Уважаемый Святибор, спасибо за открытие темы! Вы уже испытывали такую печь? строили? насколько она экономична (каков расход дров,шишек)и как тепло держит(в часах), сколько нагревается? К этому чертежу еще бы состав скрепляющего материала(желательно старорусский) и рекомендации к материалу(какой кирпич,в каких именно пропорциях и где можно ставить разный кирпич) , а так же наилучшее место расположения печи и как именно делать фундамент... Это у меня как у неспеца вопросы,дилетантские,Вы уж не взыщите,но я одна собираюсь все осваивать и вопрос печки очень остро стоит (у меня две дочи 2 и 8 лет).
Заранее благодарна за ответ.
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Добрый день.
Последняя правда "неумытая" печка на фото внизу. Она чуточку другая чем на схеме, но принцип тот же.
Начнем с некоторых основных законов любой печки.
Русская печь вместе с трубой . а это минимум 250-300 шт. требует около 1000 шт кирпича. Красного. Цельного. Под штукатурку или изразцы можно и подешевле, но он корявый. Щелевой слопает жуткое колличество глины. Печка на фото облицовываться не будет. я её просто потом отмою от остатков глины и оставлю гладкий бок кирпича.
Кроме фундамента вся печь кладется на смесь глины с песком. Глина предварительно дня два замачивается "киснет". Удобей замачивать предварительно высушенную и разбитую глину. Большие сырые куски плохо разминаются в воде. Следующий этап Вы сама или всей семьей топчите ногами или ворошите тяпкой всю эту глиняную болтушку пока она не станет однородной и не будет лежать на мастерке горкой в палец толщиной (не больше и не меньше). Пропустите болтушку через металлическое сито с ячейкой в 3-5 мм. это избавит Вас от ненужных зазоров между кирпичами. Печная кладка отличается от стеновой тем, что зазор между кирпичами должен быть минимальным. в отличии от цемента. Глина используется т.к. её степень расширения одинакова с расширением кирпича (тажа глина только обожженая). Качество смеси можно проверить так: Намажте болтушку на СУХОЙ кирпичь, как масло на хлеб, слоем в карандаш и минут через 10-20 когда кирпичь высосет всю воду из глины проверьте, что стало с Вашей глиной - она должна быть тягучей как пластилин. Если сыпется - глина бедная , если липнет к пальцам -слишком жирная нужно разбавить песком. иначе швы могут лопнуть, ну а бедная - кирпичи развалятся.
Печь на чертеже и на рисунке в пол-кирпича она долго разогревается. зато потом день-два держит тепло. бока можно класть в четверть кирпича. Они оперативней, но менее экономичны.
На фундамент не поскупитесь от него будет зависить прочность и долговечность всей конструкции. как правило это бетон или цемент с разного рода наполнителями ( мне мужики например собрали с окрестных мест всю стеклотару которую никто не принимает и чисто и раз в пять дешевле щебенки ).
Очень удобно чтобы большая печь отапливала сразу две (как на фото) или три комнаты. Голланку в четверь лучше ставить в одну комнату.
И на последок запомните закон "двух рядов", тоесть над печной дверкой должно быть минимум два ряда кирпичей дабы она хорошо горела и для прохода холодного дыма по коленам у него (тобишь дыма) должен быть запас также на два ряда выше, но уже камеры сгорания. Ну а когда печь "Гудит" то горячий дым можно загнать даже в подпол.
Да и последний совет (вот уж эти остатки страны советов) сложите попервой летнюю печку на уличной кухне для варенья и пр. картошки - и полезно и практика и не страшено ошибиться.
Удачи Вам
Это ж просто абалдеть!
Как здорово, что кто-то делает и по сей день это великое Русское Чудо!!!
Святибор, у меня к вам вопрос.
А вы не знакомы с технологией изготовления цельно-лепной печи?
Я в детстве видел такой тип Русской печи, это просто удивительная конструкция!
Лишь в общих чертах по рассказам стариков знаю как такое делалось.
Ещё до постройки самой избы делался мощный фундамент, на который накладывался
слой глины для основания, затем в виде арки в эту основу густо втыкались согнутые в дуги веточки ветлы,
образуя полость будущей топки и начинали обмазываться глиной изнутри и снаружи.
Собственно вся печь как бы наполовину плелась и вылепливалась
из специальной привозной огнеупорной глины.
