Два монаха-пчеловода и их наследие.
Выбрать сообщения с
# по # Помощь
[/[Печать]\]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.  Раскрыть всю тему
forum.anastasia.ru -> Животный мир
Poll :: Вы что-нибудь слышали о двух монахах-пчеловодах, кроме книги В.Мегре "Анастасия"

ДА
23%
 23%  [ 16 ]
НЕТ
76%
 76%  [ 53 ]
Всего проголосовало : 69   [Подробно]



#1: Два монаха-пчеловода и их наследие. Автор: KudrIgor64Населённый пункт: Санкт-Петербург СообщениеДобавлено: Вт 24 Ноя 2009, 19:18
    —
Цитата:
- Многое из того, что делаете вы, для жизнеобеспечения пчелиной семьи, мешает. Только два человека на Земле, за последние тысячи лет, смогли немножко приблизиться к пониманию этого уникального живого механизма.
– Кто они?
– Это два монаха и они причислены к ликам святых. Ты можешь прочитать о них в ваших книгах, которые находятся в монастырских хранилищах.


Просьба поделиться информацией о двух монахах-пчеловодах, их именах, их наследии!
Возможно их звали Зосима и Савватий Соловецкие (необходимо подтверждение их имён, желателен источник). Буду признателен за любую информацию по данной теме.
Игорь.

Правила ведения диалога - как и на всех форумах:
Посты-диалоги, не несущие информации по данной теме будут со - временем удаляться.
Если ваше сообщение оказалось закрыто, то вы можете его откорректировать в течении недели, иначе оно будет удалено.


Последний раз редактировалось: KudrIgor64 (Вт 26 Янв 2010, 18:36), всего редактировалось 1 раз

#2:  Автор: ForestlynxНаселённый пункт: Россия, Москва СообщениеДобавлено: Пт 27 Ноя 2009, 19:11
    —
Представьте, а я у своих преподавателей спрашивала- они не знают((


ну ничего - в троице сергиеву съезжу - там посмотрю))) Солнце!

Здравия Вам)

#3:  Автор: Iree1 СообщениеДобавлено: Пт 27 Ноя 2009, 20:38
    —
Я тоже недавно перечитала книгу Мегре и тоже увидев что написано о монахах, то задумалась как же узнать об этих монахах, точнее об их книгах.


--
Исправлено KudrIgor64 Ср Дек 02, 2009 2:01 pm

#4:  Автор: Карина7Населённый пункт: Нижний Новгород СообщениеДобавлено: Вс 13 Дек 2009, 17:41
    —
Специально читала про Зосиму и Савватия Соловецких монахов, оказывается, что Зосима был последователем Савватия, но никогда с ним лично не встречался, так как жил позже. Зосима, действительно, привез на Соловки пчел и занимался ими.
Еще где-то прочитала, что был еще один Зосима в раннем христианстве.

#5:  Автор: n_petrovaНаселённый пункт: Bulgaria, София СообщениеДобавлено: Пн 21 Дек 2009, 22:17
    —
Может быть, это их дело?
Если судить по делам!

Image

Image





http://forum.anastasia.ru/post_812767.html#812767


--
Исправлено KudrIgor64 Чт Окт 28, 2010 12:18 pm

#6:  Автор: redikaНаселённый пункт: Русь, Москвитянин СообщениеДобавлено: Пн 21 Дек 2009, 23:09
    —
Есть книга: Народная Пчела. Общедоступное руководство къ правильному пчеловодству. Сочинилъ И.С. Кулланда. 1882 г.

И.С.Кулланда (1897) различал у пчел целый ряд «душевных состояний»: «довольство», когда они летают плавно, работают ровно, и пчеловоду можно безнаказанно стоять возле улья; «радость» — во время роения и «проигры»; «уныние» — при возвращении в улей с тощими обножками, прекращении вентилирования летка; «опасение» — при встрече с врагами или приближении грозы; «покорность» — при невозможности отразить нападение, сопровождающееся забиранием меда в зобик, а также «подозрительность», «вспыльчивость» и т.д

архив .rar весит 12.29 Мб
в архиве книга в .pdf и иллюстрации к книге отдельно.
Делал не я, просто в таком архиве сам скачал.
Image

Скачать можно тут: http://ifolder.ru/15596126

Может кому пригодиться.

#7:  Автор: Iree1 СообщениеДобавлено: Вт 22 Дек 2009, 15:41
    —
redika, Огромное спасибо тебе!!! Начала книгу читать.

#8: Два монаха-пчеловода и их наследие. Автор: KudrIgor64Населённый пункт: Санкт-Петербург СообщениеДобавлено: Ср 23 Дек 2009, 15:20
    —
Привожу краткую биографию Зосимы и Савватия Соловецких, найденную в интернете.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность.

Родители преподобного Зосимы были крестьянами села Толвуя на Онежском озере. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел. Юный инок стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной монашеской жизни. В поисках уединенного места преподобный Зосима отправился на побережье Белого моря в устье Сумы. Здесь он встретил преподобного Германа, от которого услышал о пустынном морском острове, где с преподобным Савватием Соловецким прожил 6 лет. Преподобные Зосима и Герман положили вместе удалиться на этот остров.

Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к одному из Соловецких островов, где совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Господь благословил место их поселения утром преподобному Зосиме было видение дивной церкви на воздухе. Кроме того, преподобный Герман повторил ему пророчество преподобного Савватия, что тут будет обитель.

Сподвижники построили келию, начали возделывать и засевать землю. Поздней осенью преподобный Герман поехал на берег за необходимыми припасами, но из-за непогоды не смог вернуться. В полном одиночестве преподобный Зосима провел зиму на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесовскими срахованиями. Припасы его кончились, ему угрожала голодная смерть. Но случилось чудо. Однажды, неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали придти еще и исчезли.

Весной вернулся преподобный Герман с рыбаком Марком, который стал жить с ними и после стал монахом. Они привезли запас пищи и снасти для рыбной ловли.

Когда на острове собралось несколько отшельников, братия воздвигли церковь в честь Преображения Господня на том месте, где преподобный Зосима видел чудесный свет. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. По просьбе братии святитель Иона, архиепископ Новгородский, прислал в новсозданную обитель игумена с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитому Соловецкому монастырю. Когда присланный игумен, не выдержав пустынной жизни, вернулся в Новгород, то братия избрали игуменом монастыря преподобного Зосиму.

Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Святые мощи были положены в особой часовне, где была помещена и икона его, написанная купцом, служившим ему при его кончине. Здесь стал проводить преподобный Зосима каждую ночь, прося преподобного Савватия быть руководителем его братии, ходатаем за них пред Господом.

Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб. Перед своей кончиной преподобный Зосима избрал игуменом обители ученика своего Арсения и заповедал ему блюсти заповеди Господни и устав монастырский неповрежденными и обещал духом пребывать с ними. Отечески простившись с каждым иноком и благословив их он отошел ко Господу 17 апреля 1478 года. Святой пpеподобный Зосима был погребен за алтарем Преображенского храма. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.

Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с пpеподобным Савватием являлись вместе, помогая бедствующим и гибнущим в моpской пучине pыбакам. Преподобный Зосима также является покровителем пчеловодства и хранителем пчел, его даже именуют "пчельником". К святому угоднику прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.

Наиболее часто на иконах преподобных Зосиму и Савватия изображают вместе. Хотя два этих подвижника никогда не встречались друг с другом, их объединяет то, что их трудами был основан Соловецкий монастырь. Преподобный Савватий положил ему начало, первым поселившись на Соловецком острове. А благодаря преподобному Зосиме Спасо-Преображенская обитель разрослась, наполнилась братией, постепенно становясь той величественной северной святыней, которой она являлась и является поныне.

Иногда на иконах преподобный Зосима изображается среди пчелиных ульев. Связано это с тем, что в народе он почитался, как "покровитель пчеловодства и хранитель пчел". В день памяти преподобного Зосимы пчел вывозили на пасеки. Там, помолясь Зосиме и Савватию, "обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ее освященной водою". Вот с чем связано появление ульев на некоторых иконах преподобных Зосимы и Савватия.

http://www.patriarchia.ru/db/print/233835.html
http://www.arh-eparhia.ru/articles.php?id=1112

Герман Соловецкий

Летом 1428 года вместе с рыбаками Пр. Герман прибыл на Поморский берег. Приблизительно в это же время и Преподобный Савватий, постриженик Валаамской обители, искал уединенного места для своих подвигов. Господь помог Преподобному отыскать человека, пожелавшего разделить с ним пустынную жизнь. Этим человеком стал инок Герман, почти год живший отшельником при часовне в селе Сорока на реке Выге. В житии преподобных Зосимы и Савватия говорится: "И пришел Савватий на реку Выг, там была часовня. И встретил он там некоего монаха, по имени Герман, был же он родом из карельских людей".

Герман рассказал Савватию о Соловецком острове. Поэтому он подтвердил Пр. Савватию все то, что тот уже слышал об этом острове от местных жителей. И вот, посоветовавшись между собой и помолившись Богу, подвижники решили отправиться на Соловецкий остров. Приготовив лодку, еду и вещи, Савватий и Герман пустились в плавание по Белому морю, возложив все свое упование на Господа. Иноки поселились под горой, названной ими Секирной, на расстоянии одной версты от берега. Герман и Савватий поставили крест и небольшую келью и "начали жить о Господе, в непрестанных трудах, молитве и пении псалмов". "Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых".

