Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России" Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России"
 Помощь  • Правила  •  Поиск   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
Рассылка RSS История лесного хозяйства России. Краткий конспект Следующая тема | Предыдущая тема
Дополнительные настройки темы
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать

АвторСообщение
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


97202СообщениеДобавлено: Вт 30 Мар 2004, 6:35 | Ответить с цитатойВернуться к началу

История лесного хозяйства России


План конспекта.

1. Леса и знания о лесе допетровской Руси (до начала 18 столетия).
....1.2. Поэтические воззрения славян на природу и верования.
....1.3. Лесные промыслы и древообрабатывающие ремёсла, деревянное зодчество.

2. Лесное законодательство Петра Великого.
....Петр Первый - первый лесовод Росиии

3. Лесные знатели в России. Ф.Г. Фокель и его книга.
"Поэтому Пётр I намеревался пригласить в Россию людей,
"которые искусство имеют в какое время оные леса рубить...".

4. Леса, лесное хозяйство и лесная наука в России в 18 столетие.
....4.1. Истоки научных зниний о лесах России в 18 столетии.
....4.2. Выдающиеся деятели Санкт-Петербургской академии наук:
..............Посошков И.Т.
..............Татищев В.Н.
..............Крашенников С.П.
..............Ломоносов М.В.
..............Паллас П.С.
..............Болотов А.Т.
..............Нартов А.А.
..............Леман И.Г.
..............Лепехин И.И

5. Корабельные леса России.
....1698 - 1845 гг. этап корабельных лесов.

6. Великая лесная реформа (1798 - 1802 гг.)

7. История лесного образования в России.
....7.1. Знание о лесе в 19 столетии.

8. История лесного опытного дела в России
....8.1. Лисинское учебное лесничество
....8.2. Великоанадольское степное образцовое лесничество.
....8.3. Докучаевская экспедиция.

9. Леса, лесное хозяйство и лесная наука в России в начале 20 столетия.

10. Лесное хозяйство в годы советской власти (1918-1991 гг.)

11. Леса, лесное хозяйство и лесная наука в России в условиях перехода к рыночной экономике (1991-2001 гг.)

12. Леса, лесное хозяйство в современном мире на земном шаре.

Конспект писать буду по чуть-чуть
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
safonova




Зарегистрирован: 27.03.2004
Сообщения: 1417
Благодарили 56 раз/а
Населённый пункт: Москва

97302СообщениеДобавлено: Вт 30 Мар 2004, 17:42 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Очень интересная тема! Если не секрет, где информацию искать будешь? Лично я, когда искала информацию по лесным деревьям, столкнулась, с дефицитом подобной информации, не только в Интернете. На прилавках тоже не найдешь ничего толкового. Раньше по этой тематике издавалось много книг издательством "Лесная промышленность". Но сейчас такие книги "днем с огнем" не сыщешь. Только в больших библиотеках, и то в читальных залах. Эта проблема не раз поднималась учителями, преподавателями на страницах газеты "Биология".
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


97360СообщениеДобавлено: Ср 31 Мар 2004, 2:26 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Привет!
У меня есть книжка, взял в библиотеке нашей Лесотехнической академии, но
Цитата:
сейчас такие книги "днем с огнем" не сыщешь. Только в больших библиотеках, и то в читальных залах
это точно, её выдают только на 15 суток, наверное, их мало.

Вот о ней:

Г.И. Редько, Н.Г. Редько, История лесного хозяйства России, -М.; МГУЛ, 2002. -458 с.: ил.

Книга "История лесного хозяйства России" как учебное пособие и научная монография одновременно является итогом многолетнего преподавания дисциплин "История лесного дела", "История лесного хозяйства России", "История садово-паркового искусства", "История заповедников" и научного исследования в центральных российских архивах с использованием обширной литературы по истории лесов и лесного хозяйства России за период со времен допетровской Руси до начала третьего тысячелетия.
Книга подготовлена в Санкт-Петербургской лесотехнической академии им. С.М Кирова и адресована студентам лесохозяйственных учебных заведений, специалистам лесного хозяйства, сотрудникам научных учреждений.

Рецензенты:
заслуженный лесовод РФ, доктор с.-х. наук, проф. И.А. Маркова;
доктор с.-х. наук, проф. А.Н. Мартынов

Авторы: Георгий Иванович Редько; Нина Георгиевна Редько



А по лесным деревьям и кустарникам у меня есть такие книги:

Большая книга леса: Сборник/Сост. А.Н. Стрижев.- М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2000.-731 с.: ил.

Сборник увлекательных произведений, раскрывающих секреты русского леса — источника нашего здоровья. На самых ярких сезонных явлениях развернута панорама времен года. Приведены сведения о полезных свойствах и хозяйственном использовании лесных трав, грибов и ягод, а также кулинарные рецепты оригинальных блюд из даров леса. Рассказано о том, как на основе лесных целебных растений приготовить различные косметические средства для ухода за кожей и волосами.
Для широкого круга читателей.


Очень хорошая книга о нашей природе, купил в книжном магазине.

