sewersk писал(а): |
так как к нашему времени многие народы перемешались между собой, влились в состав другого, то и употребляют термин национальность. так в этносе русов перемешались и другие народы (поволжья и т.д.), то отсюда, чисто умозрительно, национальностью может быть как рус, так и русский. |
sewersk писал(а): |
так же, как пример, восточные (донбасс и т.д.) и западные (галичане, волынь и т.д.) украинцы.
это два разных народа, две разных национальности. |
Цитата: |
Смысл слова народ нынче несколько искажен. Сейчас он имеет больше смысл нации (многонациональный российский народ). |
Цитата: |
Народ — термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство).
Позже, как признак стали использовать ряд вторичных признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д. |
Цитата: |
Академическая наука отрицает такое понятие как «этнонация», и признает нацией только политическое объединение граждан на основании общего гражданства. |
Цитата: |
Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности[1] людей,
отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. |
Цитата: |
То есть смешавшиеся народы России образуют новую национальность "русский"? |
Цитата: |
На мой взгляд - несколько поверхностное видение.
Во-первых, восточные и западные украинцы (русские) имеют общий ведрусский (индоевропейский) корень, Во-вторых, общий восточнославянский корень. Отличия между ними незначительные, чтобы их вообще учитывать. |
sewersk писал(а): |
да. так как, люди из вологды, архангельска, чувашии, сибири могут не иметь кровного родства, но объединять их будет общая культура, язык и т.д. и в паспорте (раньше) у них у всех стояла национальность русский. и в то же время кто то из них принадлежал к родам русов, кто то к родам карелов, кто то к родам чуваш, кто то к родам якутов. и в то же время, в стране у кого то была национальность якут, и в паспорте стояло якут, и принадлежал к (на)роду якутов. и в то же время, какая бы в паспорте у кого не стояла национальность, все принадлежали к нации русский (Русь), ну по другому россиянин (страна Россия). |
sewersk писал(а): |
англичане, французы, немцы, поляки, русские имеют общие ведруские корни.
предлагаешь сейчас же нам с ними объединится? |
sewersk писал(а): |
я проще скажу. галицию откололи от Руси 1000 лет назад. тогда не было русских, малоросов (украинцев), а были вятичи, кривичи, хорваты черные и т.д. национальности стали появляться только лет 200 назад. все эти 1000 лет галиция была под литвой, поляками, венграми, австрийцами. религия - униатство. вошла в состав ссср в 1940 году. восточная украина вошла вновь в состав россии былее 500 лет назад. религия - православие. и ты хочешь сказать, что национальность у западных и восточных украинцев одна и та же? у них разные предки, у галичан - хорваты, у восточных украинцев другие. у них общей истории на протяжении 1000 лет с гулькин нос, лет 50, при советской власти. окстись. |
Цитата: |
Значение прост. сов. в. стырить, тырнуть - брать, хватать, красть, присваивать |
Цитата: |
ярь - то же, что ярость |
Цитата: |
bespantovyi » 28 янв 2011, 10:00
тырь - противопостановление - рыть (конечно тупо, нагло, но складно...) т.е. тырь - это поверхность в высоту, видимое что-ли, навершие - ш.тырь, пус.тырь, бога.тырь, монас.тырь и т.д. ... с.тырить взять из под носа, с виду (???) |
Цитата: |
Д. И. Иловайский. Начало Руси "Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю" ( по изданию 1890 г.).
