Здравствуйте, друзья!
В прошедшие новогодние каникулы в наше поселение приезжали замечательные гости из поселений Большой Камень (Вологодская обл.) и Гришино (Ленинградская обл.) - Антонида Кулясова с дочкой Машей, Ляйсан Мирзагитова и ЛенаТитова. Они много времени посвятили изучению русских традиций, в частности, традиционных праздников и костюмов. На семинаре, посвященному последнему, мне удалось поприсутствовать. Даже не смотря на то, что сама я не являюсь ярой поклонницей русских национальных одежд, я получила колоссальное удовольствие от увиденного и услышанного, почерпнула много полезной информации и даже решила непременно сшить себе на лето сарафан и покосную рубаху. Я попробую рассказать то, что услышала на семинаре, и надеюсь, что вам тоже будет интересно об этом прочитать
. К сожалению, фотографии вышли не слишком удачные, поскольку фотографировала без вспышки, чтобы не мешать рассказчикам, но все-таки общее впечатление, думаю, они составить помогут. Итак.
Если мы говорим о традиционном празднике, то нельзя не сказать о традиционной одежде, которая является неотъемлемым атрибутом такого праздника. Конечно же, традиционная одежда очень красива. Даже сейчас легко увидеть в кафе или еще где-то, как человек, мужчина или женщина, одев традиционную одежду, преображается. Вот, вроде бы, обычная женщина, не сказать, что сильно красивая, а одела она костюм, головной убор, и все вокруг хором говорят – какая красавица! Конечно же, традиционный костюм очень-очень украшает.
На самом деле он очень удобный, хотя в первый момент это может показаться не так. Есть среди нас те, кто все время ходит в традиционном костюме, в городе, и, конечно же, это привлекает очень много внимания. Но сегодня вполне можно подобрать или сшить себе одежду, если не совсем традиционную, но в этническом стиле, приближенную к традиционной, которая не будет столь броской.
Если говорить о женском костюме, то к концу XIX – началу XX века традиционный костюм получил максимальное разнообразие формы, это был период расцвета костюма, после которого он начал увядать в том смысле, что началось его исчезновение. Но он бы не исчез, если бы не было определенной политики по отношению к этому костюму – он начал высмеиваться, стало считаться, что ношение такого костюма – признак деревенщины, необразованности, отсталости.
История костюма очень древняя. И, конечно же, десять веков назад костюм был иной, нежели мы сейчас его себе представляем. Но при этом на протяжении веков ничего не терялось, просто происходило накопление. Те формы, которые были, не исчезали, просто к ним добавлялось что-то новое. Поэтому в традиционном костюме можно встретить и более архаичные, и более современные формы. В конце XIX – начале XX века в традиционном костюме начали появляться городские черты, детали костюмов, которые носили модные горожане.
Основными элементами традиционного женского костюма являлись, конечно же, рубаха, на севере – сарафан, на юге – понёва, юбка (деление такое, конечно же, условное), в центральных областях встречалось и то, и другое. Как правило, был передник, или запон, или по-другому – занавеска. Конечно же, обязательно был головной убор, очень разные головные уборы, разных типов. Но основной принцип был таков, что женский головной убор должен был полностью закрывать волосы, девичий же головной убор – это просто полоска вокруг головы (широкая или узкая), макушка же и коса оставались открытыми. В этом основное отличие.
Еще был такой очень важный элемент как пояс. Когда мы начинаем заниматься традиционным костюмом, то должны понимать, что пояс был главным элементом костюма. Потому что можно надеть на себя все – рубаху, сарафан, коротёну, занавеску, головной убор, – но без пояса для человека традиционной культуры мы все равно оставались бы раздетыми, т.е. выглядели бы подходяще для социального взаимодействия. Все знают выражение «распоясался». Это означает, что человек ведет себя неадекватно, т.е. он проявляет несоответствующие социальные формы поведения. И действительно, считалось, что человек с поясом – это человек, готовый к взаимодействию с другими людьми. Распоясывались только тогда, когда проводили обряды, взаимодействия со стихиями, с природой. Не все, разумеется, а требующие сильного взаимодействия.
Интересно, что в традиционной культуре было несколько поясов. В том числе нательные пояса – такая маленькая веревочка, которая одевалась на тело. В некоторых регионах в них даже ходили в баню и спали. Это был оберег. Пояс был этаким «дохристианским крестом», в том смысле, что его также носили на себе, не снимая. Про пояс можно говорить много, но главное, что необходимо понять – это то, что пояс был одним из основных элементов.
У мужчин костюм состоял тоже из рубахи, порток и пояса. Находки исследователей говорят о том, что у женщин было около сорока нарядов. Вы только представьте! У кого из вас сорок нарядов? ):. Каждый наряд одевался по определенному поводу. К примеру, если женщина потеряла кого-то из родни и была в печали, то надевала определенную одежду. И когда она шла по улице, то ей выражали сочувствие. Или девушка, которая никогда не была замужем, должна была носить определенный вид одежды и не могла одеться по-другому. Обилие женских нарядов говорит о том, что женщина была как богиня, у нее было все. Это ткалось еще до замужества. Среди находок много женской одежды и почти нет мужской. Потому что у мужика была одна-две рубахи, может быть еще праздничная. И все. Еще причина, почему так мало находится мужских рубах – они снашивались, поскольку мужчины выполняли много физической работы, они рвались и выбрасывались. Поэтому повседневных рубах находится очень мало, а те, которые попадаются, – в основном праздничные. Хорошо сохранившаяся женская одежда тоже в основном праздничная.
