сокращённая наука практического пчеловодства» на стр. 77 писал(а): |
Чтобы это насекомое не страдало от холода, Г.Згоржельский ставит свои лежаки не плашмя, но косвенно; это можно видеть на карт. VI фиг. 3 и 12. |
Витвицкий Н.М., в своей книге «Сокращённая наука практического пчеловодства» на стр. 77 писал(а): |
Для освежения воздуха, в знойную погоду, имеются решётки на концах сего улья и прилётках, весьма остроумно придуманные. |
Имя файла: |
|
Просмотрено: | 34028 раз(а) | Размер файла: | 72.36 KB |
Имя файла: |
|
Просмотрено: | 34028 раз(а) | Размер файла: | 82.89 KB |
Archimedes писал(а): |
Первая картинка - общий вид домика, соты в три ряда, верх колод открыт. Вторая расположение колод чуть подробнее. Вот такая картинка нарисовалась в голове.
п.с. так же давно сложилось понимание, что основная задача пчел, - это все таки опыление. А задача пасечника - сажать им растения и как можно меньше их трогать. За мнение прошу не ругать, это только мнение. |
KudrIgor64 писал(а): |
Archimedes, вопросы, затронутые в этой части вашего поста, не рассматриваются в этой теме. Для подобных вопросов есть данная тема. Пожалуйста, перенесите туда, обсуждение подобных вопросов. |
Archimedes писал(а): |
Нужно единение семей, меньше их трогать и медоносов на пространстве их, минимум на такую "пещерку" на сорок семей. |
Archimedes писал(а): |
верхние крышки открыты в единый зал... |
Цитата: |
Последние колодные ульи в Европе.
Полесье возможно последнее место в Европе, где сохранилось примитивное пчеловодство в колодах и бортях. Я слышал о таких пасеках на украинском Полесье. А вот 19 – 20 июля 2008г. наша группа белорусских пчеловодов посетила белорусское Полесье, узнав, что в районе г. Петрикова колодные ульи не редкость. Некоторые пчеловоды имеют до 50 колод которые разбросаны по лесам. Практически никакого ухода за пчёлами нет. Только если в зиму погибнет семья, то пчеловод вычистит улей от подмора. Пчёл не лечат, не подставляют вощину, и не кормят на зиму. Мёда собирают мало. Далеко не каждая колода даст ведро мёда. На наш вопрос, сколько собирают мёда? Местные жители после споров сошлись, что в среднем 5-7 кг. Хотя бывают года, когда собирают больше или меньше. Особенно много колод размещено в лесах по речке Уборть правом притоке р. Припять. Утверждают, что там колоды с незапамятных времён и перешли к ним по наследству от дедов и прадедов. Название реки происходит от слова БОРТЬ. Никто в тех местах чужую колоду в лесу не вскроет. Сами мёд забирают один раз в год после праздника Медового Спаса 14 августа. На вопрос как им удалось сохранить до 21 века колодные пасеки? Обычно отвечают, что затрат на них практически нет. А бросить то, что осталось от отца и деда это грех. Интересно, что один из наших пчеловодов который уже задействовал свой хутор в агробизнесе, хотел купить старую колоду или старинный инвентарь – вроде примитивной деревянной лебёдки для подъема и спуска колод, дважды получил отказ от местных пчеловодов. Причём и один и другой говорили, что продать не могут. Говорили это колода отца (или деда), я могу продать свое, а отцово я должен своим детям и внукам передать. Некоторые колоды очень старые. На фото две колоды, которые пчеловод перевёз с леса к себе на дачу. Одна из дуба, а другая из крученной (завитой) сосны. Он утверждает, что ещё в 1812 году (по семейному преданию) французский солдат захотел достать с этой колоды мёд и полез на очень высокую сосну, открыл уже должею в колоде, но сорвался и разбился насмерть.Колоды иногда повреждают куницы и дятлы. Хотя толстое и крепкое дерево им не даётся. Но многие древние колоды уже стали трухлявыми. Дырки в таких колодах пчеловоды заделывают жестью и используют дальше.Интересно, что пчёлы в колодах перевезенные с глухих лесов по берегам р. Уборть на левый более обжитой берег р. Припяти возле г. Петрикова на много хуже переносят зиму и гораздо чаще гибнут. Трудно сказать, с чем это связано? Возможно с типом взятка. А возможно с тем, что в лесах р. Уборть сохранилась тёмная европейская пчела, а вот на левом берегу Припяти больше влияние трутней кавказских и карпатских пчёл через их трутней. Хотя расстояние тут не большое и неизвестно может ли не очень широкая река Припять служить препятствием для полётов маток и трутней. |
Салли писал(а): |
а если два монаха, возведенные в лик святых, есть среди ныне живущих, только их будущее еще не наступило? |
Салли писал(а): |
А самый главный улик для воспроизводства потомства был разукрашен всеми цветами радуги, там жила матка. |
output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4