глава Личные имена. Известия арабов А первая половина имени Тур получила в славянском языке весьма разнообразное приложение. Напомним только Буй-тура Всеволода из Слова о Полку Игореве. Древнейшая его форма была Тыр или Тырь. ... Упомянутая форма Тыр также есть здесь в имени Стыр или Стир. Припомним точно такие же имена славянских героев: Тыр у Козьмы Пражского, Стир у Далимила и Ставра наших былин. Тут же в договоре Игоря есть и дальнейший вариант этого имени: Истыр или Истр (Прошу покорнейше обратить внимание на эти последние слова, особенно на форму Тыр. Она дает нам ключ к уразумению названий рек Истра и Тыра или Тора. Корень у обоих тот же, и это еще очевиднее, если обратить внимание на то, что греческое слово Tyras в латинской передаче является Dana-ister или Dana-ster наш Днестр. Напомним также наши реки Стырь на Волыни и Истру Московской губернии и древнеславянского бога - Стыря или Стрибога. Как Истр был имя и реки и лица, так точно и Дунай. Боярин Дунай встречается на Волыни в XIII веке.). ... Дир, это, говорят нам, скандинавское Тир, женское Дирва. К чему скандинавское Тир, когда у нас есть свой Тыр или Тырь, о котором мы уже говорили? Замечательно, что это имя, так же, как имя Оскольда, связано с названиями южно-русских рек: Тыр (то есть Днестр), Стыр, Тор, Терек (уменьшит. от Тыр) и т. д. Вообще в мире языческом удивительным образом переплетаются между собою имена мифологические, географические, народные и личные. Так имя Тыр со своими видоизменениями (Тур, Туре, Тор, Тавр и пр.) получило весьма обширное приложение в целом индоевропейском мире. Между тем как слово Карл у Славян сохранилось в значении карлика и короля, Тыр удержало значение исполина; оно сохраняется в нашем слове богатырь (которое есть чисто славянское и нисколько не татарское). |
Цитата: |
roouh, Date:Август 12, 2010 08:30
В Слове о Полку Игореве "Буй-Тур Всеволодъ", употребляется в том же контексте, как если бы было использовано слово "богатырь". Логично предположить, что и в слове "богатырь" - тырь означает "быка" (тур), причём семантика этого корня связана с упрямостью, непоколебимостью, настырностью (ср. тюрьма, терем, тура, торить, пластырь, настырность, тормоз и т.п.). Первую часть слова "богатырь" - бога, я связал бы со словом бугай, которое означает некладенного быка, т.е. не кастрированного, а также крупного и сильного мужчину. Таким образом "богатырь" - не просто бык, а упрямый и настырный, сильный и подчёркнуто мужественный ТУР. Богатырь = Бугай Тур ср. в индоевропейских языках - чеш. bohatýr, тдж. баҳодур, ирон. бæгъатыр; кавказских - авар. багьадур; тюркских - др.-тюрк. baɣatur, шор. paɣattyr, монг. bagatur, якут. боотур. |
Цитата: |
Упоминание ветров как "Стрибожьих внуков" подвинуло большинство мифологов начиная с 19го века считать Стрибога славянским богом ветра.
Лингвистическое обоснование к такой трактовке подвел М. Касторский [2]. Он ввел в оборот слово из языка моравских чехов "stri" переводя его как "воздух". С этими доводами согласилось большинство ученых, в их числе Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, С. Гедеонов. Д.К. Зеленин, производя Стрибога из праславянского глагола "стрити" (*sъtьri) — "уничтожать", считал его "уничтожающим, истребляющим богом", богом войны [3]. Погодин возводил имя Стрибог к древневерхненемецкому "strît" — "спор", также полагая Его богом войны [4]. И.В. Ягич сравнивает корень "stri" с литовским "styreti", "styru" - "быть жёстким, делаться жёстким". Иные исследователи, абстрагируясь от показаний "Слова о полку Игореве", видят в Стрибоге благое божество исходя из этимологий: "возвышенный бог" (от древнеиран. Stribaya), "сеющий бог" (от праслав. *ster, ср. простереть), "устроитель добра" (сближая со *strojiti) и др. [5][6]. Р. Якобсон обратил внимание на "соседство" Дажбога и Стрибога в летописном перечне Владимирского "пантеона" (и в "Слове Иоанна Златоуста"): "Рядом с Дажбогом "подателем богатств" Стрибог означал "ширителя, рассевателя богатств", и памятна связь первого с солнцем, а второго – с ветром" [7]. В.В. Иванов и В.Н. Топоров согласились с точкой зрения Якобсона. Даждьбог и Стрибог, по их мнению, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй разносит их [8]. Л.В. Соколова пишет: "Вероятно, следует признать не только грамматич., но и семантич., функциональную параллель двух пар слав. богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифол. оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под." [9]. ... В итоге Мы выяснили что функции Стрибога совпадают с таковыми у Касьяна: Стрибог покровительствует ветрам и воздушной стихии - Повелитель ветров Касьян (1). Стрибог связан с войной и смертью - Уничтожитель (2), Страж Иного мира (4), Покровитель мертвых (5) Касьян и т.