В 1479 году игумен Арсений послал Пр. Германа в Новгород. Там, в обители Пр. Антония Римлянина (Антониевом монастыре), исповедовавшись и причастившись Животворящих Таинств, святой Герман мирно отошел ко Господу. Соловецкие иноки повезли его тело в Соловецкую обитель, но из-за распутицы принуждены были похоронить у часовни в деревне Хавроньиной на реке Свири.

http://www.solovki.ca/saints_11/11_01.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/Герман_Соловецкий


А это более подробная биография.

Это ссылка на источник: http://www.sedmitza.ru/text/848754.html

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Из тома 20 «Православной энциклопедии» Москва 2009 г.

Зосима († 17.04.1478, Соловецкий мон-рь) и Савватий († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкие; С. положил начало монашеской жизни на Соловецком о-ве, З. наряду с прп. Германом был основателем Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря.

Источники. Основным источником сведений о З. и С. служат их Жития (могут рассматриваться как единое произведение (Житие З. и С.), части к-рого связаны единством замысла и повествования, общими рассказами о чудесах). Жития З. и С. были созданы соловецким игум. Досифеем и бывш. Киевским митр. Спиридоном (см. Спиридон (Савва)) по благословению Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова). История создания произведений изложена Спиридоном в кратком послесловии к житиям и Досифеем - в «Слове о сътворении Жития начальников соловеческых», вошедшем в жития З. и С. Инициатива написания житий З. и С. принадлежала прп. Герману Соловецкому, к-рый продиктовал нек-рым из соловецкой братии рассказы о начале монастырской жизни на Соловках. Эти записи были утеряны, после чего свт. Геннадий благословил Досифея составить Житие основателей Соловецкого мон-ря. Досифей, бывший учеником З. и после его кончины живший с прп. Германом, восстановил по памяти рассказы преподобных и составил первый вариант житий З. и С. Испытывая нужду в помощи более опытного писателя, Досифей обратился к находившемуся в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре бывш. митр. Спиридону, к-рый литературно обработал предоставленные Досифеем сведения. Свой труд Спиридон закончил 12 июня 1503 г. Досифей продолжал работать над Житиями соловецких святых еще в течение ок. 5 лет, занимаясь гл. обр. записью чудес. В «Слове о сътворении Жития начальников Соловеческых» он определил дату окончания своей работы ок. 1508 г. («по тридесятех летех списася Житие се по преставлении блаженнаго Зосимы»). Однако и после этого Досифей продолжал дополнять Жития рассказами о чудесах. Один из них («Пророчество отца нашего Зосимы») был создан ок. 1510 г. («за 30 лет и два лета по преставлении его»). Этот рассказ выделяется из других, т. к. в нем повествуется о нестроениях в мон-ре и о «нелюбви» среди братии, о чем предсказывал Досифею З. Рассказ остался неоконченным. Он сохранился - вместе с др. близким по теме повествованием («Чудо Зосимы о иноци диакони») - в единственном списке (РГБ. Ф. 113. Волок. № 659). Запись последующих 16 чудес, относящихся к периоду игуменства в Соловецком мон-ре Исаии (1484-1502), была выполнена, как указывается в поздних редакциях Житий, игум. Вассианом (1522-1526).

Для истории Житий З. и С. важным является вопрос о взаимоотношении 3 старших редакций текстов: первоначальной, редакции Великих Миней-Четьих (ВМЧ) и волоколамской. Как установила С. В. Минеева, древнейшая редакция Житий З. и С. сохранилась в 5 списках: РНБ. Соф. № 1498. Л. 51-120 об., 232-273, 1524-1525 гг. (сборник принадлежал Гурию (Тушину)); РНБ. ОЛДПБ. Q-50, 20-е гг. XVI в.; Арх. СПбИИ РАН. Колл. 115. № 155Q, 20-е гг. XVI в.; РГБ. ОИДР. Ф. 205. № 192, 20-е гг. XVI в.; БАН. 17.13.22, 80-е гг. XVI в. Эта редакция включает Жития З. и С., рассказы о чудесах, записанные Досифеем в 1503-1510 гг. и Вассианом в 1522-1525 гг. Однако, по-видимому, правильнее было бы ограничить объем текста первоначальной редакции 1-й ч. Софийского списка (РНБ. Соф. № 1498. Л. 51-120 об.), к-рая заканчивается рассказом о 10 чудесах, написанным Досифеем. Вторая ч. Софийского списка (Л. 232-273) представляет собой самостоятельный текст, состоящий из 16 рассказов о чудесах, записанных игум. Вассианом и отредактированных Гурием (Тушиным). Относительная самостоятельность этого текста подчеркивается его заглавием («О чюдесех преподобнаго и богоноснаго отца нашего Зосимы») и собственной нумерацией чудес. Отметим, что 2-я ч. Софийского списка написана др. почерком (рука Гурия (Тушина))) на бумаге с др. водяными знаками, нежели на бумаге 1-й ч., и отделена от 1-й ч. блоком греч. повестей в переводе прп. Максима Грека. Поэтому представляется весьма вероятным, что наиболее ранняя редакция Житий З. и С., сохранившаяся в 1-й ч. списка РНБ. Соф. № 1498, включала собственно Жития преподобных, послесловие Спиридона, «Слово о сътворении Жития начальников соловеческых» и 10 чудес, записанных игум. Досифеем. Др. списки данной редакции, дополненные 16 чудесами, по-видимому, следует считать редакцией игум. Вассиана.

От редакции игум. Вассиана зависит редакция ВМЧ (в исследовании Минеевой она названа 1-й стилистической), созданная на рубеже 20-х и 30-х гг. XVI в. Вероятнее всего, Жития З. и С. были включены в Софийский комплект ВМЧ, создававшийся в Новгороде в 1529-1541 гг. под рук. архиеп. св. Макария. Апрельский том Софийского комплекта утрачен, но данная редакция дошла в 35 списках, включая Успенский и Царский списки ВМЧ. Производной от редакции ВМЧ, как установила Минеева, является волоколамская редакция (представлена списком РГБ. Ф. 113. Волок. № 659, 30-е гг. XVI в.; публ.: БЛДР. Т. 13. С. 36-153, 756-773). Из всех ранних редакций она является наиболее полной и литературно обработанной. В ней содержится ряд сведений, отсутствующих в др. редакциях: о рождении З. в с. Шуньга; о происхождении его родителей из Новгорода; о принятии матерью З. монашеского пострига; о числе братии в Соловецкой обители в ранний период; о том, что прп. Герман был родом из карельских людей и бывал на Соловках до встречи с С.; названы острова, переданные новгородцами Соловецкому мон-рю, и указаны расстояния до них и т. д. Все эти дополнения свидетельствуют о том, что данная редакция была создана в Соловецком мон-ре.

О З. и С. сообщают также памятники соловецкого летописания, из к-рых наиболее значительными являются «Летописец соловецкий», составленный, по-видимому, в нач. XVIII в. (старший список - РНБ. Солов. Анз. № 16/1384, 1713 г.), в к-ром рассказывается история Соловецкого мон-ря, и «Летописец» кон. XVI в. (см.: Корецкий. 1981), содержащий общерус. материал с более подробным изложением истории сев.-зап. рус. земель и Поморья. Сведения о З. и С., приводимые в соловецких летописцах, зависят от житий преподобных. При этом в отличие от житий летописцы содержат хронологические расчеты, относящиеся к пребыванию З. и С. на Соловках. Расчеты выполнены составителями летописцев на основе Житий, возможно с использованием монастырского актового материала.

Жизнеописание Зосимы и Савватия.

Согласно Житию, С. принял постриг в Кирилловом Белозерском в честь Успения пресв. Богородицы мон-ре (возможно, был учеником прп. Кирилла Белозерского († 1427)). В этой обители С. прожил много лет, снискав любовь братии и настоятеля послушанием, кротостью и смирением. Тяготясь похвалами, С. испросил благословение игумена и перешел в спасо-преображенский Валаамский мон-рь, известный особой строгостью устава. На Валааме С. провел в иноческих подвигах «немало время». Возможно, здесь его учеником стал буд. Новгородский архиеп. свт. Геннадий (Гонзов), в сер. 80-х - нач. 90-х гг. XV в. рассказавший Досифею: «Саватие, началник вашь, старець ми был, аз у него в послушании бых немало время и вем достойна житием старца велика и свята» (Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия Соловецких. С. 280). В нек-рых списках краткой редакции Жития З., созданных на рубеже 40-х и 50-х гг. XVI в., прямо сообщается, что свт. Геннадий был учеником С. в Валаамском мон-ре (Минеева. Т. 2. С. 396). Однако и на Валааме преподобный слышал много похвал в свой адрес, из-за чего он решил удалиться на безлюдный Соловецкий о-в в Белом м. Игумен Валаамского мон-ря не пожелал отпустить С., чтобы не лишать братию образца иноческой жизни. Тогда С. тайно покинул мон-рь и достиг устья р. Выг. У часовни на р. Сороке (рукав р. Выг) он встретил прп. Германа Соловецкого, к-рый уже бывал на Соловках и согласился сопровождать туда С.