Еще есть такой определитель:

Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники Средней полосы Европейской части России: Определитель.-СПб: "Специальная литература", 1998.-112 с.: илл.-

В определитель включено 127 видов древесно-кустарниковых растении, произрастающих на территории, охватывающей 26 областей и республик Средней полосы Европейской части России, и 149 видов наших и иноземных растений, широко культивируемых в садах, парках, на приусадебных участках, в полезащитных лесных полосах.
Для каждого вида приведено описание морфологических особенностей, жизненная форма, местообитание, географическое распространение, хозяйственное и природоохранное значение и время цветения, для интродуцентов — их происхождение. Для надежности и точности определения каждого вида приведены морфологические цветные рисунки.
Определителем могут пользоваться лесоводы, краеведы, озеленители, учителя и студенты-биологи, школьники, специалисты ботанического профиля и просто любители природы.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
safonova




Зарегистрирован: 27.03.2004
Сообщения: 1417
Благодарили 56 раз/а
Населённый пункт: Москва

97461СообщениеДобавлено: Ср 31 Мар 2004, 15:27 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Огромное спасибо за информацию! Очень обрадовало, что эти книги последних лет выпуска, а то я думала, что у современных издателей нет заинтересованности в выпуске подобной литературы.

Ну ладно. Не буду отвлекать от важной работы.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


97464СообщениеДобавлено: Ср 31 Мар 2004, 16:20 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Привет! А я как раз готовил кусочек к печати, и зашёл выложить.
Это официальная точка зрения науки, выбирал то, что наиболее соответствует книгам В. Мегре.

Поэтические воззрения славян на природу и верования

.......В течение многих тысячелетий люди не отделяли себя от природы. Всё для них было проявлением Бога, который для них был всюду. Свет, тепло, молния, тучи, дождь, родник, ветер, дуб, дававший им пишу, шелест листьев, плодородие земли и т.д., все эта болыпое и малое, дававшее и двигавшее жизнь, было для них проявлением Бога и вместе с тем самим Богом. Славяне жили в природе, считали себя ее частью. Это была естественная религия — религия природы, язычество. Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы.
.......Славянское язычество — часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой позднейших мировых религий. При этом глубина народной памяти измеряется, по мнению Б.А. Рыбакова (1981), десятками тысячелетий. Отношение наших предков к природе, лесу можно узнать из легенд, мифов, сказок, древнейших письменных памятников культуры всех индоевропейских народов — книг знаний Ригведы, Авесты и др., а также летописей. Особенно в этом важен язык. Он сохраняет в себе слова, зародившиеся на заре человеческой речи и несет их сквозь века и тысячелетия, накапливая свой золотой фонд для всех грядущих поколений. Язык — бесценное наследие минувшего, в нем можно обнаружить отпечатки всего, что пережил народ за долгие века своего развития, всего, что он помнит, и то, что он уже активно не сознает, но что существовало в далеком прошлом и сохраняется в языке (Н. Гусева, 1996). При этом, по мнению специалистов, праславянский язык лучше всех других индоевропейских языков сохранил древнейшую индоевропейскую систему названий деревьев.
......."Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было в жизни, для того не было слова. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа, тем более важный, чем важнее понятие, им выражаемое. Дополняя одно другим, они вместе представляют систему понятий народа, передают быль о жизни народа..." (Срезневский И.И., 1887, с.104).

.......Славяне-земледельцы были неплохими фенологами, они наблюдали явления природы и увязывали со сроками производства необходимых работ. Наблюдательность закреплялась приметами народного календаря. Когда в апреле береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если же ольха наперед - мокрое. Ольха зацвела - сей гречиху. Не сей пшеницу прежде появления дубового листа. Поздний расцвет рябины в мае - к долгой осени. Если в октябре лист с березы и дуба опадает не чисто - жди суровой зимы. Много желудей на дубе - к лютой зиме. Так считают сельские жители и сегодня.

.......У славян-язычников было много богов. Верховным же был бог-громовержец Перун. Дуб рассматривался как священное дерево Перуна. Древние славяне верили, что бог-громовержец может перевоплощаться в ппщ - орла, сокола, кречета.
.......Культ огня в самых различных формах существовал повсеместно. Огонь славяне называли Сварожичем, сыном неба Сварога. Род и рожаницы, Хоре, Даждьбог, Стрибог (бог ветра, бури, урагана и всякой и другой непогоды), Сила, Регла, Мокоши, Святовид, Симарьгла, Белбог, Буг, Воде, Велес, Купало, Ладо, Леда, Лелия, Ярило - вот далеко не полный перечень добрых богов, а сколько было еще и недобрых, злых духов, нечестей и кумиров - упырей, берегинь, леших, домовых, лесовиков, водяных и русалок, богатырей и карликов. Особенно много берегинь (им также позже придавались злые черты) было среди леших.