Сначала немного о рубахах. Чем отличается традиционный крой – это тем, что в нем нет, особенно в старом крое, извилистых линий, все элементы представляют собой простые геометрические фигуры: ромбы, квадраты, прямоугольники, треугольники. То есть все делается очень просто, и любой человек, не зависимо от того, есть ли у него способности к шитью или нет, может легко сшить и традиционную рубаху, и традиционный сарафан, и штаны.
Шили из домотканого льняного или конопляного полотна. Шить старались так, чтобы было как можно меньше швов. Считалось, что швы это не очень хорошо. Поэтому рубаха кроилась так, чтобы не было плечевых швов. В общем-то, швы на плечах, когда работаешь, мешают. Поэтому просто бралось полотно (домотканое полотно обычно имело ширину не больше 60 см), перебрасывалось через плечи и в нем вырезалось отверстие для головы. К горловине иногда пришивался воротник-стойка, или она собиралась на сборку или просто украшалась вышивкой. Вообще вышивкой обрабатывались все швы, она выполняла на срезах функцию оберега.
Потом к этому полотну пришивались рукава. Они были широкие. У мужской рубахи ширина полотна на рукав была сантиметров 60, у женской 40-50, в зависимости от толщины руки. Такой широкий рукав ближе к кисти либо сажался на манжет, либо собирался на сборку (но ткань не резалась для сужения!). Иногда шились женские праздничные рубахи с ооочень длинными рукавами, которые собирались на браслеты. И при необходимости браслеты могли сниматься, и рукав распускаться (например, невеста расплакалась – рукавом утерла глаза).
По бокам рубахи делались прямоугольные вставки по ширине тела носящего. Поскольку крой рукавов был очень простой, не такой фигурный, как сейчас, то для того, чтобы рукав имел объем, в шов делались вставки в форме ромбов или треугольников.
Чтобы рубаха служила дольше верхнюю плечевую часть делали двойной, с подоплекой. Подоплека выкраивалась так же, как и рубаха, без плечевых швов и подшивалась снизу. (Сейчас горловины обшивают косой бейкой, но раньше ткань кроили только по прямой.)
Еще одна разновидность кроя – подоплека и рукава делались из одного куска полотна.
Еще один вид кроя рубах – похожий на современные рукава типа реглан. Четыре прямоугольника – два рукава, передняя, задняя часть – скрепляются по верхней кромке, по углам. Затем сшиваются боковые швы, делаются вставки. Горловина стягивается на сборку.
Верхняя часть женской рубахи, которая была видна из-под сарафана, украшали вышивками. Нижняя часть была простой. На праздничных рубахах, с богатой вышивкой, нижнюю часть, когда она снашивалась, могли просто менять, отдельно от верхней.
Женская рубаха была довольно длинной. По подолу часто обрабатывалась вышивкой. Вышивкой же украшали горловину, рукава. На мужских рубахах вышивка была, как правило, только на горловине, подол не вышивался. И мужская рубаха была, конечно же, короче женской.
Существовал еще такой вид женской одежды, как покосная рубаха. На сенокос женщины одевали не сарафаны, а вот такие рубахи.
Следующим основным элементом женской одеждой в северных губерниях являлся, конечно же, сарафан.
Первый его вид – косоклинный сарафан. Свое название он получил благодаря особенности кроя: по бокам двух прямых полотнищ ткани спереди и одного центрального полотнища на спине вставлялись косые клинья. В идеале каждые два клина должны образовывать прямой угол (полный косоклин), обычно же угол клиньев зависел от имеющейся ширины ткани.
В старину, для того что бы сшить полный косоклинный сарафан необходимо было около 45 метров узкого тканого полотна. Сейчас уходит 6-7метров льна, ситца, бязи (на неполный косоклин-4 метра льна).
Другой очень популярный и сегодня вид сарафана – круглый сарафан. Отличается очень простым кроем - он шьется из прямых полотнищ, собранных на груди и спине. Основной нюанс – сзади складок в несколько раз больше, чем спереди. К примеру, на переднюю часть сарафана, который на фотографии, пошла одна ширина полотна (70 см), а на заднюю – четыре (!) ширины полотна. Задние складки гораздо мельче передних, чем они мельче, тем красивее сарафан.
Держатся сарафаны на плечах за счет бретелек. Чтобы они не падали с плеч, как у современных изделий, выкраивается так называемая лягушечка. Она фиксирует бретельки на плечах. К ней уже пришиваются сами бретельки.
Подол сарафана обязательно украшался отделкой и утяжелялся полоской плотной ткани, которая защищала подол от износа. Если подол испачкался или обтрепался.
Юбки шили по такому принципу – складки закладывались по бокам встречные, посередине бантовая. У юбки, в отличие от сарафана, спереди и сзади складки одинаковые. Некоторые скажут, такие юбки, со сборками хороши только на худеньких, а другие становятся похожими на «бабу на чайнике». Тут есть свой секрет. Чтобы юбка хорошо сидела, складки сверху застрачиваются на ширину от 5 до 7 сантиметров, то есть верхняя часть получается такая плотная. Сама юбка делается не по талии, а чуть-чуть пониже. По подолу – обязательно утяжеление, оттягивающее складки, благодаря чему все фигуры в таких юбках выглядят точеными. Глубокая бантовая складка посередине сужает перед, и за счет нее юбка хорошо сидит. Вот такая юбка хорошо смотрится и на худенькой, и на полной фигуре. Застегивается на кулиску. Вообще народной одежде часто делалось так, чтобы ширина могла регулироваться.
А это уже в инете я нашла симпатичный сайт, с описанием элементов
народного костюма, в частности,
раскроя сарафанов