В карбасе иноки переправились на Соловецкий о-в и, найдя удобное место в версте от берега, невдалеке от горы и возле оз. Долгого, построили 2 кельи (в сев. части острова на губе Сосновой; впосл. на месте их поселения возник скит, названный Савватиевским). Согласно «летописцу соловецкому» нач. XVIII в., иноки прибыли на Соловки в 6937 (1428/29) г. (В памятниках выговской книжной традиции (в Выголексинском летописце, в «Истории об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова) прибытие С. и прп. Германа на Б. Соловецкий о-в отнесено к 6928 (1420) г.; см.: Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. М., 2008. Т. 1. С. 62; Денисов Семен. Истории об отцах и страдальцах Соловецких. Лицевой список из собрания Ф. Ф. Мазурина / Изд. подг. Н. В. Понырко и Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 175-176. Однако эта дата не соотносится со сведениями, приводимыми в житиях З. и С.)

Как повествует Житие, вслед за преподобными на Соловки приплыла семья карел, не желавших уступать остров монахам. Карелы поселились на острове и занимались рыбной ловлей, но иноки не знали о них. Однажды во время заутрени С. услышал громкие крики и послал прп. Германа разузнать, в чем дело. Прп. Герман встретил плачущую женщину, к-рую, по ее словам, высекли прутьями 2 ангела в образе светлых юношей, сказав, что это место предназначено для монашеской жизни и здесь будет иноческая обитель (в память об этом событии гора впосл. была названа Секирной).

Неск. лет пустынники прожили на Соловецком о-ве (в первоначальной редакции «Летописца соловецкого» нач. XVIII в. сообщается о 6 годах, проведенных С. на Соловках; в ряде списков краткой редакции, зависимой от первоначальной, содержится информация о 6 годах совместного пребывания на острове С. и прп. Германа), после чего Герман отправился на материк ради хозяйственных нужд, где ему пришлось задержаться почти на 2 года. С., оставшись один, подвизался еще усерднее и получил свыше извещение о близкой кончине. Желая перед смертью причаститься Св. Христовых Таин, он на лодке приплыл к часовне в устье р. Выг. Там он встретил игум. нафанаила, посещавшего местных христиан, к-рый исповедал его и причастил. Когда С. после причастия молился, в келью к нему вошел купец Иван, плывший из Новгорода. Купец хотел подать старцу милостыню и был огорчен отказом преподобного. Желая утешить его, С. предложил Ивану остаться на берегу до утра и стать причастником благодати Божией, а утром безопасно отправиться в путь. Иван не послушал его совета и уже собирался отплыть, как вдруг началась сильная буря. Ужаснувшись своему неразумию, Иван остался ночевать на берегу, а утром, когда вошел в келью к старцу, увидел, что С. скончался. Святой сидел на скамье, келья была наполнена благоуханием. Иван и игум. Нафанаил похоронили С. у часовни в устье Выга. В Житии год смерти С. не указан, сообщается, что святой скончался 27 сент. Год смерти С. соловецкие летописцы определяют по-разному: «Летописец» кон. XVI в. относит кончину святого к 6944 (1435) г. (Корецкий. 1981. С. 231); «Летописец соловецкий» нач. XVIII в.- к 6943 (1434) г. (Дмитриева. 1996. С. 94). (В соловецкой книжной традиции встречаются и др. даты преставления С., к-рые следует признать менее достоверными, напр., 6939 (1430) г. в «кратком соловецком летописце черного дьякона Иеремии» (Панченко О. В. Книгохранитель и уставщик черный дьякон Иеремия: (Из истории соловецкой книжности XVII в.) // КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. СПб., 2004. С. 356); 6945 (1436) г. в списке «Летописца соловецкого» нач. XVIII в.: национальная б-ка Республики Карелия. № 45614 р. Л. 2, посл. годы XVIII в.)

Через год после кончины С. (т. е., вероятнее всего, в 1436) на Соловки вместе с прп. Германом приплыл З., ставший основателем мон-ря. Как сообщается в волоколамской редакции Жития З. (РГБ. Ф. 113. Вол. № 659, 30-е гг. XVI в.), З. род. в с. Шуньга на Онежском оз. (ныне дер. Шуньга Медвежьегорского р-на Карелии, в 45 км юго-восточнее Медвежьегорска), родители его пришли туда из Новгорода. В более поздних редакциях Жития, созданных не ранее сер. XVI в., и в «Летописце соловецком» нач. XVIII в. местом рождения святого названо с. Толвуй, также находящееся на Онежском оз. (ныне дер. Толвуя Медвежьегорского р-на, в 20 км от Шуньги). Родители святого - Гавриил и Варвара - были людьми благочестивыми и обучили З. чтению Свящ. Писания. З. избегал детских забав, а когда достиг юношеского возраста, принял монашество. Место его иноческого пострига не названо в Житии, но из текста следует, что, приняв монашество, З. оставался жить в родном селе, т. е., вероятно, он был пострижен священноиноком, служившим в ближайшей приходской церкви (Жития прп. Зосимы и Савватия. 1859. Ч. 2. С. 480). Недостоверными представляются сведения, приведенные в «Летописце соловецком» нач. XVIII в., о том, что З. принял монашество в Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре (см.: Дмитриева. 1996. С. 95).

Будучи монахом, З. тяготился жизнью в миру. Ему случилось встретить прп. Германа, рассказавшего о С. и Соловецком о-ве. Вскоре скончались родители преподобного (в волоколамской редакции говорится о смерти отца З. и о том, что мать его по совету сына приняла монашество). Раздав имущество бедным, З. вместе с прп. Германом отправился на Соловки. Прибыв на Соловецкий о-в, иноки остановились невдалеке от того места, где сейчас находится мон-рь. Согласно Житию, З. имел видение: луч света осиял его, а на востоке он увидел в воздухе прекрасную церковь. Прп. Герман напомнил З. о словах ангелов, изгнавших с острова семью карел, что это место предназначено для пребывания иноков.

В 1-ю же зиму З. остался на острове один, т. к. прп. Герман отправился на материк, чтобы приобрести необходимое для устроения мон-ря, и не сумел из-за сильных ветров вернуться. Тогда отшельнику пришлось претерпеть многочисленные жестокие нападения нечистых духов, старавшихся изгнать его с острова. Святой побеждал их молитвой. Нек-рое время спустя З. обнаружил недостаток съестных запасов и был этим весьма смущен, но, как и прежде, положился на помощь Божию. В скором времени к нему пришли 2 мужа, к-рые привезли с собой санки, полные хлеба, муки и масла. Они сказали, что идут в море на промысел, и попросили, чтобы святой оставил снедь у себя и использовал, если будет нужда. З. долгое время хранил припасы, но не дождался возвращения этих людей и понял, что помощь была послана ему от Бога.

Весной на остров вернулся прп. Герман, вместе с ним приплыл Марк (см. Макарий, прп., Соловецкий), искусный рыболов, постепенно прибывали др. подвижники. Вместе они построили кельи, срубили небольшую церковь и пристроили к ней трапезную. После этого З. послал одного из братии в Новгород к архиеп. св. Ионе (1459-1470) с просьбой благословить освящение церкви и прислать им игумена. Святитель выполнил их просьбу: дал им антиминс и прислал игум. Павла, к-рый освятил ц. в честь Преображения Господня. Согласно волоколамской редакции Жития З., в то время братия состояла из 22 чел. Жители Беломорья и слуги новгородцев («болярстии людие и приказници раби»), узнав о создании мон-ря, стали приходить на остров, чтобы изгнать иноков из владений новгородских бояр. Приходили сюда и карелы-рыболовы, считавшие Соловки своей вотчиной. Не вынеся тягот такой жизни, игум. Павел вернулся в Новгород. На его место был прислан игум. Феодосий, но и он недолго пробыл на острове и возвратился на материк. Тогда было решено избрать игумена из числа соловецких насельников. Выбор братии пал на основателя мон-ря, к-рый вопреки своему желанию вынужден был отправиться в Новгород для принятия священнической хиротонии и для поставления в игумены. Согласно Житию, поставление З. совершил архиеп. Иона («Летописец соловецкий» нач. XVIII в. приводит дату поставления - 1452 г., что является анахронизмом). В Новгороде святой получил значительные пожертвования для мон-ря от архиепископа и бояр, многие из к-рых обещали обители покровительство. Когда после возвращения в мон-рь З. служил литургию, лицо его просветилось и церковь наполнилась благоуханием. По окончании литургии произошло чудо с просфорой, к-рой игумен благословил приезжих купцов. По пути из церкви к своей ладье они выронили просфору. Когда же З. послал одного из братии пригласить купцов на обед, тот увидел, что пес, бежавший впереди него, наскакивает на какой-то предмет, от к-рого исходит пламя и отгоняет пса. Когда инок подошел ближе, то обнаружил просфору со службы игумена. Как рассказывается в Житии, братия в мон-ре умножалась, и уже не хватало места ни в церкви, ни в трапезной. Тогда по повелению З. были построены новая соборная ц. Преображения Господня и новая трапезная с ц. Успения Пресв. Богородицы. По-видимому, тогда же была построена и ц. во имя свт. Николая Чудотворца, хотя упоминание об этом в Житии отсутствует. В грамотах 60-х гг. XV в. Соловецкий мон-рь нередко именуется «обителью святого Спаса и святого Николы» (см.: Чаев. 1929. № 27, 28, 46. С. 142-143, 151).