.......Расселяясь по Европе, славяне дали рекам те древнейшие названия, которые изначально употреблялись, как нарицательные имена реки или воды вообще. Так, названия: Сава, Драва, Одра (Одер), Ра (Волга), Упа, Ока, Дон, Дунай, Двина, Днестр, Днепр арийского происхождения и имеют в санскрите родственные себе формы и корни с указанным общим значением.
.......Озера Ильмер, Студенец и особенно реки Буг, Славутич (Днепр) и Дон были обожаемы наравне с прочими божествами. Им посвящены были огромнейшие по берегам черные леса, куда под смертною казнею не только не отваживался заходить стрелок или птицелов для своих промыслов, а рыбак отнюдь не дерзал ловить рыбу, но и самую воду не иначе дозволялось из них черпать береговым жителям, как чтоб то были чисто убранные в цветные одежды молодые девы, которые брали воду с благоговением и глубоким молчанием. (Г. Глинка, 1993).
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


97629СообщениеДобавлено: Чт 01 Апр 2004, 16:34 | Ответить с цитатойВернуться к началу

.......Слово "рай" у всех славян служит для обозначения как вечно зеленого цветущего и неувядаемого сада, жилища праведных, места успокоения их после смерти, с постоянным изобилием плодов, с вечно зеленеющими лугами и рощами, орошаемыми серебристыми реками. Остров Буян — поэтическое название весеннего неба. Мировое дерево — тучи и его животворные плоды — золотые яблоки. Мифы о сотворении мира, его кончине и вселенском потопе суть различные поэтические картины весеннего обновления природы: "При начале весны пробужденный Перун выезжает на oгненной колеснице во всем своем грозном величии, на великое дело творчества, и рязсевая плодотворное семя дождя, засевает землю разными злаками посредством сеяния зеленеющую и цветущую землю".

.......Мифические представления о первозданных людях — дубе и ясени, о родстве души человеческой со стихийными существами, о лесных духах и девах, жизнь которых неразрывно связана с известными растениями, - повели к созданию разнообразных сказаний, повествующих о превращении человека и переходе души его в дерево или цветок.
.......Воспеваемые в народном эпосе богатыри — Дубыня, Горынич, Объедало и Опивало, Скороход, Стрелок, Чуткой, Мороз-трескунец и др. - все эти сказочные богатыри олицетворяют могучие силы природы.

.......Первоначально слово дуб заключало в себе у славян общее понятие дерева, что до сих пор слышится в производных — дубина, дубинка, дубец - палка. Впоследствии это название слилось с понятием самого крепкого, здорового и долговечного дерева, которое и было посвящено богу — громовику. Греки дуб посвящали Зевсу, римляне — Юпитеру. До сих пор в народе бытует присказка: "дуб триста лет растет, триста лет болеет и триста лет помирает". Старинные грамоты определяли по этому священному дереву границы родовых владений, называли его Перуновым. По общему убеждению индоевропейских народов, межа была священною чертою; межевые столбы, камни и деревья, назначаемые для разграничения имений, служили вещественными символическими знаниями владычества родовых пенатов и наглядно для всех указывали на рубеж, начиная с которого земля со всеми угодьями и постройками находилась под их покровительством и охраною. Особенным почетом пользовались старые, вековые дубы, их окружали оградами, а в эпоху обращения в христианство народ скорее соглашался на истребление идолов, чем на посечение этих деревьев.

.......Предания о небесных, райских садах с течением времени стали прилагаться к земным лесам и рощам и придали им священный заповедный характер. Сверх того, красота и таинственность огромных девственных лесов древнейшей эпохи не могли не поражать поэтически настроенного воображения славян. В жизни растительного царства они созерцали ту же вечную борьбу божественных сил, сил добра и зла, какую замечали в стихийных явлениях природы.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Irinka




Зарегистрирован: 12.03.2002
Сообщения: 747
Благодарили 12 раз/а
Населённый пункт: Кипр / Заполянье

97637СообщениеДобавлено: Чт 01 Апр 2004, 17:35 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Здорово Андрюшка!!! ннн

КАК ты это откопал? 8O Действительно очень дополняет книги В.Н.Мегре.
Цитата:

Слово "рай" у всех славян служит для обозначения как вечно зеленого цветущего и неувядаемого сада, жилища праведных, места успокоения их после смерти, с постоянным изобилием плодов, с вечно зеленеющими лугами и рощами, орошаемыми серебристыми реками

Как будто Родовое Поместье описывается! Молодец!!! я не причем
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеЛичная страничка пользователя
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


97642СообщениеДобавлено: Чт 01 Апр 2004, 18:30 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Когда я впервые прочел это, да к тому же в научной книжке, по которой преподают в академии, я был даже не знаю как сказать, потрясён, что ли. Потому что явно просматривалась та история нашего народа, которую рассказала Анастасия. К сожалению, такие книги не продают в магазинах.