д. Стрибог связан с эсхатологией - Разрушитель мира Касьян (6). Мы выяснили что функции и мифологический облик Касьяна совпадают с таковыми в славянской мифологии Ветра, у богов Ветра/Воздуха родственных традиций (индийский Ваю, иранский Вайю, скандинавский Хеймдалль, балтский Веяс). Таким образом вы вправе заключить что "народно-христианский" Касьян является прямым наследником древнерусского языческого Стрибога и его образ (как и различные индоевропейские параллели) может и должен быть использован для реконструкции образа Стрибога. Кратко суммируя все вышесказанное мы можем предложить следующую реконструкцию: 1) Стрибог повелевает ветрами. 2) Стрибог покровительствует войне и воинской касте. 3) Стрибог - бог смерти; своим уничтожающим взглядом он, по выражению «Слова», «веет душу из тела» и разрушает Вселенную в конце мирового цикла. 4) Стрибог - страж «Иного мира», не пускающий туда недостойных. 5) Стрибог покровительствует мертвым, в том числе "заложным" покойникам и всякой "нечисти". 6) Стрибог состоит в антагонистических отношениях с Даждьбогом, что проявляется в мифе о Солнечном затмении. |
Цитата: |
Стрибог (др.-рус. Стрибогъ) — в древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями — возможно бог ветров или связан с атмосферой.
... Российский лингвист О. Н. Трубачёв считает необоснованными попытки найти в слове Стрибог индоевропейский архаизм или иранизм. Он видит в первой части теонима праслав. *sterti «распространять, простирать» и считает, что под Стрибогом понималась некая одушевлённая сила природы (очевидно, ветер).[2] |
Цитата: |
Ярови́т, Геровит, искажённое Веровит или Иеровит[1] (лат. Gerovitus, Herovith) — бог войны у балтийских славян.
... Помимо этого, Яровит, по-видимому, был связан с плодородием. Яровиту был посвящён весенний праздник плодородия; в одном из источников приводится речь жреца Яровита, согласно которой Яровит властвует над зеленью и плодами земли. ... Как и другие слова с корнем яр (jar), имя бога связывают с представлениями о весеннем плодородии (ср. русское «яровой», «ярый», «весенний, посеянный весной», укр. ярь «весна»), хлебе (яровой хлеб, ярина — ячмень, овёс; ярь, ярица и др. обозначения хлебов), животных (бычок-яровик, ярка и т. п.); сравнимо также с русским «ярый» в значении «сердитый, горячий, огненный», укр. ярий, «весенний, молодой, полный сил, страстный», и те же значения слов с корнем яр у южных и западных славян. |
Цитата: |
Яри́ла (Яри́ло) — персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре
(преимущественно Верхнее Поволжье, южнорусские губернии). Имя Ярилы, как и другие слова с корнем яр-, связано с представлением о весеннем плодородии (ср. рус. яровой, ярый, укр. ярь «весна», схожие слова с тем же корнем у южных и западных славян)[1]. ... Ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога. ... П. Древлянский описывал образ Ярило, как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. ... В христианстве функции Ярилы переходят к святому Георгию (Юрию, Егорию Вешнему)[7]. ... Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством (его нередко, основываясь на сходстве имён, связывают с Яровитом балтийских славян)[10]. ... Неоднократные попытки объяснить происхождение имени Ярило производились ещё в XIX веке. Производя его от санскритского корня ar, греч. ερ — «действие возвышения, движения вверх», одни ученые находили соответствие между славянским Ярило и санскр. árvān — «конь» (в ведах: «быстрый, стремительный, бегущий» (эпитеты солнца)), сближая с греч. 'Έρως[11]; другие предпочитали санскр. ŗnōmi — «воздымаюсь», греч. αϊρω «поднимаю»[12]; третьи находили те же звуки в славянских словах «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., и видели в корне яр значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца». Отсюда божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке»[7]. Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило со словом ярый «белый»[13]. По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы «первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr «год» и т. д.[14] По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая[10]. |
Цитата: |
Дажьбо́г[1][2] (Дажбог[3], др.-рус. Дажьбогъ[4][5], церк.-слав. Даждьбог[4]) — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света.
Этимология теонима Даж(д)ьбог на первый взгляд вполне очевидна. По мнению М. Фасмера, это имя объясняется из древнерусского императива дажь «дай» и *bogъ «счастье, благосостояние» (ср. богатый, убогий), то есть Даж(д)ьбог — «дающий благосостояние»[4]. Согласно В. Ягичу, теоним образовался из словосочетания дажь боже «дай, бог!»... Поэтому Даждьбог — это deus dator, «высшее существо, одаряющее людей земными благами»[8]... После Дажьбога в списке упоминается Стрибог, что дало Р. О. Якобсону и В. Н. Топорову повод для спекуляций на тему двух близких божеств — «дающего» и «простирающего» блага. ... Б. А. Рыбаков считал, что культ Дажьбога, как «Солнце-царя» восходит к скифскому культу Колаксая, сына Таргитая, прародителя царских скифов, трактуя имя Колаксая через славянский корень коло (якобы «солнце») и иранский ксай («владыка, царь»). Таким образом, Даждьбог сочетал в себе две основных функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе — источником княжеской и царской власти. |
Цитата: |
Яр:
самый жар, огонь, пыл, разгар, в прямом и переносном значении; яровой хлеб, или яровое ср. однолетний, сеемый по весне и снимаемый по осени: пшеница, овёс, ячмень, просо, греча и пр.; высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег... |
Цитата: |
тырло - с.-х., диал. стойло, приют для скота на дальнем пастбище |
Цитата: |
Юлианский период был предложен Скалигером для целей истории и хронологии.
Поскольку историкам постоянно требуется работать с различными календарными системами и различными эпохами, Скалигер предложил хронологическую шкалу, к которой можно было бы приводить все исторические даты — юлианский период. Каждый год нумеровался тремя числами — индиктом (от 1 до 15), лунным циклом (от 1 до 19) и солнечным циклом (от 1 до 28 ) . На начало цикла 1 января 4713 до н. э. все числа были равны 1. Длительность цикла равняется 15*19*28, то есть 7980 годам, через это время цикл повторяется. Конец первого юлианского периода придётся на 23 января 3268 года по григорианскому календарю. |
Цитата: |
33 года — «возраст Христа» — возраст, в котором, по Библии, был распят Иисус Христос.
... Над православными храмами не более тридцати трёх куполов. ... В индуизме: Веды насчитывают 33 основных полубогов [Дэва (индуизм)]. ... 33 богатыря — в сказках Пушкина Руслан и Людмила и Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди. ... Число 33 встречается в русском языке во многих фразеологизмах — «33 удовольствия», «33 богатыря», «33 несчастья»… ... В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина «Жил старик со своею старухой. У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года»... |
Цитата: |
Позвоно́чный столб или Позвоно́чник (columna vertebralis) — основная часть осевого скелета человека.
Состоит из 33–34 позвонков, соединённых между собой хрящами, суставами и связками. ... Позвоночный столб выполняет функцию опоры, защиты спинного мозга и участвует в движениях туловища и головы. ... В дальнейшем происходит редукция большинства копчиковых позвонков. Таким образом, к моменту рождения плода позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков... |
Цитата: |
Точное число позвонков назвать нельзя, потому что у каждого человека это число разнится. Количество позвонков лавирует от 32 до 35.
... От позвоночника отходят нервные окончания ко всем органам человека, поэтому следует всегда держать его в форме. |
Цитата: |
Удово́льствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей.
Антонимом удовольствия являются страдание и боль. Понятие удовольствия в философии Эпикура отождествлено со счастьем. В дальнейшем такая позиция получила наименование гедонизм. Стоики, напротив, считали удовольствие страстью, вызывающей зависимость и привычку. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга тактильные ощущения, создающие положительный эмоциональный фон. |
Цитата: |
Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс,
представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. |
Цитата: |
В исламе чётки имеют 99 бусин — циклическое число, соответствующее Божественным именам.
Сотую бусину, соответствующую имени Бога, можно приобрести только в раю. |
Цитата: |
В 1631—1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского).
В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы. |
output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4