Через неск. лет настоятельства З. получил послание от игумена и братии Кириллова Белозерского мон-ря, в к-ром содержался совет перенести в Соловецкий мон-рь мощи С. Отправившись на Выг, З. обрел на р. Сороке нетленные мощи С. и, вернувшись с ними в мон-рь, совершил их погребение за алтарем Успенской ц., поставив там надгробную часовню с иконами Спасителя и Пресв. Богородицы и образом С., к-рый привезли из Новгорода купец Иван и его брат Федор. Перенесение мощей сопровождалось мн. исцелениями. Дата перенесения мощей С. в Житии не указана. В «Летописце соловецком» нач. XVIII в. это событие отнесено к 1471 г., в варианте «Летописца...», созданном архим. Досифеем (Немчиновым),- к 1465 г. («по 30 летах преставления его»; см.: Досифей [Немчинов], архим. Летописец соловецкий на четыре столетия, от основания мон-ря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1847 г. М., 18474. С. 15). Как сообщается в житии, З. каждую ночь приходил в надгробную часовню С., молился Богу, Пресв. Богородице и С., прося святого быть наставником ему и молитвенником за братию.

Вскоре игумену пришлось во 2-й раз совершить путешествие в Новгород, чтобы просить защиты у архиепископа от слуг новгородских бояр, к-рые продолжали притеснять монахов, надеясь изгнать их с острова. Архиеп. Иона и знатные новгородцы, к к-рым обращался З., обещали ему покровительство. На новгородском вече, созванном архиеп. Ионой, было решено пожаловать «обитель святого Спаса и святого Николы» всеми островами Соловецкого архипелага. Согласно Житию, З. вручили жалованную грамоту Новгорода с 8 печатями: архиепископа, посадника, тысяцкого и 5 концов города. Отныне ни бояре новгородские, ни карел. жители не могли заявлять свои права на Соловецкие о-ва, а всякий приходящий туда на охоту или на рыбную ловлю должен был отдавать в мон-рь десятую часть добычи. Жалованная грамота Новгорода Соловецкому мон-рю на владение Соловецкими о-вами сохранилась (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 174. Оп. 1. № 8; фотовоспроизведение грамоты и печатей: Чаев. 1929. С. 151-153. № 46. Табл. 3, 4; публикация: ГВНиП. № 96). На основании упоминания в грамоте степенного посадника Ивана Лукинича и тысяцкого Трифона Юрьевича В. Л. Янин датирует ее мартом-нач. авг. 1468 г., когда названные лица одновременно занимали свои должности (Янин. 1991. С. 252-253). Существенным расхождением между Житием и документом является то, что в грамоте игуменом Соловецкого мон-ря назван не З., а Иона («се биша челом игумен Ивоня», «пожаловаша игумена Ивоню», причем во 2-м случае имя игумена было впосл. подчищено и неискусно исправлено на «Изосму» («пожаловаша игумена Изосму»)). Следует отметить, что З. не упоминается ни в одной из сохранившихся соловецких грамот 60-70-х гг. XV в. (не считая подделки, выполненной в XVII в.- ГВНиП. № 219; см.: Янин. 1991. С. 357-358), в монастырских актах этого времени фигурирует игум. Иона (см.: Чаев. 1929. С. 138-144. № 18-20, 22, 24, 25, 27, 28, 30; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 60-65). Высказывалось мнение, что жалованная грамота на владение Соловецкими о-вами была «исходайствована бывшим игуменом Ионою, жившим в Новгороде», к-рый (как и 2 его предшественника - Павел и Феодосий) недолго управлял мон-рем и, вернувшись в Новгород, отстаивал там имущественные интересы обители (История. 1899. С. 17-1Cool. Др. т. зр. высказал В. Л. Янин, отрицающий факт игуменства З. в Соловецком мон-ре и считающий, что это «тенденциозный факт агиографии, но не истории» (Янин. 1991. С. 358). По-видимому, в Житии нашли отражение не все исторические факты. Возможно, ряд событий, в частности настоятельство Ионы в 60?х гг. XV в., был обобщен в Житии и приписан З. Основатель и устроитель мон-ря, пользовавшийся безусловным авторитетом, мог и не иметь сан игумена (ср. раннюю историю Троице-Сергиева мон-ря), присвоенного ему монастырским преданием уже на раннем этапе.

С пребыванием З. в Новгороде связано приведенное в Житии предание о его посещениях боярыни Марфы (вдовы посадника И. А. Борецкого). Святой пришел к ней с жалобами на ее слуг, притеснявших Соловецкий мон-рь. Марфа велела прогнать инока. Уходя, игумен пророчески предсказал буд. запустение дома Марфы. Видя, каким почтением окружен З. в Новгороде, боярыня раскаялась и позвала святого на пир. Оказавшись за столом с почетными гостями, З. увидел страшное зрелище: шестеро знатных мужей, сидевших за столом, были без голов. Прошло неск. лет, и видение З. сбылось: в 1471 г. войска вел. кн. Иоанна III Васильевича разбили новгородцев на Шелони, после чего вел. князь повелел отсечь головы 4 старшим боярам и неск. «их товарищом» (ПСРЛ. Т. 6. С. 193; Т. 24. С. 191). Среди казненных был и сын Марфы посадник Дмитрий Исакович. В февр. 1479 г. Марфа вместе с домочадцами была выслана в Москву, оттуда в Н. Новгород, владения же ее перешли вел. князю (Там же. Т. 6. С. 220; Т. 20. С. 334). Это предание впосл. перешло из Жития З. в офиц. летописание - в Лицевой летописный свод (ПСРЛ. Т. 12. С. 137-138) и в «Книгу степенную царского родословия» (Там же. Т. 21. 2-я пол. С. 540).

О последних годах жизни З. в Житии рассказывается, что святой пребывал в неустанных молитвенных подвигах; он сделал себе гроб, поставил его в сенях своей кельи и каждую ночь плакал над гробом о своей душе. Перед кончиной преподобный призвал к себе братию, завещал им любить друг друга и обещал, что духом будет неотступно пребывать с ними. На игуменство он благословил инока Арсения, заповедав ему хранить церковный устав и монастырские обычаи. Дата кончины З. приведена в Житии. Святой был погребен за алтарем ц. Преображения Господня, в могиле, к-рую он выкопал при жизни.

Герман
(† 1479 или 22.03.1484, Вел. Новгород), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), один из основателей Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, наряду с преподобными Зосимой и Савватием. Основными источниками сведений о Г. являются Житие преподобных Зосимы и Савватия, наиболее ранняя редакция к-рого составлена в нач. XVI в. Спиридоном, и Житие Г., написанное между 1612 (или 1615) и 1618 гг. (списки XVII в.: ИРЛИ. Карельское собр. № 7, 30-е гг.; РНБ. Солов. № 968, 1657 г.; № 194, 1663 г.; № 183, XVII в.; Соф. № 452, кон. XVII в., и др.). Кроме того, сведения о святом содержатся в «Соловецком летописце» (списки кон. XVI-XIX вв.) и в рукописных повестях о Соловецком мон-ре (XVII-XVIII вв.). По Житию преподобных Зосимы и Савватия, Г. был «родом корелских людей», «от простых человек» (Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия. С. 229, 280); позднее монастырское предание, отразившееся в «Соловецком патерике» (СПб., 1873. С. 34), сообщает, что святой был уроженцем сел. Ст. Тотьма или г. Тотьма (в Вологодской земле).

Будучи воспитан благочестивыми родителями, святой с детских лет стремился посвятить свою жизнь Богу. Поскольку Г. жил на Карельском берегу Белого м., он бывал с рыбаками-поморами на Соловецких о-вах. Местом подвигов святого было с. Сороки (ныне г. Беломорск) в устье р. Выг, где он жил возле часовни. Там он повстречался с прп. Савватием, мон. Спасо-Преображенского Валаамского муж. мон-ря. Подвижники решили переселиться для иноческих подвигов на Соловецкий о-в. Достигнув его на 3-й день плавания, они водрузили на месте высадки - в сев. части острова, у губы Сосновой,- крест, затем поставили 2 кельи. Согласно «Соловецкому летописцу» (старший список - РНБ. Солов. № 245/245, 2-я пол. XVI в.), это произошло в 1429 г. («в лета 6937 из Валамского монастыря прииде на Соловецкий остров преподобный Савватий и с ним авва Герман из Сумы [совр. Сумский Посад, недалеко от Беломорска.- Авт.], и поживе Савватий з Германом вобше 6 лет» - Л. 326 об.). Эта датировка является наиболее распространенной в историографии и, по-видимому, наиболее надежной, несмотря на то что ее подвергали сомнению нек-рые исследователи (Лихачёв Д. С. Соловки в истории рус. культуры // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 12-13; ср.: Дмитриева. О раннем периоде. С. 93-94). По составленному в 1617/18 г. «Написанию о Соловецкой обители», к-рое содержит оригинальные хронологические выкладки, преподобные Г. и Савватий прожили «пустынным житием» 15 лет (Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166), т. е. поселились на Соловках ок. 1420 г. (прп. Савватий скончался 27 сент. 1434 или 1435). Однако сведения этого позднего источника противоречат ранней редакции Жития прп. Савватия, к-рая дает основание считать временем поселения прп. Савватия в Валаамском мон-ре 1426 г. (дата помещена в начале Жития, где повествуется о переселении святого из Кирилловой Белозерской обители на Валаам), следов., переход на Соловки совершился позднее. Косвенно эта дата подтверждается свидетельством свт. Геннадия, архиеп. Новгородского, о своем духовном ученичестве у прп. Савватия в бытность последнего в Валаамском мон-ре.
Преподобные Г. и Савватий жили на Соловках в непрестанной молитве и трудах («землю копающе мотыками и тем питахуся» - Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия. С. 230). С первыми годами пребывания здесь святых связано предание о Секирной горе - одной из самых высоких точек Соловецкого о-ва. В воскресный день прп. Савватий услышал доносившийся с вершины горы плач и послал Г. узнать, что случилось. Г. увидел жену рыбака, к-рая со слезами рассказала, что ей явились 2 светлых юноши, к-рые высекли ее, повелевая покинуть остров, потому что он предназначен Богом для иноческого жития. В память о знамении гора была названа Секирной. В 1433 или 1434 г. Г. отправился на р. Онегу за припасами и был вынужден там перезимовать. На следующее лето он не смог вернуться на остров из-за болезни. Тем временем прп. Савватий, почувствовав приближение кончины, покинул скит и уехал на материк к устью р. Выг, чтобы причаститься Св. Христовых Таин, и вскоре там скончался. (Нек-рые редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия дают основание относить отъезд Г. и прп. Савватия с острова к одному году.)

Через год Г. вернулся на остров вместе с молодым отшельником прп. Зосимой, также стремившимся к пустынножительству. Они поселились в 2,5 верстах к северу от того места, где впосл. был основан мон-рь (следы от их келий сохранились). После бывшего прп. Зосиме видения, к-рое Г. истолковал как Божие изволение об устройстве обители, подвижники заложили ее между Святым оз. и морской гаванью. Как и при прп. Савватии, святые занимались земледелием, но урожая не хватало для пропитания. Через нек-рое время Г. ушел на материк «кь христолюбивым людям потреб ради, еже на съзидание обители» (Там же. С. 238). Он вернулся только весной 1436 или 1437 г. с рыбаком Марком, принявшим вскоре постриг в обители с именем Макарий. Когда собралось неск. иноков, они возвели небольшую ц. в честь Преображения Господня и «трапезку малу», церковь вскоре освятил игум. Павел, присланный Новгородским архиеп. Ионой. После основания мон-ря Г. прожил на Соловецком о-ве более 40 лет. Во 2-й пол. 60-х гг. XV в. он сопровождал прп. Зосиму в Вел. Новгород, куда тот направился для решения монастырских дел, связанных с боярским землевладением на Соловках. 17 апр. 1478 г. прп. Зосима скончался и был погребен Г. и учениками за алтарем монастырской Преображенской ц. В «Слове о сътворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» (нач. XVI в.) мон. Досифей (впосл. игумен мон-ря) пишет, что после кончины прп. Зосимы он «пребых у его спутника у старца Германа в келии»; Г. рассказал ему «вся, яже о преподобнемь [Зосиме] бывшее житие и отчасти чюдес». Досифей первым записал известия о жизни и чудотворениях преподобных Савватия и Зосимы, поскольку Г. был «некнижен».

Сведения о кончине и погребении Г. в источниках различаются. Согласно Житию Г., через нек-рое время после смерти прп. Зосимы он был направлен игум. Арсением (1478-1479) по монастырским делам в Вел. Новгород и скончался в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре. Дата смерти в Житии не указана. «Написание о Соловецкой обители», к-рое в отличие от житийной традиции приводит точные, но не вполне достоверные даты, Г. преставился в Новгороде 22 марта 1484 г. (Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166; 1484 год как дата кончины Г. указан также в «Соловецком летописце» по спискам XVIII в.). Если последняя дата верна, то, возможно, поездка Г. была связана с тем, что новоизбранный в Москве Новгородский архиеп. Сергий (1483-1484) резко увеличил подати с новгородского духовенства (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 63). Вероятно, Г. ездил хлопотать об уменьшении налогов с мон-ря. Согласно Житию, Г. был первоначально похоронен в дер. Хавроньиной, на р. Свири, т. к. из-за весенней распутицы ученики, к-рые везли останки святого в Соловецкий мон-рь, не смогли их туда доставить. http://www.sedmitza.ru/text/762382.html

Почитание Зосимы и Савватия.

Почитание С. началось сразу после его кончины. Первоначально оно было связано с местом погребения святого у устья Выга (в Житии С. сообщается о «многих знамениях», «иже творяхуся при гробе его»), а также с новгородом, где получили распространение рассказы купца Ивана, похоронившего С., и брата его Федора о чудесной помощи святого на море (Минеева. Т. 2. С. 32; Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия. 1991. С. 248-250). Иван и Федор повелели написать икону С. и привезли ее в Соловецкий мон-рь. В обители почитание С. установилось после перенесения его мощей. Почитание З. началось вскоре после его преставления. Согласно Житию, на 9-й день после погребения святой явился иноку Даниилу и сообщил, что избежал бесовских мытарств и что Бог причислил его к лику святых. Через 3 года после кончины З. его ученики воздвигли над могилой часовню и, приходя по ночам, до утрени молились своему духовному отцу.

Особенно широко распространилось почитание З. и С. среди жителей Поморья. К помощи преподобных прибегали во время бедствий на море, к их гробницам привозили больных, одержимых нечистыми духами, иконы З. и С. появились в домах поморов задолго до того, как их стали писать в Соловецком мон-ре. Об этом повествуется в рассказах о чудесах святых, включенных в их Жития. В первых 10 повествованиях, записанных учеником З. Досифеем в 1503-1510 гг., сообщается о чудесах преимущественно З. (только в 2 рассказах: «О видении столпа огненаго» и «О погибшем сокровище»,- описано явление обоих Соловецких преподобных). Указанные 10 рассказов повествуют о чудесах, происходивших прежде всего с соловецкими монахами. В завершение каждого повествования Досифей напоминает, что З. по своему обещанию духом пребывает с соловецкой братией, о чем свидетельствуют описываемые чудотворения. В последующих 16 повествованиях, созданных игум. Вассианом, география чудотворений расширяется, они совершаются на белом м., в дер. Шуя-Река (ныне с. Шуерецкое Беломорского р-на, Карелия) и т. д., но по-прежнему главным чудотворцем в них выступает З. До 30-х гг. XVI в. почитание З. среди поморов было более распространено, нежели почитание С. поморы помнили З. и сохраняли к нему глубокое почтение. О большей укорененности в Соловецком мон-ре памяти З. в сравнении с памятью С. говорит и то, что в нач. XVI в. был составлен молебный канон З. (сложенный по образцу «Канона единому преподобному» из Общей Минеи), к-рый читали иноки и миряне (см., напр., «Чудо... о Онисимове жене»). По-видимому, в нач. XVI в. была составлена служба З. («шестеричная»). Самый ранний сохранившийся список, датируемый 1518-1524 гг., принадлежал Гурию (Тушину) (РНБ. Соф. № 1451. Л. 132-141 об.). В 20-х гг. XVI в. была составлена «шестеричная» служба С. (Там же. № 420. Л. 58-64), при этом З. уже служили полиелейную службу (Там же. Л. 337-345).