Дальше ещё будет и о Родовом дереве, и о том, что "в рощах и лесах язычники хоронили мёртвых". Конечно, в книжке наша история тесно переплетается с "христианским" вариантом из летописей, но его я отмодерировал Smile
И когда делал это, то понял, кому и почему не нравится модерация.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Irinka




Зарегистрирован: 12.03.2002
Сообщения: 747
Благодарили 12 раз/а
Населённый пункт: Кипр / Заполянье

97652СообщениеДобавлено: Чт 01 Апр 2004, 19:38 | Ответить с цитатойВернуться к началу

ннн Mr. Green любовь
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеЛичная страничка пользователя
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


97673СообщениеДобавлено: Пт 02 Апр 2004, 1:12 | Ответить с цитатойВернуться к началу

.......У всех восточных славян запрещалось рубить на постройку осину. Считалось, что осина имела благое значение как растение, исполненное избытка силы: листья ее дрожат, разговаривают и тем самым отгоняют всякую нечисть, хранят от болезней. В действительности, листья осины колеблются даже при малейшем движении воздуха из-за того, что черешки их сплющены с боков.

.......В некоторых местах среди русских запрещалась и рубка деревьев ели. Белорусы запрещали рубить яблоню и грушу, возможно из-за того, по считали их способными отвести молнию. Считалось, что рябина приносит счастье в дом. Злой человек не войдет в оберегаемый таким образом дом (В.Т. Тепляков, 1992). Не советовалось рубить скрипучее дерево, ибо в нем мучается человеческая душа. Скрипучее дерево не годилось и на постройку дома, так как считали, что его жители будут беспрестанно кашлять. Одно буреломное дерево в постройке может повлечь её разрушение во время бури. Русские крестьяне полагали, что тот, кто срубит липу, непременно заблудится в лесу. Судя по поверим, записанным в Череповецком районе Вологодской обл., в сосняках и ельниках иногда вырастают "буйные деревья", обладающие разрушительной силой, угадать которые могут только колдуны. Такое дерево, попавшее между другими бревнами в стену избы, может разрушишь все строение и обломками задавить хозяев (В. Астахов, 1979). Может быть в то время появились поговорки: "Дупло в срубе - не к добру", "Смола вытопилась из избы на улицу - к худу" и другие (В.И. Даль, 1984).

.......Встреча весны, праздника в честь обновлений природы (Семик, Троица) и творческих сил лета (Купало) до ныне отправляется в лесах и рощах. Березе приписывают целебные свойства: через это дерево (иногда через оглоблю) обливают больных холодной водою; под порогом новой конюшни зарывают березовое полено, чтобы водились лошади. Дворы, избы и самые церкви убираются на Семик и Троицу срубленными молодыми деревьями, цветами и травой. Купальские огни на Украине обычно зажигаются в лесах.

.......До сих пор во многих местностях люди считают некоторые рощи священными и называют их гайбог и божницами. На Руси заповедным лесам, в которых запрещались рубки, присваивалось название божелесье, в лесах и рощах язычники хоронили и мёртвых, потому что эти места напоминали им о блаженных райских садах, где должны водвориться души. Души усопших изображались порхающими по деревьям.

.......В Олонецкой губ. давали лесу эпитет праведный. Во многих местах сохранились урочища под именем Святой бор. Они издавна почитались божественными и спокон веков неприкосновенность их не нарушалась. Балтийские славяне чтили леса и рощи, как святилища, и клялись при деревьях и источниках. Чехи молились перед деревьями на страстную пятницу, перед солнечным восходом, веря, что они после этого целый год будут свободны от всех болезней. Страдающие лихорадкою преклонялись перед бузиною и трижды произносили: "Бузина! Послал меня Господь - бог к тебе, чтобы ты взяла на себя мой недуг". В Словакии также существовали заповедные святые чаи, в которых по народным сказаниям блуждали тени стародавних героев. Шелестом колеблемых ветром и опадающих листьев дух прорицал будущее. Почитались неприкосновенными некоторые большие тенистые деревья дуба, бука и др. Им приписывалась великая сила. Священные леса и рощи были у всех индоевропейских народов.

.......За многими деревьями и кустарниками закрепилась репутация чудесных. Палочки орешника использовали лозоходцы для отыскания источников воды. Экстрактами и настоями из коры ивы и сегодня в народе исцеляют лихорадки, малярию и бред. Жаропонижающее, противовоспалительное и болеутоляющее средство - аспирин, или ацетилсалициловая кислота, содержит экстракт коры ивы, родовое латинское имя которой Salix- входит в название лекарства (В.К. Тепляков, 1992).

.......Купальницу, белую и желтую кувшинки (водяной прострел) называли одолень-травой, как одолевающие всякую нечистую силу. Богородицины слезки (дикая гвоздика), плакун - трава (иванов цвет, медуница, иван- чай, дикая гвоздика), петров крест (цвет багров), прострел - трава или царь-трава (лютик, купальница), перелет-трава, разрыв-трава, сон-трава (сонное зелье, дурман, одурь, белена, дрема, дремучка, горицвет), золотой или огненный цветок, Перунов цвет - молния (папоротник), чертополох (дедовник, бодяк, волчек, иголчатка, колючка, цепкий репейник), молодило, моложавые яблоки, волшебный прут, змеевы головы, чертов укус, змеиный корень (чертова борода), змеиная трава (чеснок, лук), божье дерево, трава-медяница от гниения зловредных гадов, чернобыль (забудка), чертово зелье (осот), бесово молоко, бешеная вишня и др. - вот далеко неполный перечень растений, получивших народные названия из-за своих целебных или, напротив, отрицательных, вредных для человека свойств. У южных славян, кроме дуба, богу-громовнику посвящалось и ореховое дерево.