После, готовая печь как-то очень сложно отжигалась и превращалась в звенящий керамический монолит!
Их ещё называют "поющие печи".
А звон и голоса, от того что многочисленные замурованные веточки ветлы внутри просто выгорали
и оставляли в монолите полости-резонаторы и горячий воздух проходя по каналам дымохода,
заставляет всю печь по особому тонко вибрировать.
Бабуля Дария, которая до 80 с лишним лет сохраняла удивительнейшую
жизненную активность, объясняла это в главной мере тем, что спала исключительно на этой печи!
Говорила "Я сплю, а она мне поёт, меня лечит!", звук действительно исходил от печи
какой-то чистый, добрый, торжественный, нереальный, будто из надземного мира...
В этой печи и готовили, одежду сушили, спали на ней и даже парились в лютые
сибирские морозы, когда протопить баньку было проблемой!
Та монолитная печь, которую я сам видел, говорят пережила две избы!
Избы приходили в ветхость их разбирали и складывали новые, вокруг всё той же старинной печи!
Потрясающая технология!
Но говорят стоило мастеру печнику немного ошибиться и вся работа
шла на смарку - печь при обжиге давала трещину...
Кстати печь эта была просто огромная!
По основанию не меньше 3х метров в длину, 1,5 метра в ширину и высотой пожалуй поболее 1,5 метров.
И это единственная виденная мной печь, на трубе которой, под самым потолком
была вылепленная изначально, специальная тёплая полка для кота!
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Чтобы на Руси строили подобные печи я не слышал. а вот когда работал в Средней Азии мы для того, чтобы печь хлеб строили , вернее сказать лепили ТАНДЫРы, как они их там называют.
Технология такая же как вы и описали - веточки и глина. Дрова закладываются правда сверху. По форме напоминает чугунок перевернутый, только без дна. Размер - метр в высоту и полтора в ширину. Но это для нормальной семьи на 5 человек. Полупромышленную печь видел только один раз в Таджикистане высотой в 3 метра и диаметром метра два внутри наверное. Лепешки там клеились под самым верхом, влеающим в этот "горн", иначе не назовешь. худеньким пареньком. Среди углей. Фиерическое зрелище.
Ну а если хотите чтобы ваша печка пела - вмонтируйте в трубу любой полый предмет от гильзы до бутылки или крынки, правда в последнем случае печька будет выть, а не петь. Так в старину наказывали жадных, как их сейчас называют "Кидал"
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Ну а если хотите чтобы ваша печка пела - вмонтируйте в трубу любой полый предмет от гильзы до бутылки или крынки, правда в последнем случае печька будет выть, а не петь. Так в старину наказывали жадных, как их сейчас называют "Кидал"
Про проделки печников слышал
Иногда ещё и перо гусиное в дымоход на нитке помещали, чтобы дым валил в избу.
Но с той печью совсем по другому, она не гудит, звук очень тонкий, на грани слышимости.
И "поёт" она вся, но только когда хорошо целиком прогреется, удивительный звук!
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Если Вы имеете в виду заднюю стенку (из которой торчит пакля) то до неё 45 см, что на 20 см больше минимальной нормы. А если кусок белых бревен - то это вырез в стене. Печь продолжается в другую комнату.Между дымоходом и нижним бревном три ряда запирающих кирпичей. По классике должно быть два.
Как гусиное перо может погнать дым обратно я что то не пойму.
Во если целиком гуся в трубу запихнуть - тогда другое дело и дыму и шуму будет много.
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Как гусиное перо может погнать дым обратно я что то не пойму.
Во если целиком гуся в трубу запихнуть - тогда другое дело и дыму и шуму будет много.
Рассказываю, пакостный секрет...
Относительно небольшое перо перехватывается посередине нитью,
к одному концу которой привязывают камень, а к другому палочку рапорку.
Т.е. нить точно между палкой и камнем.
Всю эту систему спускают в трубу и палочку крепко распирают внутри.
Камень должен оставаться на весу и оттягивать нить.
Когда возникает тяга, перо начинает раскручиваться в одну сторону как пропеллер и нарушает поток.
Закрутив до предела нить, оно или замирает, или когда тяга ослабевает
начинает крутиться в обратную сторону за счёт уже скрученной нити.
И так постоянно... В результате в печь буд-то бес вселяется. Она начинает чудить.
То нормально всё, а то дым повалит.
Просто зачастую достаточно совсем слегка поток в дымоходе нарушить
и хоть весь дым назад конечно не пойдёт, но часть его в избу прёт...
И так продолжается пока не найдут всё это
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Прошу прощения Alechka, совсем забыл сказать ещё одну маленькую хитрость. Прежде чем намазывать кирпич глиной обязательно окуните его в воду пока он не перестанет пускать пузыри, иначе сухой кирпич сразу съест всю воду и вы не сможете его ни поправить ни плотно скрепить с соседним кирпичем. А так у Вас будет секунд 20-30 на выравнивание и подбивку. И пусть глина лучше вылезет, чем будут дырки.
Удачи.
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Вот ещё интересная информация
В комплексе крестьянских хозяйственных построек был овин: он предназначался
для сушки хлебных колосьев в снопах. К овину примыкало гумно, где снопы хранили
и после сушки молотили.
Центральное место в овине занимала большая печь. Она стояла в
яме или на уровне земли, а над нею закреплялось садило для снопов. Огонь в печи
овина не просто просушивал зерно для молотьбы. По понятиям земледельца, он обладал
еще и таинственной силой, с ним надо было обращаться как с одушевленным существом.
Овин с его огнем - место не простое, наделенное чудесными свойствами. Он имел
и отдельного, своего хозяина - овинника (у белорусов - евника). Хотя в письменных
древнерусских источниках он не
упоминается, нет сомнений, что восточные славяне знали и поклонялись овиннику.
Считалось, что овинник живет на печи или под печью, в том месте, где разводили
огонь, на сушильных жердях, под садилом. Он почти не покидает овин, разве только
ночами выходит на гумно, подметает ток, даже сам молотит и веет зерно.
Овинник - существо демоническое: весь черный, лохматый, выглядит
стариком; его и зовут иногда дедушкой. Глаза его горят как угли. Рассказывали
также, что он бывает похож на огромного кота, способен принимать вид медведя
или барана.
Дел у овинника было много. Он следил, чтобы снопы клали в порядке;
строго наблюдал за тем, чтобы овин протапливали когда полагается, в срок; не
позволял топить в так называемые именинные дни (овин должен время от времени
отдыхать); не разрешал сушить снопы при сильном ветре, оберегая овин от пожаров.
Овинник, подобно домовому, - домашний дух, он печется о хозяйском благополучии,
защищает свой участок от бед и от всякой нечисти. Но непримирим к проступкам
или ошибкам хозяев, может жестоко наказать
их - вовсе сжечь овин, а то и затащить виноватого в печь.
Естественно, что овинника боялись и различными способами старались
завоевать его расположение. Пользоваться овином начинали только после умилостивительных
обрядов и жертвоприношений: на пороге овина отрубали голову петуху и кровью кропили
все углы; один сноп бросали в огонь - в дар "овинному духу", угощали его "замолотной"
кашей. Заканчивая работы по просушке, один сноп оставляли для овинника, клали
для него в остывающую печь блины. Обращались к нему почтительно, с благодарственными
словами,
вроде: "Спасибо, батюшка овинник, послужил ты нынешней осенью верой и правдой".
На Кузьму и Демьяна овинника поздравляли и угощали.
На овинника гадали. По данным XIX века известно, например, что
девушки в канун Нового года приходили к овину гадать о своей судьбе, они просовывали
руку в окно сушила, спрашивали: "Овинник-родимчик, суждено, что ли, мне в нынешнем
году замуж идти?" Если овинник гладил девушку голой рукой, это значило, что суженый
- бедняк, если мохнатой рукой - богатый, если вовсе не тронет - придется сидеть
в девках. Овинник мог быть и "хозяином" гумна, но наряду с ним, по славянским
верованиям, существовал
и специальный "дух" - гуменник. Он следил за порядком на гумне, подметал ток,
насылал сквозняки, нужные для веяния зерна, наблюдал за тем, чтобы провеваемое
зерно хорошо отделялось от мякины.
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Появилась интересная информация как построить печь-камин на сайте http://masterhom.ru/farmer/malutka.html
Там же если покапаться ещё куча всего любопытного.
Сообщение было скрыто хранителями или автором темы. Для просмотра сообщения нажмите здесь
Следующая тема Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы