Цитата: |
То есть пропал сам стержень - понимание, чёткое осознание, почему в такой-то день совершали именно такое деяние. Понимание - основа - это и есть стержень. Ну, впрочем, я думаю, Анастасия нам ещё обязательно поведает эти основы, хотя бы какой-то основной годовой круг праздников. |
А понимание в самом языке русском заключено волхвами и передано нам.
Например, как планировать дела в течении недели?
Ответ в самих названиях дней недели и заключён.
Русская неделя, как образ жизни в славянской традиции.
В настоящее время пробуждается интерес к славянским верованиям и традициям. Многие хотят жить, придерживаясь этих традиций, но мешает им незнание обрядов и отсутствие рядом единомышленников. Однако даже те, кто нашли единомышленников, для создания общины и обучились проведению обрядов славления Богов, ограничиваются лишь проведением этих обрядов в знаковые календарные дни. В остальное же время, в повседневной жизни, они живут, не придерживаясь никакой традиции, просто потому, что не знают о существовании русской традиции на каждый день жизни.
А ведь такая традиция существует, и заключена она в самих названиях дней недели.
Для начала небольшой экскурс в историю.
В самые древние времена, когда плотность населения была ещё совсем небольшой, каждый род жил отдельно (родовой строй). У каждого рода был свой Родовой Дух (Бог) ? ОТИМ (Отец Имени ? тотем), и была своя Праматерь, которых почитали все члены рода.
В те времена дни считались в пятеричной системе, которая и называлась НЕДЕЛЕЙ. Для людей технократической эпохи это утверждение требует пояснения.
В те времена, когда не было не только счётных машин, но и элементарных счётов, единственным средством счёта были персты (пальцы) рук. При этом пятерня одной руки и называлась НЕДЕЛЕЙ ? ?неделимой?.
Что же заключают в себе названия дней недели? Некоторые скажут, что названия дней недели происходят от числительных: второй, четвёртый, пятый. Но тогда почему только эти три дня названы числительными? И разве не может быть наоборот, что числительные названы по названию дней недели? Давайте же разберёмся с этим вопросом.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
Некоторые рассматривают это название исходя из украинского названия воскресенья ? неделя (не делаем). Но если мы исходим из того, что этого дня в пятидневной неделе не существовало, то это название можно прочитать, как ПОчаток НЕДЕЛимого. Это настолько явно, что не может вызвать каких-либо других вопросов. Однако, один вопрос всё-таки остаётся: ?В чём здесь смысл славянской традиции??
В русском языке корни слов представляют собой трезвучные сочетания (СГС ? согласный+гласный+согласный), которые соединяются между собой звуками-союзами.
Читая название дня по этому закону, получаем ПОНеДЕЛьНИК.
Корень ПОН означает ?понятие?, ?осмысление?, ?понимание?, ?планирование?.
Корень ДЕЛ в объяснении не нуждается.
Корень НИК означает ?силу духа? (примеры: возник, проник, сник, поник, никнет).
Прочитав название дня недели с учётом значения составляющих его корней, получаем инструкцию для этого дня ? ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЛ СИЛЫ ДУХА.
В условиях жизни в природной среде и занятии земледелием, планировать конкретные дела более, чем на неделю просто невозможно, потому что они зависят от погоды, а народные приметы могут точно указать на изменения в ней не более, чем на неделю. Но даже если заниматься не земледелием, а другим делом, самым оптимальным планированием будет являться неделя, потому что на более длительный срок трудно предугадать (медитация, интуиция) развитие событий, некоторые из которых могут внести в планы заметные изменения, что естественно может привести к нежелательным психическим состояниям.
Этому дню соответствуют такие русские пословицы: Не надевай хомута с хвоста, не начинай дела с конца; За всё браться ? ничего не сделать; Ум ? впереди дела; Не трудно сделать, да трудно задумать.
ВТОРНИК.
Прочитаем слово, пользуясь тем же законом ? вТОР-НИК.
Корень ТОР означает ?начало дела?; ?прокладывать борозду (тропу, дорогу)?.
Смысл названия дня недели ? В НАЧАЛО ДЕЛА СИЛУ ДУХА вложить.
Вероятно, из тех самых времён и пошло поверье, что дела лучше всего начинать во вторник.
Этому дню соответствуют такие русские пословицы: Берись за то, к чему ты годен; Каждое дело любовью освящается; Всякое уменье трудом даётся; Дела словом не заменишь; Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
СРЕДА.
Середина пятидневной недели. Но кроме этого значения это название имеет ещё и понятие СРЕДА ОБИТАНИЯ. Продолжение дел, начатых во вторник, и дела по улучшению среды обитания ? обустройство жилища и прилегающей территории.
Этому дню соответствуют такие русские пословицы: Всякий дом хозяином держится; Дом невелик, да лежать не велит; Дом вести ? не головой трясти: всё надо припасти; Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
ЧЕТВЕРГ.
По известному уже закону прочитаем это название как ЧЕТ-ВЕРг.
Корень ЧЕТ означает ?чета?, ?чётность?, ?парность? ?супружество? (символ семейных уз).
Но не только сами супруги составляют пару (чету), но и предки человека всегда парные (отец и мать). А к этому необходимо добавить ещё и то, что у супругов прямых предков не одна пара, а две пары (пара пар ? чет), ведь у славян принято родителей супруга (супруги) называть так же, как и своих родителей ? отец и мать. Таким образом имеется связь понятий ?чета? и ?четверо?.
Корень ВЕР означает ?надежда?, ?упование?, ?духовная связь?.
Таким образом, название этого дня будет иметь смысл ? ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ С ПРЕДКАМИ, что указывает на необходимость именно в этот день помянуть родителей и более далёких предков, попросив у них помощи в заботе о продолжении рода.
При этом, перед обрядом почитания и славления предков, человек должен очиститься (сходить в баню). Словосочетание ?чистый четверг? дошло до нашего времени.
Этому дню соответствуют такие русские пословицы: Совет да любовь ? на этом свет стоит; Вся семья вместе, так и душа на месте; В том-то и сила, что прошло, да было; Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
ПЯТНИЦА.
Читаем как ПЯТ-НИЦа.
Корень ПЯТ означает ?возвращаться?, ?пятиться?.
Корень НИЦ означает ?обращение лицом к земле?, ?связь с духом Земли-Матушки?.
Таким образом, название этого дня означает ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЗЕМНОЙ СИЛЕ ПЛОДОВИТОСТИ, что указывает на необходимость в этот день позаботиться о продолжении рода, испросив в этом деле помощи у Земли-Матушки.
На этом неделя в родовом строе заканчивалась. Зачем же понадобились ещё два дня?
В более поздние времена, когда плотность населения увеличилась, во многих местах несколько родов селились рядом, объединяясь в общины, что означало переход от родового строя к общинному строю. При этом появилась необходимость в каких-то общих для всех родов мероприятиях. Чтобы не нарушать родовую традицию недели, к ней были добавлены ещё два дня.
СУББОТА.
Читаем это слово как СУБ-БОТа.
Корень СУБ означает ?совместное с чем-то?, ?соединённое с чем-то?, ?частица общего?.
Корень БОТ означает ?дело? (работа, забота).
Таким образом, название этого дня означает ОБЩИННОЕ ДЕЛО (ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА).
В этот день все рода общины собираются вместе для выполнения тех работ, которые важны для всей общины. Это может быть и строительство огорожи вокруг поселения, и прокладка дороги, и обработка общинной земли, и помощь потерявшим ?кормильца? женщинам, и строительство дома для вновь образованной семьи.
Коммунистические субботники ? это отголосок тех времён общинного строя, но без наполнения их смыслом русской традиции.
Этому дню соответствуют такие русские пословицы: Худо тому, кто добра не делает никому; Вместе тесно, а розно тошно; Согласье крепче каменных стен; В одиночку не одолеешь и кочку, артельно ? и через гору впору; Жить с народом в ладу ? не попасть в беду; Хоть ложки мыть, а в миру быть.
ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Читаем слово как ВОС-КРЕСение.
Корень ВОС означает ?направлять вверх?.
Корень КРЕС означает ?оживление?, ?священный огонь? (зажигаемый от искры кресала).
Таким образом, название этого дня означает ВОЗЖИГАТЬ СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ.
Это указывает на то, что в этот день община собиралась для проведения обрядов славления общинных (общих для всей общины) Богов, общинной трапезы и праздничных игрищ (хороводов).
Здесь уместны пословицы: В каком народе живёшь, такого обычая и придерживайся; Артельный котёл гуще кипит.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что жизнь в русской традиции ? это жизнь по ?неделе?: в неотделимости себя от своего дела, от своего дома, от своих предков, от своих потомков, от своей общины, от своих Богов. Это жизнь в стабильности и гармонии с окружающим миром.
При этом всё естественно и разумно. Например, требование заботиться о продолжении рода именно в пятницу имеет под собой очень рациональную основу. Воскресная трапеза не обходится без пива или медовухи (сурьи), следовательно, в организме имеется алкоголь (хотя его и немного, так как напитки слабоалкогольные), который должен выводится из организма четыре дня, для того, чтобы зачатый ребёнок родился полноценным. Связь с предками накануне дня зачатия может обеспечить воплощение души кого-то из предков в будущем ребёнке.
ИТОГ.
В названии дней недели содержится инструкция о необходимых действиях в течение недели:
1-й (понедельник) ? день медитаций, осмысления и планирования конкретных дел на неделю, подготовка необходимого инструмента; день богини Жели (мечты) и бога Велеса (мудреца).
2-й (вторник) ? день задела (начала любых дел, прокладка первой борозды); день бога Прока и Богов-покровителей конкретного ремесла.
3-й (среда) ? день заботы о среде обитания, обряд очищения жилища; день богини Живы и бога Крышеня.
4-й (четверг) ? день самоочищения и почитания предков; день божества Рода-Рожаницы и бога Чура.
5-й (пятница) ? день заботы о продолжении рода и о потомстве; день богини Кибелы (плодородие) и бога Леля (ласкателя).
6-й (суббота) ? день общественно-полезного труда; день богини Лады и бога Лада.
7-й (воскресенье) ? день почитания Богов и проведения игрищ; день всебожия.
Эта своеобразная инструкция вовсе не ущемляет и не подавляет свободу воли. Она лишь указывает, в какой день недели чему лучше уделить больше внимания, чтобы создать собственный поток силы, который будет нести по жизни.
Константин ЛИПСКИХ
16 декабря 2006 г.