Последний раз редактировалось: Андрей Жуков (Ср 07 Апр 2004, 16:35), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


97773СообщениеДобавлено: Пт 02 Апр 2004, 15:23 | Ответить с цитатойВернуться к началу

.......Почти у всех народов издавна считалось, что вселенную созидали царь-огонь и царица-вода. Как отражение живого чувства родства человека со всего природного является и поверье, что первая чета людей была сделана из дерева.

.......Подобные верования не чужды были и грекам, и римлянам. По словам Гезиода, третий (медный) род зеленых обитателей создан был Зевсом из ясени, это были жестокосердые исполины, которые, враждуя между собой, истребили друг друга в битвах. Нимфа - океанида, мать первого человека в Аргосе, называлась ясень. Пенелопа спрашивала неузнанного ею Одиссея, - происходишь ли ты от славного дуба или от камней. "Энеида" также упоминает о людях, происшедших от твердого дуба и древесных пней. Параллель, проводимая в языках и народных поверьях между ветвистым деревом, с особою наглядностью заявила себя в обычае обозначать происхождение знатных людей и степени их родства через так называемое родословное дерево.

.......Народные русские сказки говорят о рождении дитяти из обрубка дерева: бездетные родители - старик и старуха берут чурбан, кладут его в колыбель, начинают читать и причитывать над ним, как над ребенком, и заветное их желание исполняется, из обрубка дерева рождается мальчик, которому дается имя Лутоня, Тельпушок. В песенных сборниках всех европейских народов можно найти свидетельства, что на могилах юноши и девицы, умерших от несчастной любви, вырастали лилия, боярышник, калина красная, зеленый явор, белая береза, золотая верба, кипарис, стройный тополь и другие цветы и деревья, а на могилах злых, завистливых людей - крапива, волчья ягода, чертово и разные другие вредные зелья. На Украине утверждают, что нельзя купаться до вешнего Николая (9 мая), не то из человека верба вырастет. Девица, выданная замуж за ужа, превращается в крапиву, дочь ее - в кукушку, а сын в соловья.
.......На Руси долгое время и картофель называли чертовыми яблоками и считали за грех употреблять их в пищу. Украинские легенды изображают души усопших в виде растущих на дереве яблок.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


98412СообщениеДобавлено: Ср 07 Апр 2004, 16:41 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Лесные промыслы и древообрабатывающие ремёсла, деревянное зодчество.

.......Находясь постоянно в тесной связи и зависимости от природы, наши предки бережно относились к ней и обладали высокой культурой использования природных ресурсов, в том числе и эксплуатации леса.

.......Лесные промыслы - сбор плодов, ягод, охота на зверей и ловля птиц, бортничество давали людям все необходимое для жизни. При этом, отсутствие у славян покровителей лесных промыслов среди божеств, подобных или равных по могуществу Роду и Роженицам, говорит об обыденности, привычности их к лесу. Они считали, что и без помощи добрых богов лес отдает им свои богатства: зверя, птицу, мед, дерево на постройку и пр.

.......Отношение человека к природе в древнерусском языке характеризовалось двумя взаимосвязанными понятиями - "угодья" и "ухожья".

.......Угодьями были части местности, пригодные для удовлетворения тех или иных потребностей человека (лес, луга, камни, водные источники и пр.). Для разъяснения значения слова "угодья" В.И. Даль в своем "Словаре живого русского языка" приводит одну загадку и две пословицы. Загадка: одно дерево - четыре угодья в нем: темной ночью свет, бездонный колодезь, старому - здоровье, разбитому - связь. Отгадка - береза: лучина, березовый сок, березовый веник для бани. Пословицы: земля без угодьев плохо кормит, всех угодьев не соберешь: вода близко, а лес далеко.

.......Ухожьями называли угодья, природные свойства которых усилены и развиты трудом человека, например, бортные ухожья - участки леса, где устроено много бортей, звериные ухожья - места, где устроены ловушки на промыслового зверя и поддерживаются благоприятные условия для его обитания (В.М. Кузавков, 1955, с.8).

.......Место для жилья, для монастыря обычно выбиралось при наличии сочетания основных четырех угодий — плодородной земли под пашню, лугов для пастбищ и сенокосов, источников питьевой воды и обязательно леса.

.......Нередко леса были въезжими, т.е. в них могли пользоваться древесиной и помещик, и его крестьяне, только для своих нужд, а не на продажу. Были еще в Древней Руси леса и арендные, и оброчные, поместные, вотчинные, монастырские, общинные, городовые, княжеские.

.......В материалах по истории Древней Руси, лес как категория земель, упоминается крайне редко. Обусловлено это было тем, что леса настолько были естественным элементом ландшафта, что не заслуживал специального летописного упоминания. В летописи чаще всего попадали значимые для того времени угодья, такие, как пашенные и луговые земли, бортные и сенокосные угодья, бобровые гоны и т. п.