Т. о., в первые десятилетия XVI в. одновременно с преимущественным почитанием З. существовала и тенденция к установлению общей памяти Соловецких святых. Последняя тенденция возобладала в 30-х гг. XVI в. Именно тогда при создании новых редакций Житий З. и С. (редакций ВМЧ и волоколамской) в рассказах о чудесах, записанных игум. Вассианом, была проведена правка и к имени З. было добавлено имя С. В 30-х гг. XVI в. почитание З. и С. широко распространилось в Новгороде, в одном новгородских церковных Уставов сер. XVI в. З. и С. называются «новгородскими великими новыми чудотворцами» (БАН. Колоб. № 318. Л. 7 об., 29, 173 об.). Произошло это, по-видимому, вскоре после пожара 1538 г., полностью уничтожившего Соловецкий мон-рь. Восстановлению обители и прославлению З. и С. в немалой степени способствовали соловецкий игум. Алексий (Юренев) и архиеп. Новгородский св. Макарий. во вкладной записи в книге Никона Черногорца, вложенной в 1542 г. в Соловецкий мон-рь, свт. Макарий называет З. и С. «святыми великими чюдотворцами» (РНБ. Солов. № 594/613. Л. 1). Ок. 1540 г. по благословению свт. Макария была составлена общая служба соловецким чудотворцам под 17 апр., служившаяся с полиелеем или со всенощным бдением. В нее вошли стихиры и каноны из уже существовавших отдельных служб З. и С. (на 17 апр. и 27 сент.), к-рые были дополнены стихирами на литии (каноны З. и С. в ней надписаны именем «Спиридона, митрополита Киевского», но данная атрибуция является недостоверной). 6 июля 1540 г., согласно Новгородской III летописи (XVII в.), было начато строительство придела «святых и преподобных отец Зосимы и Саватия, Соловецких чюдотворцев» в Андреевской ц. на Щитной ул. в Новгороде (ПСРЛ. Т. 3. С. 249). В нач. 40-х гг. XVI в. для Соловецкого мон-ря в Новгороде была написана большая житийная икона З. и С. с 55 клеймами (Овчинникова. 1980; Хотеенкова. 2002), ее поместили в местном ряду иконостаса монастырского Спасо-Преображенского собора.

После вступления свт. Макария на митрополичью кафедру (1542) почитание соловецких чудотворцев распространилось и в столице, прежде всего при дворе вел. князя. В 1543 г. вел. кн. Иоанн IV Васильевич прислал в Соловецкий мон-рь «два покрова атласа лазорева» на раки чудотворцев (Мальцев. 2001). В это время в обители были обновлены надгробные деревянные часовни З. и С., пострадавшие от пожара. Часовня З. была выстроена на новом месте - за алтарем Успенской ц., рядом с часовней С., поскольку в мон-ре готовились к перенесению мощей З. Специально к этому событию в Москве игум. св. Филиппом были заказаны 2 большие житийные иконы З. и С., предназначенные для помещения их в киотах у гробниц чудотворцев (Маясова. 1970; Хотеенкова. 2002). Для рак З. и С. в 1545 г. были изготовлены новые позолоченные надгробные иконы «осми пядей» с серебряными венцами, украшенные цатами и гривнами (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. 2003. С. 44). 2 сент. 1545 г. состоялось перенесение мощей З. в новую часовню (эта дата указана в 8 рукописях XVI в., в частности в таких авторитетных источниках, как Псалтирь следованная Ионы (Шамина), уставщика Соловецкого мон-ря и духовного отца игум. Филиппа - РНБ. Солов. № 713/821; Псалтирь следованная благовещенского протопопа Сильвестра, служившего тогда в Новгороде - Там же. № 761/871; Псалтирь следованная из Соловецкого мон-ря - Там же. № 764/874). Вологодско-Пермская летопись датирует это событие 3 сент. 1545 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 173), эта же дата указана в 2 рукописных Уставах сер. XVI в. (БАН. Арханг. С-204; РНБ. Тит. № 897) и в «Минее новым чудотворцам» кон. XVI в. (РНБ. Соф. № 421). В память о перенесении мощей З. в 1545 г. Новгородский архиеп. Феодосий установил празднование под 2 сент. Свидетельство об этом сохранилось в новгородских богослужебных книгах сер. XVI в.: в Служебнике ц. Космы и Дамиана с Холопьей ул. (РНБ. Соф. № 656), в Уставе церковном (БАН. Колоб. № 318) и др.

Следующим этапом канонизации Соловецких преподобных стал Собор, прошедший 1-2 февр. 1547 г. в Москве. На нем было установлено общерус. празднование «новым чудотворцам» З. и С. под 17 апр. (ААЭ. 1836. Т. 1. № 213. С. 203-204). В это время в Соловецком мон-ре по инициативе игум. Филиппа были произведены разыскания святынь, связанных с памятью основателей мон-ря: найдены принадлежавшая С. икона Божией Матери «Одигитрия» (не сохр.) и его каменный молельный крест, ризы З. и принадлежавшая ему Псалтирь. Все эти находки стали предметами особого почитания. В 1548 г., при игум. Филиппе, были записаны 11 «новосотворенных чудес» З. и С. и Предисловие к ним. Вероятно, тогда же по просьбе игум. Филиппа и соловецкой братии Лев Аникита Филолог написал Похвальные слова З. и С. и составил новые редакции служб преподобным (старший список - РНБ. Кир.-Бел. № 35/1274, 1550 г.). После 1547 г. был создан общий канон З. и С. (с краегранесием: «Приими пение, Саватие, пустынный жителю, и Изосима, небесный гражданине»), созданный по образцу «Канона двум преподобным» из Общей Минеи и дополненный тропарями из более ранних отдельных канонов З. и С. Древнейший список читается в рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 35/1274 вместе со службами З. и С. в редакции Льва Филолога. После Собора 1547 г. большое распространение в рукописных Минеях и Трефологионах получила общая служба З. и С. с полиелеем или со всенощным бдением. По-видимому, в нач. 50-х гг. XVI в. прп. Максим Грек написал Предисловие к Житиям З. и С. (Максим Грек, прп. Предисловие к Житию чюдотворцов соловецких // Соч. Каз., 1862. Ч. 3. С. 263-269).

В 1550-1551 гг. по ходатайству игум. Филиппа Соловецкому мон-рю была передана ц. Св. Троицы на р. Сороке в устье Выга, рядом с к-рой находилось место первоначального погребения С.; службу в церкви стал совершать священноинок, присылавшийся из Соловецкого мон-ря (Вкладная книга Соловецкого мон-ря XVI в. Л. 7; Акты социально-экономической истории севера России кон. XV-XVI вв.: Акты Соловецкого мон-ря 1479-1571 гг. Л., 1988. С. 103. № 166). В 1558-1566 гг. в обители был возведен каменный Спасо-Преображенский собор, с сев. стороны к-рого был пристроен придел, посвященный соловецким чудотворцам (в документах XVI в. пристройка называлась «приделом Зосимы»). Освящение Спасо-Преображенского собора состоялось 6 авг. 1566 г. 8 авг. был освящен придел Соловецких чудотворцев, в него перенесли мощи святых, к-рые были помещены в деревянные резные позолоченные раки со скульптурными изображениями фигур З. и С. на крышках и с рельефными житийными клеймами на боковых стенках. В память об этом событии были составлены служба под 8 авг. и Похвальное слово на перенесение мощей З. и С. В том же году, как сообщается в «Летописце» кон. XVI в., «ездили к государю к Москве с мощми чюдотворцовыми и святыми водами» (Корецкий. 1981. С. 236). Игум. Филипп, будучи вызван в Москву для поставления на митрополичью кафедру, не принимал участия в освящении Преображенского собора и в перенесении мощей З. и С. Став главой Церкви, свт. Филипп построил на митрополичьем дворе в Кремле ц. во имя соловецких чудотворцев (1568).

В 1583-1585 гг., при игум. Иакове, для рак Соловецких чудотворцев были изготовлены лицевые покровы З. и С., вышитые в московском Новодевичьем в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ре. 2 др. покрова были вышиты в 90-х гг. того же столетия в мастерской царицы Ирины Годуновой; сохранился только один из них - с изображением З. В 1660 г. резные стенки рак З. и С. были закрыты позолоченными серебряными пластинами чеканного дела, изготовленными в Амстердаме из серебра, вложенного в Соловецкий мон-рь боярином Б. И. Морозовым. В 1662 г. в Соловецкий мон-рь поступил значительный вклад от именитых людей Строгановых: «два покрова шиты в лицах на чудотворцовы раки Зосимы и Савватия». Оба покрова были исполнены в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в мастерской А. И. Строгановой в 1660-1661 гг. (Лихачёва Л. Д. Строгановское шитье в собр. ГРМ // Искусство строгановских мастеров в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. С. 129, 130).

В 1694 г. в мон-ре случился пожар, во время к-рого пострадали гробницы З. и С. и сгорела древняя икона Соловецких чудотворцев, находившаяся «промеж раками на стене». Царь Петр I, побывавший на Соловках в том же году, сделал щедрый вклад на восстановление гробниц Соловецких преподобных и иконостаса Преображенского собора. В 1861 г., по завершении строительства в мон-ре Свято-Троицкого собора, мощи З. и С. были помещены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора.

Со времени основания Соловецкого мон-ря З. и С. чтились как покровители мореплавателей. Примечательно, что в Каноннике сер. XVI в., принадлежавшем Варлааму, игум. московского в честь Богоявления муж. мон-ря, З. и С. названы «святыми морскими чюдотворцами» (РНБ. Кир.-Бел. № 160/417). З. и С. также почитались как покровители пчеловодства, в народе их именовали «пчельниками». К помощи З. и С. прибегают в болезнях, имелось множество посвященных преподобным больничных храмов: в Троице-Сергиевом мон-ре, во Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Больничная ц. в Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. с приделом во имя З. и С. была построена на месте явления прп. Серафиму (тогда послушнику Прохору) Божией Матери, исцелившей святого. Для Зосимо-Савватиевского придела больничной церкви Прохор соорудил кипарисовый престол. В церковь З. и С. прп. Серафим приходил причащаться в последние годы жизни. В этой церкви в июле 1903 г., перед канонизацией прп. Серафима, на 2 недели был установлен гроб с его мощами.

Особое почитание З. и С. существовало в старообрядческом Выголексинском общежительстве, созданном в кон. XVII в. в Заонежье. Старообрядцы Выга считали себя преемниками соловецких иноков и вели отсчет истории Выговской пуст. со времени основания Соловецкого мон-ря. Один из приделов Богоявленской соборной часовни в Выговской пуст. был посвящен З. и С. Андрей и Семен Денисовы и 2 неизвестных выговских автора написали 8 Похвальных слов З. и С., в них подчеркивалась особая роль преподобных в духовном просвещении Поморья.

После закрытия Соловецкого мон-ря (1920) мощи З. и С. были спрятаны братией от поругания в Спасо-Преображенском соборе мон-ря, но сотрудники ОГПУ сумели обнаружить тайник. 22 сент. 1925 г. мощи преподобных были вскрыты и переданы в ист.-археологич. отд-ние музея Соловецкого об-ва краеведения (СОК), существовавшего при Соловецком лагере особого назначения (см.: Иванов А. Соловецкие мощи // Карело-Мурманский край. 1927. № 4. С. 7-9). В музее СОК раки с мощами святых были выставлены в надвратной Благовещенской ц. по обе стороны царских врат (см.: Бродский Ю. А. Соловки. Двадцать лет особого назначения. М., 2002. С. 295). 19 янв. 1940 г., после упразднения лагеря, мощи святых увезли в Центральный антирелиг. музей (ЦАМ) в Москву. После закрытия ЦАМ в 1946 г. св. мощи были переданы в Гос. музей истории религии и атеизма (ныне Гос. музей истории религии), располагавшийся в Казанском соборе Ленинграда.

В апр. 1989 г. мощи соловецких преподобных были предъявлены церковной комиссии во главе с Ленинградским и Новгородским митр. Алексием (Ридигером; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 16 июня 1990 г. состоялась торжественная передача Церкви св. мощей З., С. и Германа, к-рые были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры. 19-20 авг. 1992 г. св. мощи, сопровождаемые Патриархом Алексием II, были перевезены на Соловки и установлены в монастырском Спасо-Преображенском соборе, где 21 авг. было совершено богослужение, посвященное памяти перенесения мощей З. и С. в 1566 г. В кон. августа мощи 3 соловецких преподобных были перенесены в надвратную ц. Благовещения Пресв. Богородицы, освященную Патриархом Алексием II 22 авг. В память о возвращении мощей Соловецких чудотворцев в основанный ими мон-рь (2-е перенесение мощей) 3 апр. 1993 г. было установлено празднование, совпадающее с днем празднования 1-го перенесения мощей в 1566 г.,- 8 (21) авг. В наст. время мощи соловецких первоначальников вместе с мощами свт. Маркелла покоятся в монастырской ц. во имя свт. Филиппа (освящена 22 авг. 2001 Патриархом Алексием II), на лето их перемещают в Спасо-Преображенский собор.

Арх.: Вкладная книга Соловецкого мон-ря XVI в. // Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. № 125.

Ист.: Летописец Соловецкого мон-ря, в котором повествуется о начале построения его... по 1760 г. М., 1790; Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких и похвальные слова в память их // ПС. 1859. Ч. 2. С. 211-240, 347-368, 471-511; Ч. 3. С. 96-118, 197-216; Пономарёв А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 26-28; 1898. Вып. 4. Ч. 2. С. 65-70; Житие преподобных отец наших Савватия и Зосимы соловецких. М., 1907; Сказание о житии и подвигах прп. отец наших Савватия и Зосимы, соловецких чудотворцев. М., 19086; Житие, и подвиги, и отчасти чюдес преподобнаго отца нашего Зосимы // ВМЧ. Апр., дни 8-21. Стб. 502-595; Чаев Н. С. Северные грамоты XV в. // ЛЗАК. 1929. Вып. 35. С. 121-164. Табл. 3, 4; Корецкий В. И. Соловецкий летописец кон. XVI в. // Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 223-243; Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. / Отв. ред.: О. А. Князевская. М., 1986. 2 т.; Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы // КЦДР, XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. СПб., 1991. С. 220-282; Павлов С. Н. Об обретении мощей святых в Казанском соборе С.-Петербурга // Училище благочестия: Северодвинский правосл. вестн. 1994. № 1. С. 26-27; Житие и чудеса прп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев / Сост., подгот. текстов, пер. и коммент.: С. В. Минеева. Курган, 1995; Жития Зосимы и Савватия Соловецких / Пер. текста и коммент.: О. В. Панченко // Повести и сказания Др. Руси. СПб., 2001. С. 503-567, 1015-1038; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. 2 т.; Панченко О. В. Соловецкие повести о «видениях» 1668 г. // КЦДР: Соловецкий мон-рь. 2001. С. 465-472; Житие прп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецкой обители первоначальников. Соловки, 2001; Десятилетие перенесения св. мощей Соловецких чудотворцев из С.-Петербурга в Соловецкую обитель (авг. 1992 г.) // Православный церковный календарь за 2002 г. / Изд. Соловецкой обители. С. 161-164; Житие прп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Соловки, 2003; Описи Соловецкого мон-ря XVI в. / Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003; Житие Зосимы и Савватия Соловецких / Подгот. текста: Р. П. Дмитриева; пер. и коммент.: О. В. Панченко // БЛДР. 2005. Т. 13. С. 36-153, 756-773.

Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 42-60; СИСПРЦ. С. 99-100, 208-209; Ключевский. Древнерусские жития. С. 202-203, 459-460; Соловецкий патерик. СПб., 1873. М., 1991р. С. 18-33; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 13-32; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 484-492; История 1-кл. ставропигиального Соловецкого мон-ря. СПб., 1899. М., 2004р. С. 9-23; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 3-18; Кунцевич Г. З. Подлинный список о новых чудотворцах к Феодосию, архиеп. Новгорода и Пскова // ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 1. С. 252-257; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 186-190; Лихачёв Д. С. Соловки в истории рус. культуры // Архитектурно-художественные памятники Соловецких о-вов. М., 1980. С. 9-41; Дмитриева Р. П. «Слово о сотворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» Досифея // Русская и армянская средневек. лит-ры. Л., 1982. С. 123-136; она же. Значение Жития Зосимы и Савватия Соловецких как историко-культурного источника // Армянская и рус. средневек. лит-ры. Ереван, 1986. С. 215-228; она же. Житие Зосимы и Савватия Соловецких // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 264-267; она же. О раннем периоде истории Соловецкого мон-ря в Житиях Зосимы и Савватия и в списках Соловецкого летописца // ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 89-98; она же. О некоторых отличиях в передаче конкретных фактов в биографии Зосимы Соловецкого по разным редакциям его жития // In memoriam: Сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 247-252; она же. О чудесах святых, помогающих терпящим бедствие на Белом море: XV-XVII вв. // ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 645-656; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 245, 263, 357-358; Юхименко Е. М. Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой пуст. // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 351-354; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий и Соловецкая обитель // Макарьевские чт. 1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 27-30; он же. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение // Рус. художественная культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 5-22; Голубинский. Канонизация святых. 1998р. С. 83, 99-100; Клевцова Р. И. Почитание прп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких // Макарьевские чт. 1998. Вып. 6. С. 155-167; Вишневская И. И. Облачения XV-XVII вв. ризницы Соловецкого мон-ря из собр. музеев Моск. Кремля // ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 219; Мальцев Н. В. Раки Зосимы и Савватия в документах Соловецкого мон-ря XVI-XVIII вв. // Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 135-144; Минеева С. В. Ранние старообрядческие чудеса прп. Зосимы и Савватия Соловецких // ДРВМ. 2001. № 3(5). С. 55-61; Борисова Т. С. Псалтирь прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 17: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря / Отв. ред.: Л. А. Щенникова. С. 149-165; Ульяновськи В. И. Митрополит Ки?вський Спиридон. К., 2004. С. 297-333; он же. Митр. Киевский Спиридон: Явные и скрытые повествования о себе в сочинениях 1475-1503 гг. // ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 209-233; Мельник А. Г. Гробницы прп. Зосимы и Савватия Соловецких XV-XVI вв. // Соловецкое море: Ист.-лит. альм. Архангельск; М., 2005. Вып. 4. С. 49-54; Буров В. А. Путешествие каменного «келейного креста» прп. Савватия // Там же. 2006. Вып. 5. С. 66-70; Святые Новгородской земли. Новгород, 2006. Т. 1. С. 540-546, 579-612; Бобров А. Г. К вопросу о лит. наследии Досифея Соловецкого // Книжное наследие Соловецкого мон-ря. (в печати); Сергеев А. Г. «Лавсаик» Зосимы Соловецкого: Палеогр. очерк // Там же (в печати).

О. В. Панченко


Последний раз редактировалось: KudrIgor64 (Ср 27 Окт 2010, 18:48), всего редактировалось 8 раз(а)

#9: Два монаха-пчеловода и их наследие. Автор: KudrIgor64Населённый пункт: Санкт-Петербург СообщениеДобавлено: Пт 25 Дек 2009, 18:47
    —
Прочитав Народную пчелу И.Куланда хочу сказать, что произведение достойно положительной оценки. Но вызвало сомнения по поводу того, что советы давал о.Савватий Соловецкий.

Во-первых, даются советы по разведению пчёл в ульях, а из контекста высказывания Анастасии следует, что монахи занимались колодным пчеловодством.

Во-вторых. Между кончиной о.Савватия Соловецкого и выходом книги прошло 450 лет, а в книге советы даёт человек живший в 19-18 веке, на это указывает много фактов. В том числе и совет зайти в аптеку за марганцовкой с указанием её латинского названия (кали гипермарганикумъ) для помывки старых ульев (стр.68). Во времена жизни о.Савватия Соловецкого, когда до победы над монголо-татарским игом оставалось ещё более 50 лет, ни каких аптек не было. Ну и таких несоответствий, по времени жизни наших героев, можно найти много.

Хотя рекомендую прочитать Народную пчелу, расширяет кругозор.

#10:  Автор: Iree1 СообщениеДобавлено: Пт 25 Дек 2009, 21:12
    —
Я просмотрела первые 30 страниц, а дальше пока не успела.... Спасибо KudrIgor64 за отмеченные тобой "ошибки". Наверно кому выгодно постарались и здесь "исправить " свою ошибку.
В общем, книга конечно интересная. Возможно и полезная - это я узнаю только после прочтения его.

#11: Два монаха-пчеловода и их наследие. Автор: KudrIgor64Населённый пункт: Санкт-Петербург СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 2010, 16:44
    —
Появилась ещё небольшая информация о деяниях двух Соловецких монахов.

А.Ганичев в газете"Пасека России"№2 за 2008 год, в статье"У колыбели пчелы" писал(а):
... В дальнейшем сами обучали монахов и давали им рои для разведения в своих угодьях на севере Архангельского края. ... Пасека Соловецкого монастыря в одну тысячу пчелосемей давала ежегодно более трёх тысяч пудов мёда.
Начиная с XVII века, Архангельск был центром пчеловодства на Севере. ... Интенсивно занимались пчеловодством монахи церковных приходов и монастырей в границах Холмогорского и Приморского районов и имели монополии на производство мёда и воска, который им был необходим на оправление церковных обрядов.

Это ссылка для скачивания данного номера газеты на ПЧЕЛОВОД-ИНФО. Но сама статья про среднерусскую пчелу. По нашей теме я процитировал всё.
http://www.pchelovod.info/index.php?dlcategory=44

Из этой информации напрашиваются несколько выводов:
1.Центр обучения, можно сказать школа пчеловодства могла возникнуть только на основе высоких пчеловодных знаний.
2. А учитывая то, что это в Белом море у полярного круга, где суровые климатические условия не прощали пчеловоду ошибок - эти знания получены, видимо, в результате огромных человеческих усилий!
3. Пчеловодство процветало на Соловках в течении веков, значит была жизненная необходимость в мёде и продуктах пчеловодства, для этих очень холодных и голодных мест.
4. О более северной школе пчеловодства, чем соловецкая, публикаций не видел.

Хотя и информации из монастырских хранилищ, о пчеловодных деяниях двух монахов-пчеловодов, пока не встречал.

#12: Два монаха-пчеловода и их наследие. Автор: KudrIgor64Населённый пункт: Санкт-Петербург СообщениеДобавлено: Сб 11 Сен 2010, 12:13
    —
Здравия твоим мыслям Константин!

Буковский" в форуме " Колодное пчеловодство в Родовом поместье писал(а):
Здавия вашим мыслям помещики!
Цитата:

Только два человека на Земле за последние тысячи лет смогли немножко приблизиться к пониманию уникального живого механизма.(В.Мегре "Анастасия")
Сегодня очередной раз просмотрел заселенные колоды. И очередной раз вспомнилось это предложение. Что же смогли понять эти два монаха? На Соловках, в сложных климатических условиях, без помощи со стороны, без интернета и книг по пчеловодству. Причем понимали каждый по отдельности, так как друг с другом не встречались. Савватий(или Герман) пренес пчел в посохе из тростника. Заселил в колоду тоже скорее всего из тростника (сделать колоду два пожилых человека вряд ли могли) или может быть, заселили дупло где нибудь в лесу. Пчел они не беспокоили. В те времена пчелам предоставляли больше свободы чем сейчас. Так, что понял Савватий, а потом Зосим? Сегодня, осматривая летки заселенных колод( на предмет прополисования), пришел к выводу, что каждая пчелосемья индивидуальна. И что нельзя к разным семьям применять одинаковый подход. Применять же индивидуальный подход к каждой семье трудно. Проще предоставить им свободу. С уважением, Константин.

Буковский писал(а):
Савватий(или Герман) пренес пчел в посохе из тростника.

Константин Буковский, в оригинале этот миф дополняется словами:-"при поломничестве к православным святыням востока".Вот ссылки на источник http://www.patriarchia.ru/db/print/233835.html
http://www.arh-eparhia.ru/articles.php?id=1112
Поэтому и вошла в краткую биографию монахов на этом сайте. Неужели ты как пчеловод веришь в это? По моему мнению пчёлы были завезены монахами на Соловки, но с ближайшего побережья, с Архангельской области - 23км, с Кеми(Карелия) - 34км. Хотя не исключается вариант существования пчёл на островах до заселения их монахами. В момент прибытия монахов на острова там жили "два семейства карел, с поморья близ Кеми". А тростниковый посох и паломничество на восток выдуманы нечистоплотными служителями церкви, и иконописцы отразили это на иконах. Но в биографии монахов, составленной по летописям, поломничество с посохом и пчёлами не описано.
Как пчеловод ты и сам можешь представить, то в чём можно перевезти пчёл на лодке(карбасе). И посох в это представление не вписывается. Думаю надо удалить это предание из краткой биографии монахов, если оно даже у тебя, такого опытного пчеловода, не вызвало сомнения в его реалистичности.

Буковский писал(а):
Так, что понял Савватий, а потом Зосима?

Константин, если кратко отвечать на этот вопрос, то их пчеловодные знания были наиболее близки к тем секретам пчеловодства о которых поведала нам Анастасия.
С уважением. Игорь.


Последний раз редактировалось: KudrIgor64 (Сб 16 Окт 2010, 16:27), всего редактировалось 6 раз(а)

#13: Re: Два монаха-пчеловода и их наследие. Автор: СергийййНаселённый пункт: Москва +/- 2000 км. СообщениеДобавлено: Сб 11 Сен 2010, 13:41
    —
KudrIgor64 писал(а):
По преданию, он совершил паломничество к православным святыням Востока и во время этого путешествия в полом стебле тростника привез на Русь пчел.

Странно, зачем он их повез оттуда. Не мог в соседнем лесу рой поймать?
Сомнительные басни.

#14:  Автор: Светлана К.Населённый пункт: Долгопрудный МО/Ясногорский район Тульской области СообщениеДобавлено: Сб 11 Сен 2010, 14:45
    —
Цитата:
По моему мнению пчёлы были завезены монахами на Соловки, но с ближайшего побережья,

Сохранившиеся на Соловках мегалитические сооружения первых поселений датируются 1-3 веком нашей эры.

Говорят, Соловки были важным духовным центром и во времена языческой Руси (это логично - часто именно на таких местах создавались монастырские поселения и христианские храмы), может и пчелы и приемы пчеловодства там сохранились с очень давних пор.

#15:  Автор: БуковскийНаселённый пункт: РП "Светобережье" Кировская обл. СообщениеДобавлено: Сб 11 Сен 2010, 16:45
    —
Здравия твоим мыслям, Игорь!
Цитата:

И посох в это представление не вписывается. Думаю надо удалить это предание из краткой биографии монахов, если оно даже у тебя, такого опытного пчеловода, не вызвало сомнения в его реалистичности.
Спасибо за комплимент. До опытного пчеловода мне еще далеко. Про посох это я так, к слову. Вопрос, как появились пчелы на Соловках? Те ли монахи это Зосим и Савватий, которых упоминает Анастасия? Меня озадачивает меньше всего. Главное в чем монахи смогли немножко приблизиться к пониманию уникального живого механизма - пчелосемья? Просто чем дольше я наблюдаю за своими заселенными колодами, тем чаще почему то возникает в голове этот вопрос.
Цитата:

Константин, если кратко отвечать на этот вопрос, то их пчеловодные знания были наиболее близки к тем секретам пчеловодства о которых поведала нам Анастасия.
Я почему то думаю, что знания и понимание, это слова имеющие разный смысл. Современный люди много знают(владеют большим количеством информации), но понимают ли то, что знают. Параметры гнезда, которые дала Анастасия, я еще могу объяснить на основе имеющихся у меня знаний. А вот с пониманием пчел как уникального живого механизма сложнее. Информации по пчелам много и у меня в том числе, а вот понимания(судя по книге) ни у кого. С уважением, Константин.



forum.anastasia.ru -> Животный мир


output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4

На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.  Раскрыть всю тему
Страница 1 из 7

Powered by phpBB © 2001,2002 phpBB Group