.......Главными лесными промыслами были охота и ловля рыбы. Вначале для собственного потребления, а потом и на продажу заготавливались мясо зверей, пушнина, рыба.

.......Известный историк второй половины XIX в. Н. Аристов составил подробный перечень, в каких местах и какие промысловые звери и птицы водились во времена Древней Руси. Он писал, что Волхов славился гоголиными ловлями. Обилием соболей славились подвластные Новгороду Югра и Самоять. В белозерских лесах, около Шексны, водилось много медведей. Двинская земля славилась белками, бобрами, водились соболи. Куницы и бобры в изобилии водились в Ярославских и Костромских краях. Много бобровых гонов было под Москвою и Рязанью. У бургас (мордва) процветала охота на черно-бурых лисиц и черных куниц и т. д. (В.М. Кузавков, 1995, с.9).
Кроме этих пушных зверей, в лесах в изобилии водились пардусы (рыси), туры (зубры), буйволы, лоси, олени, серны, дикие козы, вепри (кабаны), волки, белые волки, лисицы, векши (веверицы), горностаи, выдры, песцы, хорьки, сурки, ласки, норки (норицы), зайцы, а также большое разнообразие диких промысловых птиц: гусей, уток, лебедей, чередей, журавлей, тетеревов, рябчиков (рябов), крастелей (перепелок), гоголей, куропаток, орлов, соколов (там же).

.......В летописи за 1363 г. описывается чудо: в Волхове было так много рыбы, что ее ловили руками с берега "кому сколько надобно". И это не художественный вымысел, а достоверный факт.
.......Такое обилие дичи в лесах Древней Руси было не только щедрым даром природы, но и результатом бережного отношения к естественным угодьям, рациональным использованием их, а также превращением их в ухожья. При этом длительное время методом охоты были не стреляние, а ловля зверей и птиц различными приспособлениями.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


98427СообщениеДобавлено: Ср 07 Апр 2004, 18:41 | Ответить с цитатойВернуться к началу

.......Особенно широко распространенным у наших предков из лесных промыслов было бортничество - собирание меда диких пчел, как первоначальный тип пчеловодства.

.......Так, в сочинении арабского историка Ибн-Руста отмечено, что славяне "из дерева выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Зовутся эти кувшины улища и заключают в себе каждый около 10 кружек меду... Хмельной напиток приготовляют из меда".

.......Позже, наряду с бортевым, появляется кузовное пчеловодство, когда для приманки пчел вместо выдалбливания борти в стволе или использования отрезков дуплистых от природы деревьев, стали подвязывать специальные кузовья и долбленки. По-видимому с ХV в. колоды с пчелами стали переносить с места на место. Переход же к пасечному пчеловодству окончательно произошел лишь в XIX веке.
.......Так как на борти использовались крупные, пригодные и на корабельное строение деревья, уже со времени Петра I, чтобы свести к минимуму негативные последствия бортничества, вальдмейстерам предписывалось взять под надзор занятие бортничеством. Новые борти могли устраиваться только с разрешения лесных чинов вне заповедных расстояний от рек и только в отведенных ими деревьях, которые клеймились специальным клеймом. Устройство борти в неклейменом дереве объявлялось самовольством и наказывалось штрафом. Бортничество облагалось специальным налогом. Во второй половине XIX в. бортничество было в основном сведено на нет. Им продолжали заниматься лишь сами лесничие и лесная стража.

.......Весьма развитым в Древней Руси был бобровый промысел. В летописях неоднократно упоминаются поселки бобровников, существовавшие за счёт этого промысла. В XVI - XVII вв. происходит упадок охотничьих промыслов. Сначала в центре Московского государства, а затем на юге его, охотничьи слободы, посёлки бортников и бобровников превращаются в пашенные сёла.
.......Культура создания и развития лесных ухожий, звериных и рыбных ловель во многом утрачивается.


Дополнение к вопросу из главы:
"Леса государства Московского (с начала ХIII до последней четверти XVII вв.)"

.......О лесах России с ХIII по XVII вв. мы имеем данные летописей, дарственных грамот, а также свидетельства иностранцев, которые находились в Московии или путешествовали через нее от времени Ивана III (деда Ивана Грозного) до эпохи Петра Великого, т.е. на протяжении трех столетий (ХV — XVII вв.).
.......Все эти материалы свидетельствуют о большой лесистости территории России, о наличии бескрайних вековечных лесов, нередко на десятки, а на Севере — и сотни верст безлюдных. Все города и селения за редким исключением были деревянными, с деревянными же оборонительными сооружениями — стенами, башнями, частоколами и пр., со рвами, наполненными водой. Все иностранцы отмечали исключительное богатство русской земли, ее лесов по сравнению со странами центральной и западной Европы, дикими животными, пушниной, медом, воском, а рек, озер — изобилием невиданной рыбы, вот некоторые их записи:

......."...Россия — очень обширная страна, полная больших лесов в самых населенных местах, со стороны Литвы и Ливонии — больших болот.
..........Другая большая провинция, покоренная Иваном Васильевичем, которую они называют империей и Королевством Сибирским. Страна полна лесов, чащ, болот, она еще не полностью открыта; считают, что они примыкает одной стороной к реке Оби. Из этой страны происходит почти вся пушнина... черные лисицы... соболя и куницы... Там множество лесных орехов, земляники и подобных плодов... оленей, ланей и косуль довольно на востоке и юге... множество лосей. Очень много фазанов, куропаток, певчих и черных дроздов, перепелок и жаворонков, помимо бесчисленной прочей дичи... очень много лисы, которых пять видов... белые и черные медведи... Поскольку имеются густые леса, много волков... Во всей Европе нельзя найти лучших и более разнообразных пород превосходных рыб, чем есть у них, во множестве; именно: осетры, белуга, белорыбица и все, какие есть у нас во Франции... Земля так тучна и плодородна сама по себе, что она никогда не унаваживается...
..........Мед и воск... в таком изобилии в лесах, что его в больших размерах вывозят за границу... Огромное количество перистой птицы... Леса также богаты разными дикими животными. Лосей, кабанов, зайцев изобильно..."

.......Вся территория северной и большая часть средней Руси были покрыты дремучими, труднопроходимыми лесами. Известный историк С.М Соловьев писал (1989, с. 251): "Московское государство было государство лесное по преимуществу; путешественникам вся страна казалась обширным лесом, кое-где расчищенным под жилища и пашню; некоторые из путешественников не могли удерживать своего восторга от вида, какой представлялась им Московия весною, вида громадного, ярко-зеленого сада, наполненного бесчисленным множеством певчих птиц..."
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


98434СообщениеДобавлено: Ср 07 Апр 2004, 19:39 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Древообрабатывающие ремёсла, деревянное зодчество

.......Деревообрабатывающие ремесла, деревянное зодчество и вообще обработка древесины среди славян вообще и на Руси в особенности были стародавними, разнообразными и традиционно искусными. Об этом свидетельствуют археология, летописи, публикации путешественников- иностранцев.

.......Известный исследователь ремесел Древней Руси Б.А. Рыбаков (1947) отмечает, что "в деревне, вплоть до XIX века почти каждая семья своими силами рубила избу, ладила соху, борону, ставила ткацкий стан, дубила овчины, изготавливала деревянную мебель и домашнюю утварь" (с. 182).

.......Строитель считался одной из древнейших специальностей на Руси - это плотник, Западная Европа отличалась от Востока тем, что она каменная, а Восточная - деревянная. Срубные постройки на Руси были уже в IV - V вв. Об этом свидетельствуют раскопки городища у деревни Березняки близ Рыбинска. В Ладоге при раскопках вскрыты были остатки города IX-Х вв., а глубже - и VII-VIII вв. При этом вскрыты дома площадью от 50 до 100 м., построенные из бревен длиной 10 - 12 м н 60 см - толщиной (Б.Д. Греков, 1953, с. 105). Деревянные постройки вообще не строили, а всегда "рубили".

.......Понятие "древодел" бытовало на Руси уже в начале XI в. Они строили жилые дома и хозяйственные постройки из дерева, "огородники" или "городники" строили городские стены и другие оборонительные сооружения "тесли" или "теслеры" - столяры, мостники сооружали и ремонтировали мосты через реки, мостили городские улицы и площади. Были и "бочары", и мастера "порочные", изготавливавшие "пороки" - деревянные устройства для пролома городских ворот, лучники и ладейники или "кораблетворящие".
.......Были в то время уже и токари, и резчики по дереву, и художники, занимавшиеся резьбой различных деревянных украшений. Всего же в городах Древней Руси, судя по летописям, проживали ремесленники 42 специальностей, почти четверть из них была связана с обработкой древесины (В.М. Кузавков, 1995, с. 23).

.......По раскопкам в Неревском конце Древнего Новгорода установлено, что новгородские строители и плотники, столяры и токари, резчики и бондари применяли древесину 27 древесных пород, в том числе 19 были местными (сосна, ель, можжевельник, дуб, ясень, клен, береза, липа, ольха, ива, осина, вяз, ильм, лещина, рябина, яблоня, груша, черемуха, бересклет). Другие 8 пород - это лиственница, пихта, кедр, самшит, тис, каштан, бук и грецкий орех. Наиболее широко использовалась древесина сосны и клена - по 19% от всех найденных изделий, ель (10%), самшит (9%), ясень и береза (по 7%), дуб (6%), ольха (4%). Древесина дуба шла на санные полозья, десятиведерные бочки, корабельные уключины, землекопные лопаты, оглобли и пр. Лиственницу привозили из лесов восточнее Ладожского озера и из Камского бассейна, шла она главным образом на детали кораблей. Самшит из района Кавказа шел исключительно на изготовление двусторонних гребней. Обнаружены деревянные инструменты: топоры, тесло, пила, долото, сверло, скобель, наструги, рубанок, токарные резцы, бондарные скобельки, уторные пилки, большие струги, ручные резцы - ложкари и др. Технологическими способами обработки древесины были: рубка, теска, раскалывание, долбление, сверление, пиление, строгание, точение и различные приемы художественной резьбы. Русское средневековье в сущности было "деревянным веком" (Б.А. Колчин, 1968).

.......Показателем большого разнообразия использования древесины и изобретательности древнерусских мастеров могут служить предметы домашнего обихода, посуда. Так, только по форме, виду материала и технике изготовления деревянная посуда была долбленая, резанная, токарная, бондарная, берестяная, лубяная, плетеная из прута, лозы, драни, лыка и пр. (Новгородский сборник, 1982, с. 82).
.......Киевские столичные "древоделы", возводившие дома, укрепления, церкви, мосты, уже в XI в. были объединены в артели. Хорошо сохранились бревна срубной постройки Х в. в Киеве.

.......На основании составленной единой дендрохронологической шкалы от современности до 631 г. с точностью до одного года установлено, что первая деревянная мостовая Великой улицы на Софийской стороне Новгорода была сооружена в 953 г., а на Михайловской улице Торговой стороны - в 974 г. Мостовые устраивались из толстых сосновых плах шириной 30-40 см, укладываемых одна к другой поперек улицы плоской стороной вверх. Ширина улиц, т.е. длина плах, колебалась от 3 до 6 м. Плахи клали на круглые лаги. В связи с ростом культурного слоя и износом настилов, каждые 15-25 лет делали новую мостовую поверх старой. Раскопаны 28 лежащих одна над другой ярусов мостовых Новгородских улиц - Великой, Холопьей и Кузьмодемянской. На улице Великой со следами 4-х сгнивших было обнаружено всего 32 настила.
.......На Ярославовом Дворище в том же Новгороде вскрыты деревянные дренажные и водопроводные трубы разных веков, древнейшие из них датируются ХI в. Водопроводные трубы изготавливались из толстых сосновых бревен, которые распиливали пополам, выдалбливали внутри, а затем вновь соединяли по линии распила. В древнейшей трубе диаметр цилиндрической полости равен 20 см, а самой трубы 36-40 см. Колена труб обматывали берестой. Новгородские водопроводы были древнейшими в Северной Европе (Новгородский сборник, 1982, с. 32).
.......Там же были найдены разнообразные инструменты для обработки прядильных растений: вальки, лапы, мялки, трепало, чесало, деревянные гребни для чесания шерсти, веретенка, пряслицы и т. п.

.......Память русского языка донесла до нас названия жилых деревянных сооружений: "палата" (907г.), "вежа" и "терем" (995г.), "гридница" (996г.) и нх внутренних помещений - "одрица" (845г.), "сени" (983г.), "палаты" (1028г.), "покоище" (1097г.), "ложница", "постница" (XI в.), "повалуша" (XII в.) и др. Среди хозяйственных построек следует назвать такие, как "баня" (907 г.), "скотница" (996г.), "медуница" (997г.), "клеть" (1016г.), "погреб" (1136г.).

.......Деревянные строительные материалы летописи подразделяют на восемь видов: бревна, плахи, тесницы, колья, столпье, брусья, жерди и хворостины.

.......О высоком уровне культуры и мастерстве строительного дела из древесины наших предков свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени постройки - памятники деревянного зодчества - Кижи, музей деревянного зодчества в Архангельском, отдельные церкви на Европейском севере, а также летописи и данные археологических раскопок. Первые православные храмы, как правило, были деревянными. В XVII в. в Коломенском под Москвой для царя Алексея Михайловича построили грандиозные деревянные хоромы со множеством теремов, светлиц, переходов, крылец, резных украшений. Недаром этот удивительный ансамбль называют "восьмым чудом света" (С.И. Васильев, 1989).
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Андрей Жуков




Зарегистрирован: 20.01.2003
Сообщения: 2068
Благодарили 115 раз/а


98435СообщениеДобавлено: Ср 07 Апр 2004, 19:40 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Дополнение по теме:

"Все хорошо знают, что русские испокон веков жили в избах.
Но знаете ли вы, что только в центральной и северной Руси этих самых изб было около трехсот типов? Более трехсот!
И какую избу ни возьми, - хоть на севере, хоть на Вологодчине, где угодно, - все обязательно очень нарядные. Ненарядных строений на Руси, считай, почти что не было, и все убранство жилищ, обиход и утварь были такими же. Неукрашенной на Руси могла стоять изба лишь у каких-нибудь немощных или убогих, у кого не доставало сил, чтобы нарядить избу. Так и говорили - нарядить"

Русская изба, статья А.П. Рогова, подробнее Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеMSN Messenger
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



Журнал модерирования


© 2002-2018 Все права принадлежат Anastasia.ru!
Все материалы, публикуемые на этом сайте, могут быть использованы на усмотрение Фонда "Анастасия", в том числе, и в выпусках Альманаха. Если Вы используете материалы с нашего сайта, то ссылка на нас обязательна. За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация Фонда "Анастасия" ответственности не несёт!


Powered by рhрВВ © 2001, 2002 рhрВВ Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB